Бахар Маглиева
Познавательные формы взаимодействия с родителями в практике работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательные формы взаимодействия с родителями в практике работы 4 группы (ежедневные записки, мнемотехника, модель трёх вопросов)»
Вступление
На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения с семьей требует инновационного подхода.
С целью решения вышеперечисленных проблем, мы разработали систему взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включающую традиционные и инновационные формы работы с родителями.
Публикация «Познавательные формы взаимодействия с родителями в практике работы» размещена в разделах
Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:
- установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов;
- активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения и имеет ряд принципов– сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.
Инновационная составляющая работы дошкольного учреждения связана с целостной поддержкой воспитательного потенциала семей на всех стадиях ее формирования и жизнедеятельности.
Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы.
На сегодняшний день эта задача стоит повсеместно, а у нас это годовая задача детского сада - родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Для этого нужно активно использовать инновационный компетентностный подход к работе с родителями.
Опыт работы воспитателей 4 группы с родителями :
1. Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
2.«Мнемотехника»
Мнемотехника применяется для запоминания не запоминаемой информации.
это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.
Жизнь в группе насыщена яркими событиями. Постоянно проходят праздники, фестивали и конкурсы. Ребята всегда ждут эти необыкновенные дни, ведь им так нравится выступать друг перед другом. Воспитатели и родители тоже в ожидании интересного дня, если бы не одно обстоятельство: нужно выучить много нового материала, например, стихотворение. А оно никак «не хочет учиться»! Именно в этот момент может прийти на помощь особая технология заучивания текстов – мнемотехника, цель которой — помочь развить у детей основные психические процессы: память, внимание, речь, образное мышление.
По правилам мнемотехники информация кодируется (зарисовывается схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку воспроизвести текст.
Изображения рисуются на листе и в ассоциативных цепочках, которые воспитатели или родители легко могут подготовить самостоятельно для более быстрого запоминания текстового фрагмента.
Использование мнемотехники помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным и информативным, но не заменяет традиционного метода заучивания текстов.
Мы «апробировали» эту технологию в группе при подготовке к праздничным мероприятиям. Дети смогли потренироваться в заучивании стихов, пословиц, отгадывании загадок по мнемотехническим таблицам. Родители в свою очередь тоже не остались равнодушны к подобному «новшеству». Они с удовольствием пытались выучить стихи по мнемотехническим таблицам на мероприятии, посвященном женскому празднику 8 Марта.
Согласно результатам анкетирования родителям тоже очень понравилась данная технология. Провелись письменные консультации, изготовлены брошюры, индивидуальные беседы по использованию данной технологии.
С целью единого взаимодействия семьи и детского сада, мы решили продолжить работу с этой технологией.
3. Ваши детки.
Также мы используем модель трёх опросов «Ваши детки» : в любое свободное время воспитатель может поговорит с детьми о том, что они знают или хотят узнать, например, о кошках (космосе, динозаврах). Все высказывания детей записываются в специальную таблицу. Возле каждого высказывания ставиться им автора.
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?
Кошки бывают домашние и дикие. (Миша Т.)
Кошки бывают сиамские, они очень злые и кусачие.
(Вика Р.) Откуда взялись кошки?
(Миша С.)
Какие кошки самые большие в мире? (Вика П.) Прочитать в энциклопедии (Милана П.)
Спросить у родителей
(Настя Д.)
Заполнение таблички вывешивание в группе. Перед этим в группу родителей отправляем информацию :
Дорогие мамы и папы! Наши детки решили больше узнать о кошках. У нас в группе есть энциклопедия «Кошки», но этого крайне недостаточно для того, чтобы удовлетворить их любознательность. Нам очень помогут книги о диких и домашних кошках, фотографии ваших домашних любимцев, ваш рассказы, кошки игрушки и кошки статуэтки. Предлагаем вам принять участие в подготовки выставки фотографий (рисунков, игрушек и т. п.).
«Наши любимые кошки».
В результате такого опроса родители увидят сферу интересов своих детей и получат представления о том, какими способами они готовы получать новые знания. Это, без сомнения, поудит родителей включиться в обсуждение темы с детьми: задать им вопросы, подсказать что-нибудь, ответить, рассеять сомнения и предпринять активные действия - пойти в библиотеку, поискать в интернете необходимый материал, почитать энциклопедию, прийти в группу и пообщаться с детьми.
Данная модель хорошо знакома, нашим родителям.
Заключение
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют :
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.