Елена Абрамова
Познавательный проект «Азбука дорожного движения» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
Публикация «Познавательный проект „Азбука дорожного движения“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожного – транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, освоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Цель проекта :
- Формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Закрепить у детей знания некоторых дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах, дорогах и во дворах. Обучать безопасному поведению в дорожной среде.
- Формировать представления о разных разновидностях транспорта.
- Привлечь родителей к деятельности направленной на охрану жизни и здоровья детей.
Развивающие задачи:
- Развивать воображение и умение переносить знакомые образы в новую творческую ситуацию.
- Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Воспитательные задачи:
- воспитывать нравственные качества личности, необходимые для усвоения и выполнения правил дорожного движения : внимательность, наблюдательность, дисциплинированность;
- воспитывать навыки культурного поведения на улице и в общественном транспорте.
Тип проекта : информационно – творческий.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители и воспитатели.
Срок реализации: ноябрь – май.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы).
2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)
3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения
Проект реализуется по двум направлениям:
1. совместная деятельность с детьми.
2. взаимодействие с родителями.
Совместная деятельность с детьми:
1. Транспорт.
2. Улица.
3. Движение транспорта и пешеходов.
4. Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
5. Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
6. Правила поведения в транспорте.
7. Велосипед, самокат.
Работа с родителями:
1. Родительское собрание
«Как знакомить детей с правилами дорожного движения»
Папка-передвижка «Дорожно-транспортный травматизм»
2. Консультация «Обучение детей наблюдательности на улице».
Составление фотоальбома «Наша улица»
3. Консультация «Учите детей правильно обходить транспорт»
4. Составление воспитателем рекомендаций для родителей старшего
дошкольного возраста: по правилам дорожного движения; культурному и
безопасному поведению в общественном транспорте, в машине.
Папка-передвижка «Зимние забавы, дети и транспорт»
5. Консультация для родителей «Стань заметней на дороге»
Конкурс «Необычный фликер»
6. Индивидуальные беседы «Как воспитывать примерное поведение при
пользовании общественным транспортом»
7. Изготовление макета «Безопасность на дороге»
Консультация «Ребенок во дворе»
Предполагаемый результат:
1. Раскрыть актуальность данной проблемы и активизировать родителей во взаимном ознакомлении детей с правилами дорожного движения и соблюдения их;
2. Совершенствуются знания детей о правилах поведения на дороге, улице и транспорте;
3. Координируется деятельность по охране и безопасности жизни детей между воспитателями и родителями.
Реализация
У детей старшего возраста небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («Знаки дорожного движения», «Правила для пешеходов и пассажиров», «Фликер- важный помощник на дороге»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
• изготовление стендов с наглядной информацией;
• заочные и очные консультации;
• тематическое родительское собрание;
• совместная детско-родительская творческая деятельность.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ с детьми
ноябрь
Тема: «Транспорт».
Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт).
Беседа: «Беседа об автомобильном транспорте»
Чтение худ. Литры: М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице»
Конструирование «Автобус».
Дидактическая игра «На островке».
Строительные игры «Гараж», «Улица с автобусными остановками».
Подвижная игра «Цветные автомобили».
Рисование «Грузовая машина».
Сюжетно-ролевая «Гараж»
Декабрь
Тема: «Улица».
Формировать понятия: «одностороннее и двустороннее движение»; закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, «островок безопасности», ограничительная линия.
Беседа «Фликер – важный помощник на дороге».
Чтение худ. Литры: С. Михалков «Моя улица», А. Дмоховский «Чудесный островок».
Конструирование «Городок для любимых игрушек».
Аппликация (коллективная работа) «Машины едут по улице».
Дидактические игры: «Знай и выполняй правила уличного движения», «Наша улица».
Подвижная игра «Зебра».
Сюжетно-ролевая игра «На дорогах города».
Январь
Тема: «Движение транспорта и пешеходов»
Формировать понятие «правостороннее движение». Учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус и трамвай.
Беседы: «Правила для пешеходов и пассажиров», «Опасные участки на дороге»
Чтение худ. литры: Я. Пишумов «Азбука города», Г. Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино»
Рассматривание картины «Обход транспорта».
Сюжетно-ролевая игра «Пешеход».
Подвижная игра «Будь внимательным».
Февраль
Тема: «Регулируемый пешеходный переход. Светофор».
Закрепить знания о сигналах светофора и правила поведения при их смене.
Беседа «Наш помощник светофор», «История создания светофора», «Сигналы светофора».
Чтение худ. литры: С. Прокофьев, Г Сапгир «Мой приятель — светофор», М. Пляцковский «Светофор»
Лепка «Светофор».
Дидактические игры: «Светофор», «Включи сигнал», «Пешеходный светофор».
Строительная игра: «Мы — пешеходы».
Подвижная игра : «Светофор».
Ситуации: «Дети на проезжей части», «Желтый сигнал светофора»
Март
Тема: «Дорожные знаки»
Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков : «Пешеходный переход» «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход».
Беседа «Зачем нужны дорожные знаки»
Чтение худ. лит- ры: В. Семерин «Запрещается — разрешается»
Рисование «Дорожные знаки»
Сюжетно-ролевая игра «Автошкола»
Дидактические игры: «Дорожное лото», «Кто больше назовет дорожных знаков?», «Собери знак».
Строительная игра: «Постройка переходов».
Ситуации: «Я не знаю дорожных знаков», «Как старушке перейти через дорогу?»
Подвижная игра «Передай жезл»
Апрель
Тема: «Правила поведения в транспорте».
Уточнить правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадки, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить — с передней.
Беседы: «В городском транспорте», «Зачем нужны правила пассажирам»
Чтение худ. Литры: С. Михалков «Шел трамвай десятый номер», С. Маршак «Автобус номер 26»
Рисование «Люди входят и выходят»
Дидактические игры: «Правильно — опасно», «Найди безопасную дорогу», «Что сначала, что потом».
Строительная игра: «Строители пассажирских остановок».
Подвижная : «Найди каждый свою остановку».
Ситуации: «В автобус входит инвалид», «Передайте плату за проезд».
Сюжетно-ролевая: «В автобусе»
Развлечение «Изучаем правила дорожного движения»
Май
Тема: «Велосипед, самокат».
Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате.
Беседы: «Игры во дворе», «Безопасное поведение на улице»
Чтение И. Кончаловский «Самокат»
Лепка «Самокат».
Дидактические игры: «Запрещается — разрешается», «Подбери цвет», «Далеко — близко».
Ситуация: «Мне купили новый велосипед».
Подвижные игры : «Озорной мячик», «Уроки катания на велосипедах и самокатах»