Валентина Кривощекова
Познавательное занятие «Знакомство с коми-пермяцкой утварью»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по познанию с использованием малого этнографического словаря для детей и взрослых «Коми-пермяцкая утварь».
На тему: «Знакомство с печью, чугунком, ухватом» для детей второй младшей группы.
Цель: Знакомство детей с традиционно-бытовой культурой коми-пермяцкого и русского народов (избой, домашней утварью- печью, чугунком, ухватом).
Задачи:
Публикация «Познавательное занятие „Знакомство с коми-пермяцкой утварью“» размещена в разделах
Обучающие: Познакомить детей с устройством печи, с домашней утварью- чугунком, ухватом. Учить применять имеющиеся знания в процессе дидактических игр, активизируя разнообразные психические процессы и доставлять эмоциональную радость детям. Познакомить детей с названиями на коми-пермяцком языке.
Развивающие: Продолжать развивать способность отвечать на вопросы, активизировать словарь детей, обогащая его новыми словами на русском и коми-пермяцком языках : чугунок, ухват, печь (чугунка, укват, гор).
Воспитывающие: Побуждать детей к обследовательской деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Физическая культура». «Соцализация». «Познание». «Коммуникация». «Музыка». «Художественное творчество».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, художественная.
Опорные понятия (понятийный словарь) : Печь – массивное устройство с лежанкой, используемое для приготовления пищи и обогрева помещений. Кухонная утварь - совокупность предметов домашнего обихода, используемая на кухне для приготовления пищи, такие как - Чугунок – жаропрочная посуда из чугуна небольших размеров, в которой варили пищу. Ухват -приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в печь чугунки.
Методы и приемы на занятии :
Беседа, загадки; создание проблемной ситуации через вопросы к детям; обследовательские действия детей; использование наглядности (малого этнографического словаря «Коми-пермяцкая утварь» и мультимедиа); демонстрация предметов; дидактическая игра на закрепление пройденного материала; дыхательная гимнастика; самостоятельная творческая деятельность детей, направленная на закрепление положительного эмоционального настроя, полученного на занятии.
Оборудование и материалы: Видео-ряд; аудиозапись - Ансамбль-"Горадзуль" - частушки.
Демонстрационный и раздаточный материалы: Интерьер крестьянской избы ( печь с комплексом предметов: ухват, чугунок, малый этнографический словарь «Коми-пермяцкая утварь» карточки с изображенными предметами для дидактической игры.
Оборудование для самостоятельной творческой деятельности детей: раскраски по теме - печь, чугунок, ухват.
Ход НОД: 1. Организационный момент.
Приветствие
Пословицы и поговорки
Бур лун дона ёрттэз! Добрый день дорогие гости!
-Гость в дом – хозяину в радость!
- Красному гостю – красное место!
В: (Хозяйка) (в национальном коми-пермяцком костюме) : - Здравствуйте, мои хорошие да пригожие! Приглашаю вас к себе в избу, к теплой печке. Хоть зима на дворе, а у меня тепло да уютно. Посидим рядком да поговорим ладком.
(Дети входят и присаживаются на стульчики Хозяйка достает из сундука словарь).
2. Беседа с целью создания мотивации детей к занятию.
Хозяйка: Что это? (Сундук)
В: (Хозяйка) - «А сундук не простой, а старинный, он хранит много тайн, забытых предметов. (Достает словарь). Сегодня он поведает об одной из них, но для этого угадаем загадки».
Создание проблемной ситуации (после того как у детей появился интерес к предстоящей теме, для дальнейшего погружения создаю проблемную ситуацию с помощью вопросов, попутно загадываю загадку).
В: (Хозяйка)Над нашей старенькой избой
Старик с огромной бородой
Вьются в бороде колечки
А родился дед тот в печке. (Дым)
Вопросы к детям: - Что это? (дым) - Откуда появился дым? (из печки) - А в нашей избе есть печка? (да).
4. Знакомство с новым материалом.
В: Хозяйка: «Давным – давно… Когда ваши дедушки и бабушки были маленькие, все люди жили в деревянных домах и в каждом доме была печка.
(И вот тут пошло открытие нового знания… с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности подвожу детей к новым открытиям). Обследовательские действия: предлагаю детям потрогать печку.
- Потрогайте печь, какая она? Гладкая? - Нет, шероховатая, неровная.
- Как думаете из чего она сложена? - Из кирпичей, камня.
- А теперь присядьте, да послушайте… Показ слайдов с рассказом.
В: (Хозяйка) - Давным давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами. Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Почему печь в избе самая главная? Печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит.
Вопросы: - Как вы думаете, зачем нужна в доме печь? ( предположительные ответы детей: «Чтобы было тепло», «Греться», «Готовить еду» и т. п.).
Продолжаю рассказ, сопровождая показом слайдов: - Печку топили, чтобы в доме было тепло. В печь ставили чугунки, да противни. В чугунках хозяйка варила каши, похлебки, уху. На печи также сушили одежду, обувь, а также сушили грибы и ягоды на зиму, а еще, как мы уже говорили, на ней спали.
Дыхательная гимнастика:
- А теперь мы с вами пойдем в лес (шагаем на месте, и нарубим дрова топором. (имитируют движения). Соберем дрова. Положим их в печь и зажжем их. И все вместе подуем на дрова, чтобы огонёк разгорелся. Дуем, дуем все вместе. Молодцы! Вот и растопилась наша печка, какая она стала, как вы думаете? (теплая, горячая, она нагрелась).
Беседа с детьми с обследовательскими действиями:
В: (Хозяйка) - Ребята, а как вы думаете, в чем хозяюшки варили себе кашу? (в кастрюле). А посмотрите, что это у меня в руках? (показ чугунка). Это чугунок.
Обследовательские действия: Потрогайте, какой он? (гладкий, холодный, черный). Подержите его в руках, какой он еще? (тяжелый). Давайте заглянем в наш словарь. (рассматривание иллюстраций в словаре).
- А как нам поставить наш чугунок в печь, ведь наша печь уже горячая? – отгадайте загадку из словаря: Пуксяс в в выл и би г нит. (Чугунка и укват). Сядет на коня и скачет в огонь. (Ухват и чугунок)
А вот есть такое приспособление (показ ухвата). Это ухват. На что он похож? Посмотрите, ухват как-бы хватает чугунок и ставит его в печку (показ способа действия). Из чего сделана ручка ухвата? (из дерева). А сам ухват? (железный).
Самостоятельная деятельность детей.
На следующем этапе занятия организую самостоятельную деятельность детей, позволяющую воспроизвести новое в типовой ситуации. Создаю игровую ситуацию, которая фиксирует индивидуальное освоение ребенком нового материала. - Раздаю детям карточки с 4 картинками с изображенными на них предметами (чугунок, ухват, печка, электрический чайник). Задание: «Найди лишний предмет, то, чего не было у хозяек в старину».
Повторение нового материала с помощью загадок
«А сейчас ребята, отгадайте мои загадки» :
Кык сюра и тік кока. (Ухват) С двумя рогами и одной ногой. (Ухват)
(Рассматривание иллюстраций по сказкам в словаре «Угадай сказку)
Заключительный этап занятия.
Воспитатель: Понравилось вам ребята занятие?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: С какими предметами крестьянского быта вы познакомились?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Что с помощью них можно делать? Дети: (ответы детей)
(Дети получают раскраски по теме и рисуют после занятия).