Светлана Павлова
Дидактическое пособие-макет по ФЭМП для детей 3–6 лет «В мире живой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Павлова Светлана Валентиновна, воспитатель государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 ж. -д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области структурного подразделения детский сад «Звездочка».
Пособие «В мире живой природы» предназначено для формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений. Учитывая особенность мышления детей дошкольного возраста, как наглядно-действенное и образное, формирование элементарных математических представлений, целесообразно осуществлять с опорой на наглядность, а именно: в игровой форме, так как игра самая лучшая форма обучения и развития ребенка, она не утомляет его и всегда вызывает интерес. Содержание пособия соответствует воспитательно-образовательным задачам «Программы воспитания и обучения в детском саду», раздел «Формирование элементарных математических представлений».
Публикация «Дидактическое пособие-макет по ФЭМП для детей 3–6 лет „В мире живой природы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Пояснительная записка
В работе с детьми дошкольного возраста одним из главных компонентом работы является формирование мотивации к учебной деятельности, поддержание интереса к познавательной деятельности. Для решения поставленной задачи хорошо использовать дидактические пособия. Во-первых, они привлекают внимание детей своей красочностью и необычной формой в процессе образовательной деятельности. Во-вторых, дидактическое пособие способствуют формированию и развитию у детей произвольного внимания, они учат соблюдать определенные правила, организовывать собственную деятельность, планировать ее. И, наконец, дидактические игры можно использовать для закрепления любого материала, подбирая для игры необходимые вам задания, по своему усмотрению вы можете менять сложность игры, изменять правила игры.
Пособие «В мире живой природы» предназначено для формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений. Учитывая особенность мышления детей дошкольного возраста, как наглядно-действенного так и образного, формирование элементарных математических представлений целесообразно осуществлять с опорой на наглядность, а именно: в игровой форме, так как игра самая лучшая форма обучения и развития ребенка, она не утомляет и всегда вызывает интерес, развивает связную речь и обогащает словарь.
Цель данного пособия:
- Раскрытие основных направлений математического развития детей 3-6 лет и задач в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- Приобщение к математическим знаниям с учётом возрастных особенностей детей;
- Введение ребёнка в мир математически через игровую деятельность;
Задачи:
Развивать потребность активно мыслить;
- Развивать логическое мышление;
Формировать инициативность и самостоятельность;
- Обеспечивать вариативность и разнообразие содержания Программы и организованных форм её усвоения;
- Формировать и развивать приёмы умственной деятельности (сравнение, обобщение, классификация, анализ и синтез).
Общаясь с игрушкой, малыши развивают мелкую моторику рук, приобретают сенсорный опыт, знакомятся с основными цветами. В процессе игры дети закрепляют знания о временах года, их последовательности. На занятиях по формированию элементарных математических представлений дети учатся ориентироваться в пространстве, закрепляют знания о геометрических фигурах, о величине предметов, их группировании, упражняются в выделении одного предмета из группы, в уравнивании групп предметов, учатся классификации предметов, у детей развивается мышление, речь, творческое воображение, ребенок начинает делать первые самостоятельные выводы. Все это важно для подготовки детей к школе.
Новизна данного пособия заключается в том, что после того, как ребенок познакомится с новым материалом, он имеет возможность закрепить полученные знания в самостоятельной игровой деятельности, проявляя свою фантазию, творческое воображение и т. д. В процессе этой деятельности ребенок имеет возможность придумать новые варианты игр.
Дидактическое пособие составлено с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста и опирается на основные принципы дошкольной педагогики Содержание пособия соответствует воспитательно-образовательным задачам «Программы воспитания и обучения в детском саду», раздел «Формирование элементарных математических представлений».
Рекомендуется использовать в непосредственной образовательной деятельности и в свободной деятельности детей. Форма организации игры - индивидуальная или с небольшой подгруппой детей. Данное пособие - игрушка предназначена для детей 3-7 лет.
Пособие «В мире живой природы» представляет собой игрушку, сделанную из папье-маше (деревья, пеньки, птицы, бросового материала (коробок размером 45х45 (полянка, искусственные цветы, сторожка для лесника, из пряжи белого, зеленого и бурого цветов для передачи особенностей земляного покрова по времени года, прилагаются четыре контейнера с атрибутикой для оформления какого-либо времени года, игрушки изображающие диких и домашних животных, стойки с разными по цвету геометрическими фигурками, на которых прописаны правила поведения в лесу, а также фигурка человека, олицетворяющего лесника.
В комплект пособия входят игрушки, изображающие животных и птицы наших лесов, знакомых детям. Знания, полученные во время бесед, наблюдений и образовательной деятельности будут углублены, дополнены и закреплены во время игры с данным дидактическим пособием.
Здесь представлены растительноядные и хищные, впадающие и не впадающие в зимнюю спячку животные. Это позволяет показать, как приспособлены дикие животные к естественным условиям жизни в разное время года. Представления о жизни животных помогут детям понять некоторые основы экологии. Это будет способствовать формированию у детей разумного и бережного отношения к природе уже с дошкольного возраста. Знакомство детей с особенностями животных, с взаимосвязями, существующими в природе, имеет большое значение для умственного воспитания: развивает познавательный интерес к природе, мышление (умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать простейшие умозаключения).
Представлено несколько игр по данному пособию.
КАРТОТЕКА ИГР
Игра «Какое по величине животное?»
Дидактическая задача.
Упражнять детей в умении называть животных (птиц, определять величину животных (птиц). Развивать речь, мышление, память у детей.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям поселить на лесной полянке диких животных (либо зимующих птиц на деревья) и задает вопросы: «Кто из животных (птиц) на полянке самый большой по величине? (кто самый маленький по величине?».
Игра «Угостим заек морковкой»
Дидактическая задача
Учить детей уравнивать группы предметов, развивать мышление, речь у детей.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям позаботиться о диких животных и покормить их. Выставляет 5 заек на полянке и 4 морковки в корзинке. Сначала просит детей посчитать сколько на полянке заек, за тем перед каждым зайкой положить морковку и посчитать ее. Воспитатель спрашивает детей: «Сколько заек и сколько морковок?», «Чего больше и на сколько?», «Что нужно сделать, чтобы и заек и морковок было поровну?» (добавить одну морковку).
Игра «Отгадай-ка»!
Дидактическая задача.
Учить детей определять местонахождение названного животного в порядковом ряду, отвечать на вопрос: «На каком по счёту месте?». Развивать речь, мышление, память у детей.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям поиграть на лесной полянке, а для этого им нужно выстроить диких животных в ряд, затем, отвечая на вопрос педагога: «На каком по счёту месте стоит заяц (лось, волк, кабан?», ребёнок должен определить порядковый номер данного животного.
Игра «Зимующие птицы»
Дидактическая задача
Учить детей узнавать и называть зимующих птиц, классифицировать по виду (зимующая, перелётная, определять количество. Развивать внимание, память, активизировать словарный запас у детей.
Ход игры
Ребенок должен выбирать из множества птиц только зимующих,посадить их на деревья назвав их вид. Воспитатель может задать вопрос: «Какие птицы разместились на дереве?», «Сколько их по счёту?», «Какая из птиц самая маленькая по величине» и т. д.
Игра «Что изменилось?»
Дидактическая задача.
Развивать у детей быстроту мышления, внимание и речевую активность.
Ход игры
На полянке выставляется животные (от 3 до 10). Воспитатель просит детей внимательно посмотреть на животных и запомнить их расположение. За тем ребенок закрывает глаз, а воспитатель меняет местами животных. Ребенок открыв глаза должен дать ответ на вопрос: «Что изменилось?», «На каком по счёту месте стояла лиса (заяц, кабан,волк и т. д., а на каком месте сейчас стоит?» и т. д. Можно усложнить игру, переставляя местами не две, а три фигурки животных.
Игра «Как пройти к сторожке?»
Дидактическая задача
Учить сравнивать предметы по длине и ширине, активизировать словарный запас у детей.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям поиграть со зверюшками на полянке и взяв двух зверей (зайку, белку, и одного поместить на узкую и длинную тропинку, а другого на широкую и короткую. На вопрос воспитателя: «На какой тропинке находится зайка?», «А на какой белка?». Детям нужно давать полный ответ (Например: «Зайка находится на узкой тропинке», а белка на широкой»).
Игра «Куда присела птичка?»
Дидактическая задача
Учить детей ориентироваться в пространстве, формировать словарный запас у детей.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям поиграть с птичкой, которая будет перелетать с ветки на ветку, а детям нужно определить куда именно она села (Например: птичка села на верхнюю (нижнюю)ветку. Или можно задать вопрос: «Какое дерево находится справа (слева, по середине).
Игра «Определи по высоте деревья»
Дидактическая задача
Учить детей различать предметы разной величины в порядке возрастания и убывания и называть их: большой, поменьше, самый маленький, а так же: маленький, по больше, самый большой, средний. Формировать у детей словарный запас, развивать разговорную речь.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям разместить птичек на деревья разной величины (по возрастающей): воробья-на маленькое дерево, синичку-на дерево побольше, а дятла-на самое большое дерево. Затем задает детям вопросы: «На каком дереве сидит воробей?», «На каком дереве сидит дятел?», «На каком дереве сидит синичка?».
То же самое воспитатель предлагает проделать, но уже в убывающем порядке, размещая птиц в следующем порядке: воробья-на высокое дерево, синицу-на дерево по меньше, дятла -на самое маленькое дерево. Затем задает детям вопросы: «На каком дереве сидит воробей?», «На каком дереве сидит дятел?», «На каком дереве сидит синичка?»
Список литературы:
1. Агранович З. Е. Времена года С. П. - ДЕТСТВО-ПРЕСС 2009.
2. Байкова Л. А. Технология игровой деятельности. - Рязань: РГПИ, 1994. - 108 с.
3. Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству». – С. П. - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 128с.
4. Колесникова Е. В. Математика для детей 4-5 лет. Методическое пособие. – «ТЦ Сфера», 2015
Материал к методическому пособию