Екатерина Фадеева
Познавательный проект «Цветные льдинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Срок проекта : краткосрочный
Тип, вид проекта : познавательно-исследовательский
Участники проекта : воспитанники разновозрастной группы, воспитатели, родители (законные представители)
Гипотеза: если мы подкрасим воду и заморозим ее, то получим цветные льдинки.
Цель: Формирование у детей представления о свойствах и изменениях воды и льда через исследовательскую деятельность в условиях детского сада в зимний период.
Задачи:
Публикация «Познавательный проект „Цветные льдинки“» размещена в разделах
1. Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению. Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на её свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества).
2. Развивать мыслительные способности детей: анализ, классификацию, сравнение, обобщение.
3. Развивать исследовательские и творческие способности детей.
4. Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми.
Актуальность проекта
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. На основе этого был создан проект «Цветные льдинки».
Основные методы и формы работы по реализации проекта :
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- просмотр презентаций, мультфильмов;
- опыты, эксперименты;
- наблюдения;
- анализ
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
Подбор иллюстративного материала по теме, дидактических игр, материалов для игр; подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме. Анализ научной и методической литературы.
Предварительные виды деятельности с детьми:
• Просмотр развивающего мультипликационного фильма «Смешарики. Лёд.», «Цветной лёд с шариками Орбиз»;
• Рассматривание иллюстраций с изображением разных фигур изо льда, фотографий с изображением снежных городков;
• Рассматривание льда из холодильника;
• Наблюдения за природными явлениями (снег, иней, сосульки, гололед, мороз и т. д.);
• Подготовка оборудования для опытов
2 этап – основной (практический)
Цели: формировать представления детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная без цвета, без вкуса, подкрашенная, цветная, льется); экспериментально-исследовательская деятельность: как воду превратить в лед, как лед превратить в воду?
Опыт № 1 Материалы и оборудование: емкости разного размера и формы, вода. Дети поочередно наполняют эти емкости. В ходе деятельности, с помощью воспитателя, обобщают, что воду можно переливать из одного сосуда в другой. Вывод: вода текуча.
Опыт № 2 Материалы и оборудование: графин с питьевой водой, стаканчики.
Дети наливают воду в стаканчики и пробуют на запах. Дети делают вывод: вода не имеет запаха.
Опыт № 3 Материалы и оборудование: несколько прозрачных емкостей с водой (стаканы, кувшины, мелкие предметы (игрушки, пуговицы, детали от конструктора и т. д.) Емкости с водой и набор предметов приготовлены для погружения предметов в воду. Дети опускают в прозрачные сосуды с водой разнообразные предметы и понимают, что эти предметы видны. Вывод: Вода прозрачна, она не имеет цвета.
Опыт № 4 Материалы и оборудование: вода в прозрачных сосудах, гуашь или краски, кисточка, контейнеры из-под яиц, стаканчики, салфетки.
Воспитатель показывает детям, что вода может растворять различные вещества и менять при этом цвет. Растворяет в стаканчике гуашь красного цвета. Дети присоединяются к практической деятельности - эксперименту и самостоятельно растворяют в воде гуашь (краски) разных цветов. Дети рассматривают полученный раствор и делают вывод: вода меняет цвет от вещества, растворенного в ней.
Опыт № 5 Материалы и оборудование: емкость с водой.
Воспитатель выносит неподкрашенную и подкрашенную воду в стаканчиках на подоконник. На следующий день заносит обратно в группу. Делается вывод, что вода замерзла и превратилась в лед. Воду в стаканчике оставляют в теплом месте. Лед начинают таять, появляется вода. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что лед растаял от тепла и от тепла ладошек.
Опыт № 6 Материалы и оборудование: бутылки с цветной водой, формочки.
Дети выходят на прогулку и выносят бутылки с цветной водой на улицу, разливают их в формочки, наблюдают за ними в течение прогулки. В конце прогулки проверяют, что произошло и изменилось. Делают следующий вывод, что вода постепенно превращается в лед на морозе и вода в формочках превратилась в цветную льдинку
3 этап – заключительный
1. На заключительном этапе мы провели беседы «Как все было», «Что понравилось больше всего и запомнилось?», «О каких свойствах воды и льда мы узнали?»
В результате исследования мы узнали:
1. Вода растворяет в себе краску.
2. Чем больше краски, тем интенсивней цвет воды.
3. При воздействии низких температур вода превращается в лед и приобретает необходимую форму, при воздействии тепла лед превращается в воду.
Наша гипотеза подтвердилась. Когда мы подкрасили и заморозили воду, получились цветные льдинки.
2. Оформление выставки «Наши цветные льдинки».