Серафима Чередниченко
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в страну — Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
с детьми средней группы, 4-5 лет
Область: «Познавательное развитие»
«Путешествие в страну - Времена года»
Составитель:
воспитатель группы № 06 Веснушки»
Чередниченко Серафима Владимировна
г. Южно-Сахалинск
2019 год
Темочки:
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Сезонны, месяцы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
«Путешествие в страну - Времена года»
Цель: Расширять и обобщать представления детей о временах года, их признаках. Развивать и пополнять словарный запас детей. Формировать у дошкольников бережное отношение к природе, активизировать познавательный интерес к окружающему миру природы. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и окружающим.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе;
2. Развивать мышление : устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, закреплять умение отгадывать загадки;
3. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
Предполагаемый результат:
1. дошкольники назовут времена года и их признаки в соответствии с сезонными изменениями;
2. пополнят свой словарный запас существительными, прилагательными и глаголами, синонимами и антонимами, отгадают предложенные им загадки;
3. смогут установить простейшие причинно-следственные связи, провести анализ и сделать выводы по итогам.
Словарь: Активизировать в речи слова:
Весна - журчат ручьи, капель, пригревает солнышко, перелётные птицы, скворечник, распускаются почки, тает снег, проталины, подснежники;
Лето - звонкое, весёлое, красное, жаркое, купаться, зелёная трава, цветы, насекомые, ягоды, грибной дождь;
Осень - дождливая, грустная, разноцветные листья, жёлтый, красный, коричневый, оранжевый, листопад, хмурое небо, птицы улетают на юг,
Зима - Холодная, снежная, морозная, кататься на санках, ледянках, снежки, снежные хлопья, прозрачный, скользкий, лёд, снегопад, кормушка для зимующих птиц.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал : Домики украшенные в соответствии с временами года (зима, весна, лето, осень);
Раздаточный материал: чудесный мешочек с карточками; набор геометрических фигур; конверты с загадками, игрушки: Белочка, Ёж, атрибуты для костюмов Земля и Солнце.
Связь с другими видами деятельности: Речевое развитие; Исследовательская деятельность; Ознакомление с окружающим миром.
Методические приемы:
Наблюдение; Беседа; Пальчиковая гимнастика; Физминутка.
Ход НОД
Вводная часть.
Организационный момент.
Организовать внимание детей, настроить на совместную деятельность
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, Вы любите путешествовать? А хотите отправиться в сказочную страну? Тогда давайте встанем в кружок, возьмемся за руки, поделимся хорошим настроением и улыбнемся друг другу. Молодцы!
Основная часть
Воспитатель: Сегодня на ковре самолёте мы отправимся в сказочную страну, а называется она - «Времена года». Ребята, смотрите, конверт. Что же в нём, давайте–ка, посмотрим. Загадка! Отгадаем?
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я (зима)
Предполагаемые ответы детей: Зима!
Воспитатель: Правильно, ребята, это зима, мы прилетели в Зимнее царство, скажите ребята, а какие признаки зимы вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: Холодная, снежная, морозная, ночь длинная, а день короткий, солнце светит, но не греет.
Воспитатель: В какие игры любите играть зимой?
Предполагаемые ответы детей: кататься на санках, лыжах, ледянках, играть в снежки.
Воспитатель: А давайте мы с вами слепим снеговика.
Игра «Собери снеговика»
(из множества геометрических фигур разного цвета, лежащих на столе, нужно собрать снеговика).
Воспитатель: Молодцы, замечательный снеговик. Вам понравилось у зимушки в гостях? А скоро она сама к нам гости придёт?
Предполагаемые ответы детей: понравилось, будем готовиться к встрече
Воспитатель: Хорошо, надо отправляться дальше, пока на носу не выросла сосулька.
Воспитатель: Интересно, куда ковёр самолёт нас доставит? А вот ещё конверт, давайте, скорее, отгадаем загадку!
Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Я движения полна.
Зовут меня. (весна)
Предполагаемые ответы детей: Это весна!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Это Весна-Красна! А какие признаки весны вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: Солнышко пригревает, тает снег, проталины, день становится длиннее, подснежники, капель, на реках ледоход, журчат ручьи, рыхлый снег, перелётные птицы, распускаются почки на деревьях, природа просыпается.
Воспитатель: Как много вы знаете признаков весны, молодцы. А еще весна пробуждает природу, давайте и мы с вами пробудимся.
Физминутка:
Весна - Красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.)
С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.)
Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.)
К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)
Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.)
В детский сад вернёмся.
Воспитатель: Ребята, заскучал наш ковер самолёт, в дорогу нас зовёт. Пора в путь, давайте узнаем, в какое время года нас он унесёт. А вот и конверт с загадкой.
Зеленеют луга,
В небе — радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовет купаться. (лето)
Предполагаемые ответы детей: Лето!
Воспитатель: Правильно, ребята, мы прилетели в гости к Лету. Какие признаки лета вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: звонкое, веселое, солнышко ярко светит, день длинный, бывает грибной дождь…
Воспитатель: Чем любите заниматься летом?
Предполагаемые ответы детей: купаться на море, в речке, собирать грибы, ягоды, гулять, кататься на роликах, велосипеде
Воспитатель: Ребята, слышу чей - то плачь, кажется это белочка. Поможем ей?
Предполагаемые ответы детей: обязательно поможем
Игра «Убери лишнее».
Посмотрите внимательно на доску, нужно убрать лишнее, и добавить нужное.
Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли белочке пора дальше, вдруг кому-то ещё понадобится наша помощь. А вот и конверт с загадкой.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я -. (осень)
Предполагаемые ответы детей: Осень!
Воспитатель: Молодцы, конечно - это Золотая Осень. А какие признаки осени вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: Яркие, разноцветные листья, идут дожди, холодная, хмурое небо, солнышко прячется за тучи, не греет, звери делают запасы на зиму…
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас давайте немного поиграем.
Пальчиковая гимнастика:
Ветер по лесу летал,
(Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
(Спокойно опускают руки вниз)
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Слышу кто – то шуршит в листве, да это же еж, просит помочь.
игра «Волшебный мешочек»
(Дети достают из мешочка картинки и отвечают, относится эта картинка к осени или нет).
Воспитатель Молодцы. Ребята, а кто – то из вас знает, почему лето сменяет осень, а зиму весна?
Предполагаемые ответы детей: Нет.
Воспитатель: А давайте проведём эксперимент. Мне нужны помощники (дети переодеваются в костюмы солнца и земли).
( Выбираем детей:
Раз, два, три, четыре, пять.
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Игра Солнце и Земля).
Ребята, давайте посмотрим, как сменяют друг друга времена года, солнышко стоит на месте, а земля вращается вокруг него и вокруг своей оси одновременно.
Воспитатель: Земля, вращаясь вокруг Солнца, совершает полный оборот за один год. Земля освещается Солнцем по-разному. Когда к Солнцу обращено северное полушарие, то получает тепло и свет - здесь лето. В Южном полушарии в это время – зима, потому что тепла и света мало.
Воспитатель: Понравился наш эксперимент
Предполагаемые ответы детей: Да
Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо в сказочной стране «Времена года», но пора в детский сад, полетели в группу.
Предполагаемые ответы детей: Да! Полетели.
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Чем мы занимались? Что вам больше всего понравилось? Что вы узнали нового? А вы расскажете о нашем путешествии мамам и папам? Молодцы.
Предполагаемые ответы детей: Да! Путешествовать, как сменяются сезоны. Да!
Воспитатель: Спасибо, ребята, мне было очень приятно познакомится с вами и поработать.