Получи документы

Познавательно-творческий проект «Знакомство детей с семейской культурой и традициями» (средняя группа)

Галина Афанасьева
Познавательно-творческий проект «Знакомство детей с семейской культурой и традициями» (средняя группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новобрянский детский сад «Журавленок»

Познавательно - творческий проект

«Знакомство детей с семейской культурой и традициями»

(средняя группа)

Воспитатель: Первой категории

Афанасьева Галина Николаевна

Новая-Брянь

2020г.

Информационная карта проекта

Вид проекта : Познавательно - творческий; групповой.

Публикация «Познавательно-творческий проект „Знакомство детей с семейской культурой и традициями“ (средняя группа)» размещена в разделах

Руководитель проекта : Воспитатель средней группы «Сказка» Афанасьева Г. Н.

Срок реализации проекта : месяц февраль

Участники проекта : Дети 4-5 лет (средняя группа, воспитатели, родители.

Пояснительная записка.

В настоящее время заметно увеличивается интерес к подлинно народной культуре, древним традициям и обычаям. Никто из нас не может в полной мере чувствовать себя патриотом родной земли, хотя бы время от времени, не обращаясь к истокам мудрости живой старины. Всем интересна история родного края. Что было, 400 лет назад? Мы живем в таком самобытном крае, где идет переплетение культур, традиций. Одна из них - эта культура семейских.

Какие праздники были у семейских, как они их отмечали, какие блюда были на столе? Сложилась огромная культура : это особенный быт, уклад жизни, духовно-песенное наследие и, наконец, своеобразная по-своему колоритная кухня. Некоторые традиции вообще исчезли из жизни, о них никто не помнит, а лишь имеются скудные представления.

Проблема: Современные дети мало знают о семейской культуре. Проблема духовно – нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных. А в современном мире, где телефоны, компьютеры на первом месте. Она приобретает особое значение.

Актуальность Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к семейским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о семейской культуре, быте. Поэтому серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам семейской культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс эмоциональных переживаний.

Цель проекта : Создать условия для приобщения детей к истокам семейской культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления детей с национально-культурными особенностями семейских, их историей и традициями.

Задачи проекта : - пополнить предметно развивающую среду группы различными атрибутами;

- реализовывать игровой подход при ознакомлении детей с жизнью, бытом, культурно-историческими традициями семейских;

- воспитывать у детей уважение к культуре, быту, традициям семейских.

Предполагаемые результаты проекта :

Для воспитанников:

- У детей сформировано положительное отношение к разным народам, прежде всего через познание принадлежности к своей национальной культуре. Именно благодаря этому – ценности, выбранные культурой других народов, становятся более понятными и прочувствованными.

- У детей сформированы эмоционально-положительные отношения к другим национальностям: от гуманных переживаний до сформированного отношения к реальной жизни.

- Созданная развивающая предметно-пространственная среда будет способствовать развитию познавательно-исследовательской ребенка и развитию умения применять полученные знания в разных видах детской деятельности: игровой, музыкальной, продуктивной и т. д.

Улучшится качество взаимодействия с семьями воспитанников.

Для воспитателя:

- создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей среднего возраста;

- личностный профессиональный рост, самореализация педагога;

Для родителей:

- желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;

- укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогом.

Методическое обеспечение: 1. Аргудяева Ю. В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. - М., 2000. 364 с.

2. Болонев Ф. Ф. Семейские. - Улан-Удэ,1992.- 206с

3. Бураева СВ. Изучение старообрядческой книжности Забайкалья. -Улан-Удэ, 2002. 93 с.

4. Гирченко В. II. Из истории переселения в Прибайкалье семейских. -Верхнеудинск,1922.- 20 с.

5. Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. - М. : Советская Россия, 1991. 366с.

6. Ильина-Охрименко Г. И. Народное искусство ссмейских Забайкалья. -Улан-Удэ, 1972. 88 с.

7. Петрова Т. А. Энциклопедия для детей дошкольного возраста «Культура семейских Забайкалья» :учеб. пособие / Т. А. Петрова – Иркутск, Изд- -во «Оттиск», 2018 – 92с

8. Петрова Т. А. История старообрядчества в рассказах, стихах и картинках :учеб. пособие / Т. А. Петрова – Иркутск, Изд- -во «Оттиск», 2018 – 92с

Перспективное планирование познавательно – творческого проекта

Этапы работы Содержание работы

I Подготовительный - подбор наглядно-методической, познавательной и художественной литературы, иллюстрационного материала;

- разработка методических пособий, конспектов НОД;

- ознакомление родителей с целью и задачами проекта.

II Практический

(основной)

с детьми

Интеграция образовательных

областей

«Познавательное

развитие» - просмотр видеоматериала: «История возникновения семейских».

- НОД «Рассказ-беседа по ознакомлению с семейскими обычаями и традициями».

- Семейский фольклор - разучивание потешек, прибауток, колыбельных песен, игр.

«Социально-коммуникативное»

- экскурсия в семейскую избу

«Знакомство с бытом семейской избы».

«Речевое развитие» Рассказы воспитателя:

семейской печи (ухват, протвини для выпечки тарочек и булочек, лопата для выпечки хлеба на поту)

традициях семейского чаепития;

семейской одежде (мужская и женская);

-о росписи; (ставни, деревянные ложки, свистульки).

- Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари. (туески из березы, глиняные крынки, чугунки, миски, корытцы, квашня).

- Рассматривание иллюстраций, фотографий.

«Игровая деятельность» - пальчиковая игра «Сорока - белобока», «Коза рогатая», «Котик – котик».

- сюжетно – ролевая игра: «Посиделки»

«Художественно-

эстетическое

развитие»

- рисование «Семейские узоры»

- лепка «Семейская утварь, посуда» - из пластилина

из соленого теста «Калачи»

- изготовление лоскутного покрывальца

«Физическая

культура»

Подвижные игры: «Ручеек», «Золотые ворота», «Хороводы».

С родителями

Привлечение родителей к созданию в группе мини – музея «Семейские»

Консультация для родителей: «Фольклор».

Создание фотоальбома «Масленица»

III Заключительный - Презентация мини-музея «Семейские»

-Мероприятие: «Посиделки»

- Презентация фотоальбома «Масленица»

- Представление презентации проекта для педагогов ДОУ.

Заключение: во-первых, чтобы остаться на планете, народ, как культурная общественность, должна заботиться о самосохранении, передавая подрастающему поколению культурные наследия. Этим занимались в былые времена старшие и те, кому поручалось воспитание и обучение детей.

Второй вывод – семейские сыграли большую роль в хозяйственном освоении новых земель за Байкалом и их экономическом развитии. Трудолюбие, гостеприимство, нравственное и физическое здоровье, стремление к чистоте и опрятности в доме, отмеченные еще первыми путешественниками, декабристами, исследователями, остаются неотъемлемыми свойствами их характера и быта и в XXI веке.

Привязанность к этому месту, к отеческой земле, хранение того, что тебе всего роднее, ближе и дороже, - свидетельство культурной зрелости личности.

Это патриотизм. Он дает человеку осознание сопричастности к родной земле и культуре, носителем и хранителем которой он становится. Нам, живущим в XXI веке, порой следует оглянуться назад и не отбрасывать всё то, чем были сильны наши предки.

Семейская утварь

Утварь- от глагола творить, т. е делать, производить, создавать.

Кухонная утварь — ручные, как правило, небольшие инструменты и посуда, которая используется на кухне для различных операций, связанных с приготовлением пищи. К кухонной утвари относятся посуда и приборы. Некоторые предметы кухни используются и как вспомогательные инструменты.

У семейских утварь была изготовлена из чугуна, железа, дерева. К ним относились предметы : чугунок, квашня; туесок; прялка; веретино; самовар; кадушка; лампа; клюка; кувшин ; деревянные ложки, хлебная лопата, ночевка (сито, веселка (лопатка для замешивания теста, ухват, сковородник. Они напоминают музейные редкости. Однако все эти вещи находят практическое применение.

Всех «мирских», приехавших в гости или по делам, семейские угощали из отдельной посуды, которую держали специально для них и хранили отдельно. Если же семейский уезжал куда-либо, то посуду свою брал с собой.

Чугуны использовали для приготовления наваристых «щтей», как говорят семейские. Готовили в русской печи, отчего пища казалась вкуснее из-за того, что она готовится в собственном соку при определенной температуре. Варили каши, топили молоко, пекли лепешки, хлеб, калачи, сбитни.

Для просеивания муки используют сельницу, которая, на первый взгляд, может быть, и кажется недостаточно вместительной, но это лишь обман зрения, в нее помещается около 15 кг муки.

Также для выпечки хлеба используются сельница, квашня, в которой подходило тесто, веселка - для обминки теста, лопата - для посадки караваев в печь, для выпечки пирогов использовался противень, топилась русская печь, клюкой выгребались угли из печи в тушилку, которые затем использовали для самоваров, а более мелкие угли загребали на загнетки и прихлопывали золой.

Пользовались ухватом для перестановки в печи чугунов или горшков. Сковородники – ими цепляли сковороды.

Кадушки или водянки – их использовали для содержания воды, емкостью 100 литров. Внутренняя поверхность водянки не красилась, поэтому вода стояла всегда свежей.

Когда не было света, использовали лампу.

Кувшин в основном использовался под квас, молоко.

Семейские обходились без наших современных утюгов, миксеров и другой бытовой техники. Например, рубель и скалка применялись для глаженья белья. Для этого требовалось обмотать скалку бельем и рубелем; накатывая скалку, гладили одежду семейских, что требовало терпения и усердия.

На прялке женщины пряли пряжу из овечьей шерсти и из неё вязали, в основном, варежки, носки.

На ткацких станках ткали из конского волоса и из цветных ниток - пояса, подпояски, дорожки, нарядные сумки.

Теперь наличие хозяйственной утвари напоминает лишь о старине, что когда-то наши семейские бабушки использовали это; теперь редко кто из современных бабушек используют оставшуюся утварь по ее настоящему назначению. Теперь все это хранится в музее.

Конспект беседы «Масленица»

Программное содержание: познакомить с традициями народного праздника – Масленица. Дать представление о русских народных играх; расширить знания о традициях и обрядах. Приобщать детей к русской традиции. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.

Словарная работа: боярыня-Масленица, госпожа, уста, широк двор, потешиться, гостьюшка годовая, саночки расписные, коники вороные, баба кривошейка, чучело.

Материал к занятию: иллюстрации зимних забав, праздника, солнца, деревня зимой, иллюстрации русских народных костюмов, чучела Масленицы.

Ход занятия.

Воспитатель: Слышали ли вы, ребята, о таком празднике – масленице? (ответы детей) Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю.

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, и ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, широкой, весёлой. Величали её и боярыней-масленицей.

Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!

Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками", мастерили чучело Масленицы.

С Масленицей разговаривали как с живым существом. Она то «дорогая гостья», то «баба кривошейка», то «красавица девица». А чтобы было удобнее разговаривать с ней, то во многих областях России делали чучело из соломы, наряжали его в девичий наряд, возили его по улицам. Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте, где и проходили все масленичные развлечения, вокруг чучела Масленицы. В последний день праздника чучело сжигали и разбрасывали пепел по земле: чтобы был хороший урожай. Поэтому у чучела не делали лица – считалось, что имея лицо, чучело имеет и душу, и тогда его нельзя сжигать.

А пока чучело стояло на видном месте, дети и взрослые катались с гор, ездили на санях, запряжённых тремя лошадьми – наперегонки, строили снежные крепости и городки, защищали их или брали их у «неприятеля». Все эти развлечения на улице сопровождались шутками, весёлыми песнями, озорными частушками.

Послушайте некоторые из них:

Как на масляной неделе

Из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои,

Подрумяненные!

Шила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала?

Я на Масленку катался,

Трое саней изломал,

Ворона коня замучил,

И милашку покатал.

Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай к нам на конях вороных,

Да на саночках скорых расписных.

Чтобы слуги в санках были молодые,

Нам подарочки везли бы дорогие:

И блины, и оладьи, и калачи,

К нам в печку да в окошко их мечи!

Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали.

Проводится русская народная игра «Горшки»

Одна группа детей садятся в кружок и назначаются «горшками». Другие становятся «хозяевами» и встают каждый у своего «горшка», сзади. Если играют дети более-менее одного возраста, то «горшки» садятся на корточки.

Выбранный считалкой водящий - «покупатель» – ходит по кругу и, подходя по очереди к каждой паре, ведет с «хозяином» диалог. «Покупатель» спрашивает: «Кум, (кума, не продашь ли горшок?». «Хозяин» может отказаться. В этом случае он говорит: «На продажу не держу!» Тогда водящий идет к следующей паре. Если хозяин готов «продать горшок», диалог получается другой.

«Покупатель» : «Кум, (кума, не продашь ли горшок?»

«Хозяин» : «Купи, что дашь?»

«Покупатель» : «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце!»

«Хозяин» : «По рукам!»

После этих слов, «хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны по кругу. Задача каждого из них – поскорее занять свободное место около «горшка». Нужно добежать и положить руки на плечи «горшку». Тот, кто успел первым, становится «хозяином», а опоздавший – водящим.

Конечно, «горшкам» в такой игре отводиться очень пассивная роль. Поэтому, если играют дети одного возраста, можно изменить правила. Пусть проигравший состязание в беге становиться «горшком», бывший «горшок»«хозяином», а победитель – водящим - «покупателем».

Можно «назначить» горшками и неодушевленные предметы: кегли, мячи, нарисованный на земле небольшой круг.

Среда - "Лакомка" («Сладкоежка»). В этот день или лакомились блинами и другими масленичными яствами. Круглая форма и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.

О блинах сложено много поговорок:

- Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.

- Блин добро не один.

- Блин брюха не портит.

Четверг - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. А ещё четверг слыл разгульным и назывался «разгуляй – четверг». На этот день приходилась середина веселья и гульбы.

В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Масленице пели и песни:

«Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных»

Нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки – не для того, чтобы обидеть, а чтоб повеселиться:

- Николай. Николай, сиди дома, не гуляй, в балалаечку играй!

- Маринка-корзинка, прыгала, скакала, в болото упала!

- А у Ваське на носу съели кошки колбасу!

- Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек!

Пятый и шестой день – пятница и суббота – были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне.

Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.

Суббота - "Золовкины посиделки" - к тетям и дядям шли на блины.

Воскресенье - седьмой и последний день Масленицы – был днём «проводов зимы» : чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с Масленицей…

- Ты прощай, прощай

Наша Масленица:

Ты не в среду пришла, и не в пятницу,

Ты пришла в понедельник,

Всю неделю веселье!

проводится русская народная игра «Гори, гори ясно»

А ещё этот день назывался «Прощенным воскресеньем". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.

В старину люди, когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".

Мы с вами тоже скоро будем праздновать Масленицу. Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?

Воспитатель: водить мы будем хороводы, брать крепость, сжигать чучело и угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье - будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.

После Масленицы начинался Великий пост, когда нельзя было есть блины, мясо, масло, молоко, сыр, пироги, а ели только постную пищу: грибы, овощи, орехи. Пост длился до Пасхи.

А сейчас ответьте на вопросы:

1. Как ещё называют праздник «Масленицу»? что он означает? (проводы зимы и встречу весны)

2. Как люди встречают Масленицу? Что делают, чтобы легче было разговаривать с Масленицей? (встречают прибаутками, песнями, делают чучело Масленицы)

3. Где устанавливают чучело и что вокруг него происходит? (на видном месте, игры, забавы)

4. Чем люди задабривают, зазывают Масленицу? (блинами-пирогами)

5. Что означает круглый блин? (солнышко)

6. Какие вам понравились частушки, прибаутки, дразнилки? О чем они?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Познавательно-творческий проект для детей 3–4 лет (во второй младшей группе) «Почему у одуванчика разный сарафанчик?»Познавательно-творческий проект для детей 3–4 лет (во второй младшей группе) «Почему у одуванчика разный сарафанчик?» Познавательно-творческий проект для детей 3-4 лет (во второй младшей группе) «Почему у одуванчика разный сарафанчик?» Воспитатели: Порфирьева.

Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы «Будущий первоклассник»Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы «Будущий первоклассник» Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению. Задачи : расширить знания о школе;.

Познавательно-творческий проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возрастаПознавательно-творческий проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста Русская народная матрешка - это любимая игрушка каждого ребенка! Она дарит не только радость, но и вводит малыша в мир открытий! Проведенный.

Познавательно-творческий проект для детей второй младшей группы «Варежка»Познавательно-творческий проект для детей второй младшей группы «Варежка» Познавательно – творческий проект «Варежка» для детей 2-ой младшей группы Краткая аннотация проекта Тип проекта: познавательный, творческий.

Познавательно-творческий проект «Знакомство с новогодней игрушкой»Познавательно-творческий проект «Знакомство с новогодней игрушкой» .

Широкая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами ВидеоШирокая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами Видео Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Знакомство детей с семейской культурой и традициями» (средняя группа)
Опубликовано: 17 января 2021 в 10:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД