Мария Бугрова
Познавательное развлечение с детьми старшего возраста «Синичкин день»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №50
Познавательное развлечение с родителями
для детей подготовительной группы
составила: Бугрова М. Н.
Иваново 2018 г.
Цель: воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через углубление, расширение и актуализацию знаний о зимующих птицах.
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие» :
Публикация «Познавательное развлечение с детьми старшего возраста „Синичкин день“» размещена в разделах
- Синичкин день, 12 ноября
- Синичкин день. Сценарии развлечений, 12 ноября
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• систематизировать и закрепить знания детей о видах зимующих птиц: их значение для человека и природы, видах корма
• формировать умения и навыки наблюдения за пернатыми
• закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
• расширить представления о разных видах синиц
• развивать познавательный интерес у детей и взрослых к жизни зимующих птиц
• расширить представления детей и взрослых о праздниках путем знакомства с экологическим днем 12 ноября
Задачи в интеграции образовательных областей
Образовательная область «Речевое развитие» :
• развивать речевую активность детей
• формировать грамматически правильную речь
• способствовать развитию речевого общения
• активизировать словарный запас детей
• закрепить умение выразительно читать стихи, пословицы и поговорки
• формировать образную выразительную речь путем включения определений, сравнений
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
• воспитывать бережное и ответственное отношение к пернатым друзьям человека
• объединить детей и взрослых в желании оказать помощь зимующим птицам
• привлечь внимание к проблемам пернатых в зимнее время
• формирование экологической культуры подрастающего поколения
• формировать навыки партнерского взаимодействия между детьми группы, родителями и педагогом.
• вовлечь детей и родителей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
• совершенствовать умения детей и родителей в технике оригами
• закреплять умения распознавать птиц по издаваемым звукам
• закреплять навыки выполнения музыкально-ритмических движений
• создавать условия для развития творческой фантазии, воображения
• использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания
Образовательная область «Физическое развитие» :
• физически обеспечить оптимальную двигательную активность в течение развлечения
• развивать координацию движений
• развивать мелкую моторику кистей рук
Предварительная работа:
Беседы по темам “Зимующие и перелетные птицы”, “Чем питаются птицы”, “Как люди могут помочь птицам?”
Дидактические игры: “Найди свой домик”, “Кто? Где зимует?”, “Птицы родного края”. Чтение детской литературы: В. Бианки “Синичкин календарь”, “Чей нос лучше”, В. Сухомлинский “Почему плачет синичка?”, З. Александрова “Новая столовая”
Наблюдения на прогулке за птицами; рассматривание иллюстраций, картинок; отгадывание загадок. Рисование синицы. Слушание голосов птиц в записи.
Показ презентации “Синичкин день”, “Зимующие и перелетные птицы”, «Чем угостить птиц?"
Оборудование для педагога: ноутбук, запись птичьих голосов; маски-шапочки сороки и синички; набор карточек «Зимующие и перелетные птицы» для игры; нарисованные перья птиц с загадками; птичьи лакомства в контейнерах: сухофрукты, семечки тыквы и подсолнуха, просо, пшено, хлебные крошки, овсяные хлопья, ягоды рябины и шиповника. Для родителей и детей (для конструирования) : цветная бумага синего, черного, коричневого цветов, ножницы, фломастеры. Схемы. Доска магнитная.
Ход мероприятия:
Ведущий: - Ребята, осень близится к своему завершению. Ноябрь месяц встретил нас первыми морозами. И вот уже зима спешит к нам. Почувствовали приближение холодов и птицы. Некоторые улетели в теплые края. Как называют таких птиц? (перелетными). К ноябрю покидают нас все перелетные птицы.
- Каких перелетных птиц вы можете назвать, ребята? (ласточки, грачи, трясогузка, скворцы, кукушки, журавли, лебеди, соловьи).
- Но улетают не все пернатые. С нами остаются другие птицы. Как мы их называем? (зимующие или оседлые птицы)
- Назовите их (синица, снегирь, дятел, свиристель, поползень, удод, сорока, галка, и т. д.).
-Именно птицам посвящается наша сегодняшняя встреча. Трудно представить мир без птичьего щебета! Сегодня мы с вами поприветствуем всех птичек, поиграем, порезвимся. Пусть наше познавательное развлечение откроет вам что-то новое и интересное!
-А вот и наша первая гостья!
Выходит девочка в маске синички :
Ей на месте не сидится, все летает целый день.
Суетится, суетится, целый день звенит : «тень-тень!»
Угадайте, что за птица? То веселая…. (синица).
- Кстати, ребята, почему так прозвали эту птичку?
- Название «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Своё имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!». А петь они очень любят, особенно самцы.
Синица считается одной из самых популярных птиц в нашей стране. Достаточно вспомнить пословицу: лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Ведущий: - Синичка, ребята приготовили для тебя стихи!
Ребенок 1
Все тропинки занесло,
Снег блестит, искрится.
Клювиком в моё окно
Стукнула синица.
Ребенок 2
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
У такой маленькой, но очень важной птички, как синичка, существует свой особый праздничный день.
12 ноября отмечают “Синичкин день”. Наши предки встречали его шумно и празднично, развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало, устраивали вечерки. Много пословиц и поговорок об этой птичке сложено. Ребята нам прочтут:
• Не много зинька ест – пьет, а весело живет
• Не велика птичка – синичка, а и та свой праздник помнит
• Синичка – воробью сестричка
• Не велика синица, голосок востер
Синичка : - Ребята, на праздник я пришла не одна, со мной мои друзья!
Ведущий: - Ребята, мы с синичкой предлагаем поиграть в игру “Птичий бунт”. Воспитатель выдает команде детей карточки с изображением птиц, перелетных и зимующих. По команде ведущего «зимующие птицы» должны собраться в одну стаю у столика, где есть изображение снежинки, «перелетные» – в другую, у столика с изображением солнца. Затем каждая команда смотрит, нет ли «чужих», а если есть, то выдворяют чужака, объясняя свое решение.
Сюрпризный момент. Влетает сорока, трещит: «Была сегодня в лесу! Одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?»
Ведущий: Тише, тише! Не шуми! Ребята, вы узнали, кто это? Давайте поможем сороке разобраться!
Игра “Перышки”. Птичья стая пролетела, перья разбросала. Перышки мы подберем и задания прочтем. Перья с загадками:
1. Угадайте, что за птица, скачет по дорожке, собирает крошки. А потом на ветку –прыг, и чирикает: “Чик-чирик” (воробей)
2. Как лиса среди зверей – эта птица всех хитрей. Прячется в зеленых кронах, а зовут ее (ворона)
3. Кто присел на толстый сук и стучит: “тук-тук, тук-тук” (дятел)
4. Кто летает? Кто стрекочет? Рассказать нам новость хочет? (сорока)
5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная, звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!» (синица)
6. Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест)
7. Грудка ярче, чем заря, у кого? У….(Снегиря)
8. Северные гости клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки, на головках хохолки (свиристели)
Ведущий: Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному дню и с удовольствием поют песни. А вы знаете, кто как поет? Давайте проверим (включает аудиозапись с голосами птиц, дети угадывают).
Экологический праздник 12 ноября – Синичкин день - появился в России несколько лет тому назад. Существует поверье, согласно которому именно к 12 ноября к жилью человека прилетают зимующие пернатые типа свиристелей и соек. Среди них обязательно присутствуют и желтогрудые синицы.
-Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать, делать кормушки).
Итак, в этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей.
Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства» : несолёное сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки. У нас такой обычай: как выпадет снежок, удобную кормушку повесить на сучок!
- Из чего можно сделать кормушки? (пластиковых бутылок, канистр, бумажных пакетов, деревянные).
- Птичью столовую можно сделать из любой упаковки от сока или других продуктов. Подойдут и обрезанные пластиковые бутылки. Конечно, если есть желание и время, то лучше всего сделать кормушку более просторной и удобной – из дерева.
- Но сделать кормушку мало, нужно знать, какой корм можно положить для птиц. Вы помните, что у каждой птички есть любимое блюдо?
Проводится игра “Подбери корм для птиц” : на столе в блюдцах – семечки подсолнуха, сало несоленое, овсяные хлопья, хлебные крошки, конфеты, ягоды рябины и шиповника, сухофрукты яблока и груши, семечки тыквы. По другую сторону – изображения птиц. Каждой птице нужно предложить то, чем она питается: для синиц – семечки тыквы, арбуза, подсолнуха, сухие крошки белого хлеба, несоленое сало, сухофрукты, каши из риса, гречи, перловки следует отварить; ягоды рябины, семена подсолнуха, овес, просо - для снегиря; перловка и геркулес безопасны для всех, главное из измельчить; семена тыквы, дыни, арбуза, кабачков; плоды шиповника, измельченная яичная скорлупа; дятлу можно предложить шишки, которые он расшелушивает, добывая орехи).
Ведущий: - Молодцы ребята, справились с заданием! Сколько пернатых гостей побывало сегодня у нас в гостях! Давайте всегда будем помнить о том, что птицы нуждаются в нашей заботе не только в свой праздник, а каждый день. Помочь им в зимнее время совсем не трудно. Надо только проявить немного доброты. И, может быть, этим мы спасем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы, украшать нашу жизнь своим пением.
Чтение стихов детьми : - А сейчас послушаем ребят:
1. Ребёнок.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
2. Ребёнок.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
3. Ребёнок.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4. Ребёнок.
Разве можно забывать улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Конструирование.
Ведущий: - А сейчас мы с ребятами предлагаем вам, уважаемые родители, присоединиться к нашему творческому заданию и сконструировать из бумаги птичку-синичку, снегиря, а может воробья (родители вместе с детьми присаживаются за столы, где приготовлена цветная бумага, фломастеры, ножницы). Ведущий на схеме демонстрирует изготовление птицы способом оригами и предлагает закрасить грудку желтым /красным фломастером.
Ведущий: - У нас с вами получилась стайка птичек (Птички прикрепляются магнитами к доске, на которой изображено дерево)
- Ребята, я надеюсь, наше познавательное развлечение понравилось вам и нашим гостям. И теперь вы будете более внимательно относиться к нашим пернатым друзьям.
Список используемой литературы
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.
2. Борейко В. Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. – Т. 1. – Серия: природоохранная пропаганда. Вып. 10 – СПб. 2010.
3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Просвещение 2012г.
4. Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка. - М. : Эксмо, 2010.-64 с.
5. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
6. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М. : издательство ГНОМ и Д, 2001. – 96 с.