Алия Файзуллина
Познавательный интерес к объектам живой природы
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности детей, что позволяет воспитателям успешно формировать и развивать интересы ребёнка, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни в целом. Особый вид интереса – интерес к познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес.
Публикация «Познавательный интерес к объектам живой природы» размещена в разделах
С точки зрения Г. И. Щукиной, познавательный интерес – это избирательная «направленность личности на предметы и явления окружающей действительности». Она характеризуется постоянным стремлением ребёнка к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном же случае интерес к предмету или деятельности не может носить характера подлинной познавательной направленности : он может быть случайным и поверхностным.
Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую работу человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.
Таким образом, познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения