Анастасия Катерина
Познавательное занятие в старшей группе «Традиции чаепития»
▼ Скачать + Заказать документы
ТРАДИЦИИ ЧАЕПИТИЯ
Цели:
Знакомство с историей происхождения чая;
воспитание нравственных, эстетических и духовных ценностей среди воспитанников.
Задачи:
Углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении;
Развивать внимание и память, логическое мышление и воображение;
Формировать навыки исследовательской деятельности;
Воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы материальной культуры;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Старшая группа
- Чай. Традиции русского чаепития
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Оборудование: телевизор музыкальный центр, флешка; кимоно, ларец; чай в различной расфасовке, чайная посуда, атрибуты для чаепития, одноразовые пронумерованные тарелки, лупы (по количеству детей); логотип «Зал дегустации», политическая карта мира, зеленые листочки на липучках.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Здоровается с детьми, обращает внимание на присутствующих гостей, предлагает сними поздороваться, подарить свои улыбки гостям.
Ребята, я сегодня пришла к вам в гости в необычной одежде. А кто из вас знает, жители каких стран так одеваются?
Дети отвечают: Эту одежду носят в …. Я видел такую одежду …
Правильно. Эта одежда называется кимоно, ее носят в странах Востока. Сегодня я приглашаю вас отправится в путешествие, в древнюю страну – Китай. Кто знает, где находится эта страна? Давайте найдем эту страну на карте. А Полина покажет нам нашу страну, в которой мы живем – Россию. Посмотрите какая страна больше? Наша страна, Россия, граничит с Китаем на востоке.
Я предлагаю вам отправится в наше путешествие в Китай на поезде.
Рече - двигательное упражнение «Поезд»
Поезд подает сигнал,
Он стоять уже устал (дети – у-у-у)
Набирает поезд ход
Свою песенку поет.
(Дети двигаются ровным шагом, произнося «чух – чух – чух» в конце на выдохе произносится «ш-ш-ш-ш»
Остановился паровоз,
Пассажиров он привез
Мы приехали с вами к императорскому дворцу, в котором давным-давно жил китайский император. (демонстрируется слайд императорского дворца, самого императора)
Этот император оставил вам сюрприз (показывает ларец). Как вы думаете, что внутри?
Дети высказывают предложения
В нутрии ларца - маленькие мешочки. Я их вам раздам. А вы потрогайте, понюхайте, но не открывайте их. Как вы думаете, что хранится в мешочках?
Дети ощупывают мешочки, нюхают.
Я вам подскажу. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в мешочках. Будте внимательны:
Восточное изобретенье – К нему желательно варенье.
Но если такового нет, Сойдет и парочка конфет.
Напитка и в жару нет лучше, Да и на Севере зимой:
Он в зной облегчит вашу душу, Согреет зимнею порой.
Что это?
Дети: Это чай.
Воспитатель: Молодцы! Действительно, это чай – прекрасный, полезный напиток. Сегодня мы поговорим о нем. Родина чая – Китай.
Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай.
Однажды, очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император (слайд с изображением императора) отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котел несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив ее, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая.
Чайные деревья достигают в высоту 15 м. Сбором чайных листьев занимаются в основном женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы. После сбора чайные листья обрабатывают специальным способом, расфасовывают в красивые банки, пакеты, коробки и доставляют в магазины.
А сейчас очень популярны чайные пакетики.
Посмотрите у меня на подносе чай в различных упаковках. Здесь есть и металлические сувенирные банки, и пакеты, и нарядные коробки.
Ребята! Скажите, вы любите чай? А какой?
Дети отвечают.
Я хочу пригласить вас в лабораторию
Воспитатель: Поставьте, пожалуйста, перед собой тарелку № 1. Давайте возьмем коричневый пакетик и посмотрим, что в нем?
Дети отвечают
Правильно, это чаинки. Давайте рассмотрим их в лупу. Какие они по цвету? размеру? На что похожи?
Дети: Есть мелкие чаинки, а есть листочки.
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, почему чай называют черным?
Дети: По цвету.
Воспитатель: Действительно, черным чай назвали из – за его цвета.
Теперь подвиньте к себе тарелку № 2. Давайте возьмем зеленый пакетик и посмотрим какой чай в нем? Какие чаинки? Какого цвета?
Дети рассматривают в лупу чаинки зеленого чая.
Дети: Крупные, темно – зеленого цвета.
Воспитатель: Как же называют такой чай?
Дети: Зеленый.
Воспитатель: Верно. Это зеленый чай.
Мы убедились, что чай бывает разных цветов. Давайте рассмотрим содержимое красного пакетика. Пододвиньте себе тарелки с цифрой 3поближе, а я вам насыплю в них содержимое красного мешочка.
Рассмотрите все в лупу, понюхайте. Чем пахнет этот чай? Только листики чая находятся на тарелке? Что еще вы видите? Что на твоей тарелке?
Воспитатель расспрашивает детей (содержимое на тарелках разное).
1 – ый ребенок: На моей тарелке вместе с чаем лежат кусочки фруктов.
2 – ой ребенок: А у меня чай перемешан с лепестками цветов.
Вывод: Мы все рассмотрели, понюхали, потрогали, что мы можем сказать о чае?
Дети отвечают: Чай бывает разный, содержит лепестки цветов, кусочки фруктов. Чай отличается по запаху.
Физминутка
Ребята, а знаете ли вы, что китайцы следят за своим здоровьем и для его поддержания не только пьют чай, но и ежедневно делают зарядку? Давайте и мы разомнемся.
Проводится зарядка под детскую музыку «Солнышко лучистое»
Воспитатель: Действительно, чай бывает с разными добавками. А сейчас я приглашаю вас отведать разные сорта чая. Пройдите, пожалуйста, в зал для дегустации, для вас накрыты столы.
Дети проходят и рассаживаются.
Мы в зале для дегустации чая. Мы – дегустаторы. А вы знаете, кто такие дегустаторы
Дети высказывают свои предположения.
Дегустаторы – это люди, которые пробуют еду и напитки на вкус и определяют их качество. Я для вас заварила чай, предлагаю его попробовать и определить, что это за чай и какой у него вкус.
Дети пьют чай с разными добавками. Воспитатель расспрашивает детей, какой чай они пьют.
1 – ый ребенок: Я пью Малиновый чай.
2 – ой ребенок: У меня чай Апельсиновый.
3 – ий ребенок: Мой Чай со вкусом …. и т. д.
Воспитатель: Сегодня мы рассматривали чай в лупу, нюхали его, пробовали на вкус. Узнали, что чай бывает черный, зеленый, у него может быть разный вкус.
А теперь давайте поиграем. Мы будем подбирать определения к слову «чай». Я начну, а вы продолжите. Чай ароматный.
Дети продолжают (вкусный, крепкий, терпкий, сладкий, черный, зеленый и т. д.).
Молодцы, как много интересных, точных слов вы подобрали к слову «чай». Ребята, посмотрите, у меня в чашке очень темный чай. А у вас?
Дети отвечают.
А кто из вас знает, как можно изменить цвет чая, осветлить его?
Дети высказываются.
У меня есть подсказка. Я сейчас дам Лере кое-что попробовать, и она скажет, что это.
Скажи, чем я тебя угостила?
Ребенок: Лимоном.
Воспитатель: Ребята посмотрите, правильно Лера отгадала? Это лимон. Опустите дольку лимона в чашку с чаем, надавите на него ложечкой. Изменился ли цвет чая? Каким стал его вкус?
Дети отвечают.
Вывод: Цвет и вкус чая можно изменить с помощью лимона.
Вы отлично справились с заданием. А сейчас нам пора возвращаться домой, в нашу группу.
Рече - двигательное упражнение «Поезд»
Поезд подает сигнал,
Он стоять уже устал (дети – у-у-у)
Набирает поезд ход
Свою песенку поет.
(Дети двигаются ровным шагом, произнося «чух – чух – чух» в конце на выдохе произносится «ш-ш-ш-ш»
Остановился паровоз,
Пассажиров он привез
Вот мы и вернулись в нашу группу.
Чай, ребята, растет не только в Китае, но и в Индии, Японии, Турции. Давайте найдем на карте эти страны. И в нашей стране тоже выращиваю чай, в Краснодарском крае.
Дети ищут на карте страны и прикрепляют на них зеленые листочки.
ВЫВОД: Ребята, скажите, где мы сегодня побывали? Что нового узнали. Вам понравилось наше путешествие?