Наталья Малышина
Познавательное развитие старших дошкольников с использованием современных информационно — коммуникативных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие старших дошкольников с использованием современных информационно - коммуникативных технологий.
Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Познавательное развитие. Образовательные технологии
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная деятельность, в ходе которой происходит развитие и социализация ребенка, осуществляется во многих средах. Одной из таких сред является информационно-образовательная среда.
В своей работе я стремлюсь сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира посредством использования ИКТ.
Следует понимать, что информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение Под ИКТ подразумевается использование интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставлять широкие возможности для коммуникации. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.
Опыт моей работы заключается в разработке мероприятий, направленной на развитие познавательной активности дошкольников с применением информационно-коммуникационных технологий, а именно мультимедийных средств (DVD-фильмов, слайдов, презентаций) и компьютерных игр, это позволяет совершенствовать формы, методы, приёмы работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения ИКТ, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников.
Можно выделить 3 основных области применения ИКТ для познавательного развития дошкольников :
1. Проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций.
2. Использование электронных дидактических игр;
3. Использование обучающих и развивающих компьютерных программ, игр и мультфильмов.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую я использую в своей работе, – проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает мне возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Занятие с использованием мультимедийной презентации должно быть эмоциональным, ярким, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.
Детям нравится занятия на которых присутствует презентация, они ждут подобных занятий и работают на них с гораздо большей отдачей.
Многие дети уже свободно владеют компьютером, но компьютер для них - это только игра, жизнь в виртуальном мире. Это для них забавно и интересно. Я помогаю понять ребенку, что компьютер может стать для них другом и помощником в усвоении знаний. Решая подобные задачи во время НОД с использованием компьютера, они убеждаются в этом.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через электронные дидактические игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Электронные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
В течение 3-х лет, работая над темой «ИКТ как средство развития познавательных способностей» периодически применяла в работе с детьми электронные дидактические игры, взятые из сети Интернет. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
Использовать электронные игры можно как при организации групповой работы, так и индивидуально с одним ребенком, это очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов.
Мною были созданы следующие электронные дидактические игры: "Третий лишний", "Кто кем был", "Назови одним словом", "Отгадай профессию", "Забавная математика", «Отгадай фигуру», «Четвёртый лишний» и т. д.
Для повышения познавательного интереса воспитанников широко использую образовательные программы и мультфильмы. Среди них наибольший интерес вызывают:
1. «АБВГДейка»
2. «Уроки тетушки Совы".
Продуктом моей работы стала созданная электронная медиатека, которая включает в себя презентации и электронные дидактические игры на разные темы, собрана коллекция компьютерных развивающих и обучающих игр, различные физкультминутки, дидактические и раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки, лабиринты для развития мелкой моторики. Такая медиатека занимает очень мало места.
Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем и детьми безграничные возможности для эффективной творческой работы.