Безносенко Татьяна
Познавательный информационно-творческий проект в старшей группе «Безопасность детей — забота взрослых!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование у воспитанников и их родителей ответственности в деле сохранения здоровья через проектную деятельность»
Описание: Познавательный проект по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге.
Тип проекта: Информационно-творческий.
Публикация «Познавательный информационно-творческий проект в старшей группе „Безопасность детей — забота взрослых!“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Продолжительность: Краткосрочный – 1 месяц.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
По количеству участников: групповой.
Интеграция образовательных областей:
• Социально – коммуникативное развитие
• Речевое развитие
• Познавательное развитие
• Физическое развитие
• Художественно – эстетическое развитие
Основная направленность проекта: данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Предусматривает работу с родителями по данному вопросу. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Мероприятия проводятся в свободное от занятий время в виде бесед, викторин, занятий познавательного цикла, наблюдений за движением транспорта, чтение художественной литературы, конкурсы рисунка, отгадывание загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Игры – соревнования, физкультминутки, пальчиковые игры, разминки, оформление макета городской улицы, плаката по безопасности поведения.
Актуальность темы: Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах. Актуальность проекта связана с тем, что дети данного возраста мало считаются с реальными опасностями на дороге. У них отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, и ее скорость и переоценивают собственные способности, считая себя быстрыми и ловкими. Поэтому изучение Правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвященная изучению Правил дорожного движения. Она может быть эффективной при условии тесного сотрудничества с родителями и взрослыми, сопровождающими детей в дошкольное учреждение.
Цель проекта: Сформировать у детей и их родителей ответственность за сохранение собственного здоровья путем обучения основам безопасного поведения на улице, уточнить и систематизировать знания о правилах дорожного движения.
Задачи проекта:
Образовательные:
• Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее;
• Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
• Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;
• Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
• Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
• Формировать у детей осознанного отношения к соблюдению ПДД, чувства ответственности;
Развивающие:
• Развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;
• Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
• Развивать у детей чувства контроля и самоконтроля;
• Развивать память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку;
Воспитательные :
• Воспитание нравственных качеств личности, необходимых для усвоения и выполнения правил дорожного движения: внимательность, наблюдательность, дисциплинированность;
• Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения;
• Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;
Предполагаемый результат:
• Воспитать грамотного пешехода;
• Научить ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения выходы из них.
Продукт проектной деятельности:
• Разработка картотек дидактических и подвижных игр;
• Разработка консультаций для родителей;
• Макет городской улицы «Город радужных умельцев» для сюжетно - ролевых игр;
• Разработка бесед по темам ПДД и общей безопасности детей.
• Игра-викторина: «Пешеход на улице»;
• Создание плаката «Безопасность детей – забота взрослых!».
Введение: Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста – подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению). Вдумайтесь, одна треть детей не старше 6 лет, которые пострадали во время автомобильной катастрофы, погибли в собственных дворах, на автомобильных парковках и просто на дорогах. Можно сказать, что дети страдают в основном из-за нас самих, то есть взрослых участников дорожного движения. Именно мы являемся примером не только своему ребенку, но и другим детям.
Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность.
Во второй младшей группе обучение проводится путем ознакомления детей с ориентировкой в пространстве, сравнения предметов, формой и цветом, видами транспорта.
Со средней группы знакомят детей с правилами перехода дороги, побуждают отвечать на вопросы во время прогулок, разучивают стихотворений. На занятиях по рисованию дети рисуют грузовой автомобиль, по аппликации делают светофор. На физкультурных, музыкальных занятиях, в подвижных играх обучают детей ориентироваться в пространстве.
Более углубленно проводится работа по этой теме в старшей группе. Но беседуя с детьми, выясняется, что у большинства нет знаний об элементарных правилах дорожного движения. По результатам анкетирования оказалось, что многие дети вместе с родителями не всегда соблюдают эти правила. Для закрепления знаний используются целевые прогулки, беседы, подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры.
В подготовительной группе знания по правилам дорожного движения дополняются и расширяются. Дети знакомятся с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров.
Поэтому помочь детям избежать опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения.
Важно знать, что могут сами дети:
НАЧИНАЯ с 3-4лет ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он еще представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.
НАЧИНАЯ с 6 лет ребенок все еще имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые; большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или машина; они еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч, катящийся по проезжей части, может занять все их внимание.
ЛИШЬ НАЧИНАЯ с 7 лет дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой. Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии, что позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап :
Постановка проблемы перед детьми и родителями : «Зачем нам нужны правила дорожного движения?». Анкетирование родителей по ПДД. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, раскраски); дидактических и сюжетно-ролевых игр, бесед. Подготовка материала для продуктивной деятельности. Пополнение предметно-развивающей среды.
2. Этап реализации проекта:
• Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», А. Северный «Три чудесных света», «Светофор-регулировщик», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой.», «Посмотрите, постовой!», «Правила», Н. Носов «Автомобиль», Н. Кончаловская «Самокат»; подборка сказок для старших дошкольников о ПДД.
• Наблюдения за движением транспорта, работающим светофором, поведением пешеходов на тротуаре и пешеходном переходе.
• Беседы: «Правила поведения на улице», «Наш друг – Светофор!», «Мы пешеходы», «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад?», «Правила перехода улицы», «Дорожные знаки», «Правила поведения в общественном транспорте».
• Минутки безопасности «Я в беду не попаду!» с использованием литературно-художественного материала.
• Физминутки, пальчиковые игры, пословицы и поговорки.
• Подвижные игры: «Сигналы светофора», «Добеги до знака», «Ловкий пешеход», «Цветные автомобили»; «Воробышки и автомобиль», «Стоп – идите», «Поезд», «Зебра», «Будь внимательным».
• Настольно-печатные игры «Красный, желтый, зеленый», «Говорящие знаки», домино «Дорожные знаки», «С Дино я гуляю, в беду не попадаю», раскраски «Азбука безопасности».
• Рассматривание иллюстративного материала «Городские улицы».
• Выставка детских работ «Вышли в море корабли».
• Конструирование из бумаги «Автобус», «Пожарная машина», «Скорая помощь», «Такси», «Троллейбус».
• Сюжетно-ролевые игры «На дорогах города», «Город радужных умельцев», «Дорожное движение», «Путешествие на автобусе».
• Просмотр серий мультфильмов «Уроки тетушки Совы», «Школа Аркадия Паровозова».
• Моделирование и решение проблемных ситуаций: «Футбол на мостовой», «Игры на проезжей части», «Переход или перебежка в неположенном месте», «Заболтались две мамаши…»
• Художественное вырезывание и аппликация для плаката.
• Викторина «Пешеход на улице».
• Консультации для родителей: «Безопасный Новый год», «Азбука для родителей (учим ребенка правилам безопасности)», «Добрые советы для здоровья ваших детей».
• Анкетирование родителей: «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье», «Правила дорожного движения».
• Интерактивные игры: «Правила поведения на улице», «Правила перехода проезжей части», «Дорожные знаки», «Светофор», «Идем с мамой в детский сад».
Заключительный этап:
• Показ настольного театра «Дорожные приключения Пикачу».
• Пополнение предметно-развивающей среды «Город радужных умельцев».
• Создание плаката «Безопасность детей – забота взрослых!»
Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах; нацелить родителей на понимание важности данной темы.
Список используемой литературы:
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста.»: Просвещение, 2007г.
2. К. Ю. Белая «Я и моя безопасность.» Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная пресса, 2010г.
3. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах» : методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М. : ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.
4. Л. А. Вдовиченко «Ребенок на улице»., «Детство – пресс», 20087г.
5. Т. Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста». Учебное пособие. – М. : педагогическое общество России, 2005г.
6. Л. Б. Поддубная «Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, «Корифей», 2009.
7. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку», м., «Издательство Скрипторий 2003», 2005г.