Надежда Важенина
Познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие и перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие и перелётные птицы»
Автор: Важенина Надежда Михайловна, МДОУ Детский сад №18 «Родничок» г. Минусинск
Цель: Углубить и расширить знания детей о зимующих и перелётных птицах.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
- Углублять и расширять знания детей о зимующих и перелётных птицах.
- Развивать интерес к жизни зимующих птиц, знакомить с их образом жизни.
- Стимулировать и развивать речевое творчество, умение участвовать в коллективных разговорах.
- Побуждать детей к выполнению элементарных опытов, развивать умение наблюдать и делать выводы.
- Дать представление о том, какую роль играют для птиц перья.
- Познакомить со строением махового и пухового пера.
Воспитательные:
- Прививать любовь к птицам.
- Вызвать желание заботиться о птицах, беречь и подкармливать их зимой.
Предварительная работа:
Наблюдение в природе за птицами, рассматривая иллюстрации «зимующих и перелётных птиц», чтение литературы.
Материалы: Иллюстрации птиц, две тарелочки (синяя, жёлтая, тарелочки с перьями разной длины, камешки, корм для птиц, пипетки.
Ход НОД:
Организационная часть:
Вос-ль: Придумано кем-то, просто и мудро, при встрече здороваться – Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро приветливым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым! Доброе утро длится до вечера.
- Сейчас давайте пожелаем, друг другу доброго утра (дети берут соседа за руки и желают ему Доброе утро! называя ласково имя ребёнка)
Вос-ль: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие, а куда, попробуйте, угадайте (звучит аудиозапись голоса птиц)
Вос-ль: Мы отправимся в мир птиц и сегодня мы раскроем некоторые тайны птиц.
Вос-ль предлагает детям рассмотреть картинки с изображением зимующих и перелётных птиц.
- Какие из птиц вам знакомы?
- Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой?
- Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие)
- Каких птиц не видно в последнее время?
- Куда исчезли эти птицы? (улетели в тёплые края).
- Как называются птицы, которые улетают на юг от нас на зиму? (перелётные)
- Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают?
Вос-ль: Ребята вы попали в мир птиц. Посмотрите, как он разнообразен. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением.
- Ребята посмотрите, все картинки перепутались, где же зимующие, а где перелётные?
- Как быть, у меня есть две тарелочки, одна синего, другая жёлтого цвета, может нам их использовать?
- В какую тарелочку будем собирать зимующих птиц, в какую перелётных птиц?
Д/и «Разложи птиц»
- Ребята, назовите зимующих птиц? (называют и кладут в тарелочку)
-А теперь перелётных.
Вос-ль: Ребята, самое страшное для птиц – это не холод, самое страшное – это голод. Ведь с приходом зимы снегом засыпает все деревья, землю и птицам приходится нелегко добывать себе корм. И если мы не будем помогать им, они погибнут.
Игра подвижная «Птичья столовая»
На полу, на большом расстоянии друг от друга лежат обручи, это кормушки. Внутри кормушки стоят тарелочки с различным видом корма. Напомним, что у птиц есть предпочтение к еде, воробьи любят хлебные крошки, голуби любят семечки, снегири выбирают ягоду рябину, а синички сало.
П/и «Вправо, влево повернись в воробьёв превратись» (под музыку дети превращаются в синичек снегирей, голубей)
- Ребята, как вы думаете, какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ. Для этого нам надо пройти в лабораторию и исследовать, как устроено перо.
Опыт 1. Как устроено перо?
- Посмотрите на крылья, которые лежат на ваших столах. Найдите самое большое перо. Это перо называется «маховое».
Возьмите перо в руки. Какое оно на ощупь? Перо лёгкое или тяжёлое?
-Дети сравнивают: на одной руке перо, а на другой – камень.
Вывод: перо очень лёгкое.
- Подбросьте перо вверх. Что вы наблюдаете? (перо падает медленно, плавно кружится).
- Хотите узнать, почему перо такое лёгкое? Отрежьте край пера, что мы там увидим?
- Пустота, воздух (можно вставить проволоку, чтобы убедиться, что он пустой).
- Стержень пустой, поэтому перо лёгкое.
- Помашем пером перед лицом, что ощущаете? Дует ветерок!
- Посмотрите, какие ещё перья лежат на столе?
- Да, это пуховые перья. Они маленькие, пушистые.
- Теперь проведите этими перьями по руке и скажите, какие они по ощущениям.
- Как вы думаете, для чего птицам нужны пуховые перья?
- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на голове, туловище, лапах и крыльях.
Опыт 2. С пером и водой.
Вос-ль: Как вы думаете, почему у птиц перья не намокают? Потому что у них есть специально жировая железа. Вода скатывается с перьев. Не зря в народе говорят «Как с гуся вода».
- Ребята возьмите по пёрышку и намочите его. Намокло ли перо? (Дети берут по пёрышку и пипеткой капают на перо и наблюдают, как вода собирается).
Дети делают вывод: перья у птиц не намокают за счёт жира, благодаря чему вода скатывается с оперенья.
В конце занятия, дети фиксируют экспериментальную деятельность на бумаге по этапам, рисунки-схемы проведения опытов.
Рефлексия:
- Ребята, а что в сегодняшней работе вам показалось самым трудным?
- Что было самое интересное?
- Что бы вы ещё хотели узнать про птиц?