Галина Афанасьева
Познавательно-творческий проект «Знакомство детей с семейской культурой и традициями» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новобрянский детский сад «Журавленок»
Познавательно - творческий проект
«Знакомство детей с семейской культурой и традициями»
Воспитатель: Первой категории
Афанасьева Галина Николаевна
Новая-Брянь
2020г.
Информационная карта проекта
Вид проекта : Познавательно - творческий; групповой.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Знакомство детей с семейской культурой и традициями“ (средняя группа)» размещена в разделах
Руководитель проекта : Воспитатель средней группы «Сказка» Афанасьева Г. Н.
Срок реализации проекта : месяц февраль
Участники проекта : Дети 4-5 лет (средняя группа, воспитатели, родители.
Пояснительная записка.
В настоящее время заметно увеличивается интерес к подлинно народной культуре, древним традициям и обычаям. Никто из нас не может в полной мере чувствовать себя патриотом родной земли, хотя бы время от времени, не обращаясь к истокам мудрости живой старины. Всем интересна история родного края. Что было, 400 лет назад? Мы живем в таком самобытном крае, где идет переплетение культур, традиций. Одна из них - эта культура семейских.
Какие праздники были у семейских, как они их отмечали, какие блюда были на столе? Сложилась огромная культура : это особенный быт, уклад жизни, духовно-песенное наследие и, наконец, своеобразная по-своему колоритная кухня. Некоторые традиции вообще исчезли из жизни, о них никто не помнит, а лишь имеются скудные представления.
Проблема: Современные дети мало знают о семейской культуре. Проблема духовно – нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных. А в современном мире, где телефоны, компьютеры на первом месте. Она приобретает особое значение.
Актуальность Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к семейским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о семейской культуре, быте. Поэтому серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам семейской культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс эмоциональных переживаний.
Цель проекта : Создать условия для приобщения детей к истокам семейской культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления детей с национально-культурными особенностями семейских, их историей и традициями.
Задачи проекта : - пополнить предметно развивающую среду группы различными атрибутами;
- реализовывать игровой подход при ознакомлении детей с жизнью, бытом, культурно-историческими традициями семейских;
- воспитывать у детей уважение к культуре, быту, традициям семейских.
Предполагаемые результаты проекта :
Для воспитанников:
- У детей сформировано положительное отношение к разным народам, прежде всего через познание принадлежности к своей национальной культуре. Именно благодаря этому – ценности, выбранные культурой других народов, становятся более понятными и прочувствованными.
- У детей сформированы эмоционально-положительные отношения к другим национальностям: от гуманных переживаний до сформированного отношения к реальной жизни.
- Созданная развивающая предметно-пространственная среда будет способствовать развитию познавательно-исследовательской ребенка и развитию умения применять полученные знания в разных видах детской деятельности: игровой, музыкальной, продуктивной и т. д.
Улучшится качество взаимодействия с семьями воспитанников.
Для воспитателя:
- создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей среднего возраста;
- личностный профессиональный рост, самореализация педагога;
Для родителей:
- желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;
- укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогом.
Методическое обеспечение: 1. Аргудяева Ю. В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. - М., 2000. 364 с.
2. Болонев Ф. Ф. Семейские. - Улан-Удэ,1992.- 206с
3. Бураева СВ. Изучение старообрядческой книжности Забайкалья. -Улан-Удэ, 2002. 93 с.
4. Гирченко В. II. Из истории переселения в Прибайкалье семейских. -Верхнеудинск,1922.- 20 с.
5. Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. - М. : Советская Россия, 1991. 366с.
6. Ильина-Охрименко Г. И. Народное искусство ссмейских Забайкалья. -Улан-Удэ, 1972. 88 с.
7. Петрова Т. А. Энциклопедия для детей дошкольного возраста «Культура семейских Забайкалья» :учеб. пособие / Т. А. Петрова – Иркутск, Изд- -во «Оттиск», 2018 – 92с
8. Петрова Т. А. История старообрядчества в рассказах, стихах и картинках :учеб. пособие / Т. А. Петрова – Иркутск, Изд- -во «Оттиск», 2018 – 92с
Перспективное планирование познавательно – творческого проекта
Этапы работы Содержание работы
I Подготовительный - подбор наглядно-методической, познавательной и художественной литературы, иллюстрационного материала;
- разработка методических пособий, конспектов НОД;
- ознакомление родителей с целью и задачами проекта.
II Практический
(основной)
с детьми
Интеграция образовательных
областей
«Познавательное
развитие» - просмотр видеоматериала: «История возникновения семейских».
- НОД «Рассказ-беседа по ознакомлению с семейскими обычаями и традициями».
- Семейский фольклор - разучивание потешек, прибауток, колыбельных песен, игр.
«Социально-коммуникативное»
- экскурсия в семейскую избу
«Знакомство с бытом семейской избы».
«Речевое развитие» Рассказы воспитателя:
-о семейской печи (ухват, протвини для выпечки тарочек и булочек, лопата для выпечки хлеба на поту)
-о традициях семейского чаепития;
-о семейской одежде (мужская и женская);
-о росписи; (ставни, деревянные ложки, свистульки).
- Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари. (туески из березы, глиняные крынки, чугунки, миски, корытцы, квашня).
- Рассматривание иллюстраций, фотографий.
«Игровая деятельность» - пальчиковая игра «Сорока - белобока», «Коза рогатая», «Котик – котик».
- сюжетно – ролевая игра: «Посиделки»
«Художественно-
эстетическое
развитие»
- рисование «Семейские узоры»
- лепка «Семейская утварь, посуда» - из пластилина
из соленого теста «Калачи»
- изготовление лоскутного покрывальца
«Физическая
культура»
Подвижные игры: «Ручеек», «Золотые ворота», «Хороводы».
С родителями
Привлечение родителей к созданию в группе мини – музея «Семейские»
Консультация для родителей: «Фольклор».
Создание фотоальбома «Масленица»
III Заключительный - Презентация мини-музея «Семейские»
-Мероприятие: «Посиделки»
- Презентация фотоальбома «Масленица»
- Представление презентации проекта для педагогов ДОУ.
Заключение: во-первых, чтобы остаться на планете, народ, как культурная общественность, должна заботиться о самосохранении, передавая подрастающему поколению культурные наследия. Этим занимались в былые времена старшие и те, кому поручалось воспитание и обучение детей.
Второй вывод – семейские сыграли большую роль в хозяйственном освоении новых земель за Байкалом и их экономическом развитии. Трудолюбие, гостеприимство, нравственное и физическое здоровье, стремление к чистоте и опрятности в доме, отмеченные еще первыми путешественниками, декабристами, исследователями, остаются неотъемлемыми свойствами их характера и быта и в XXI веке.
Привязанность к этому месту, к отеческой земле, хранение того, что тебе всего роднее, ближе и дороже, - свидетельство культурной зрелости личности.
Это патриотизм. Он дает человеку осознание сопричастности к родной земле и культуре, носителем и хранителем которой он становится. Нам, живущим в XXI веке, порой следует оглянуться назад и не отбрасывать всё то, чем были сильны наши предки.
Семейская утварь
Утварь- от глагола творить, т. е делать, производить, создавать.
Кухонная утварь — ручные, как правило, небольшие инструменты и посуда, которая используется на кухне для различных операций, связанных с приготовлением пищи. К кухонной утвари относятся посуда и приборы. Некоторые предметы кухни используются и как вспомогательные инструменты.
У семейских утварь была изготовлена из чугуна, железа, дерева. К ним относились предметы : чугунок, квашня; туесок; прялка; веретино; самовар; кадушка; лампа; клюка; кувшин ; деревянные ложки, хлебная лопата, ночевка (сито, веселка (лопатка для замешивания теста, ухват, сковородник. Они напоминают музейные редкости. Однако все эти вещи находят практическое применение.
Всех «мирских», приехавших в гости или по делам, семейские угощали из отдельной посуды, которую держали специально для них и хранили отдельно. Если же семейский уезжал куда-либо, то посуду свою брал с собой.
Чугуны использовали для приготовления наваристых «щтей», как говорят семейские. Готовили в русской печи, отчего пища казалась вкуснее из-за того, что она готовится в собственном соку при определенной температуре. Варили каши, топили молоко, пекли лепешки, хлеб, калачи, сбитни.
Для просеивания муки используют сельницу, которая, на первый взгляд, может быть, и кажется недостаточно вместительной, но это лишь обман зрения, в нее помещается около 15 кг муки.
Также для выпечки хлеба используются сельница, квашня, в которой подходило тесто, веселка - для обминки теста, лопата - для посадки караваев в печь, для выпечки пирогов использовался противень, топилась русская печь, клюкой выгребались угли из печи в тушилку, которые затем использовали для самоваров, а более мелкие угли загребали на загнетки и прихлопывали золой.
Пользовались ухватом для перестановки в печи чугунов или горшков. Сковородники – ими цепляли сковороды.
Кадушки или водянки – их использовали для содержания воды, емкостью 100 литров. Внутренняя поверхность водянки не красилась, поэтому вода стояла всегда свежей.
Когда не было света, использовали лампу.
Кувшин в основном использовался под квас, молоко.
Семейские обходились без наших современных утюгов, миксеров и другой бытовой техники. Например, рубель и скалка применялись для глаженья белья. Для этого требовалось обмотать скалку бельем и рубелем; накатывая скалку, гладили одежду семейских, что требовало терпения и усердия.
На прялке женщины пряли пряжу из овечьей шерсти и из неё вязали, в основном, варежки, носки.
На ткацких станках ткали из конского волоса и из цветных ниток - пояса, подпояски, дорожки, нарядные сумки.
Теперь наличие хозяйственной утвари напоминает лишь о старине, что когда-то наши семейские бабушки использовали это; теперь редко кто из современных бабушек используют оставшуюся утварь по ее настоящему назначению. Теперь все это хранится в музее.
Конспект беседы «Масленица»
Программное содержание: познакомить с традициями народного праздника – Масленица. Дать представление о русских народных играх; расширить знания о традициях и обрядах. Приобщать детей к русской традиции. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.
Словарная работа: боярыня-Масленица, госпожа, уста, широк двор, потешиться, гостьюшка годовая, саночки расписные, коники вороные, баба кривошейка, чучело.
Материал к занятию: иллюстрации зимних забав, праздника, солнца, деревня зимой, иллюстрации русских народных костюмов, чучела Масленицы.
Ход занятия.
Воспитатель: Слышали ли вы, ребята, о таком празднике – масленице? (ответы детей) Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю.
Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, и ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, широкой, весёлой. Величали её и боярыней-масленицей.
Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!
Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками", мастерили чучело Масленицы.
С Масленицей разговаривали как с живым существом. Она то «дорогая гостья», то «баба кривошейка», то «красавица девица». А чтобы было удобнее разговаривать с ней, то во многих областях России делали чучело из соломы, наряжали его в девичий наряд, возили его по улицам. Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте, где и проходили все масленичные развлечения, вокруг чучела Масленицы. В последний день праздника чучело сжигали и разбрасывали пепел по земле: чтобы был хороший урожай. Поэтому у чучела не делали лица – считалось, что имея лицо, чучело имеет и душу, и тогда его нельзя сжигать.
А пока чучело стояло на видном месте, дети и взрослые катались с гор, ездили на санях, запряжённых тремя лошадьми – наперегонки, строили снежные крепости и городки, защищали их или брали их у «неприятеля». Все эти развлечения на улице сопровождались шутками, весёлыми песнями, озорными частушками.
Послушайте некоторые из них:
Как на масляной неделе
Из трубы блины летели.
Ой, блиночки мои,
Подрумяненные!
Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
Я на Масленку катался,
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
И милашку покатал.
Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай к нам на конях вороных,
Да на саночках скорых расписных.
Чтобы слуги в санках были молодые,
Нам подарочки везли бы дорогие:
И блины, и оладьи, и калачи,
К нам в печку да в окошко их мечи!
Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали.
Проводится русская народная игра «Горшки»
Одна группа детей садятся в кружок и назначаются «горшками». Другие становятся «хозяевами» и встают каждый у своего «горшка», сзади. Если играют дети более-менее одного возраста, то «горшки» садятся на корточки.
Выбранный считалкой водящий - «покупатель» – ходит по кругу и, подходя по очереди к каждой паре, ведет с «хозяином» диалог. «Покупатель» спрашивает: «Кум, (кума, не продашь ли горшок?». «Хозяин» может отказаться. В этом случае он говорит: «На продажу не держу!» Тогда водящий идет к следующей паре. Если хозяин готов «продать горшок», диалог получается другой.
«Покупатель» : «Кум, (кума, не продашь ли горшок?»
«Хозяин» : «Купи, что дашь?»
«Покупатель» : «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце!»
«Хозяин» : «По рукам!»
После этих слов, «хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны по кругу. Задача каждого из них – поскорее занять свободное место около «горшка». Нужно добежать и положить руки на плечи «горшку». Тот, кто успел первым, становится «хозяином», а опоздавший – водящим.
Конечно, «горшкам» в такой игре отводиться очень пассивная роль. Поэтому, если играют дети одного возраста, можно изменить правила. Пусть проигравший состязание в беге становиться «горшком», бывший «горшок» – «хозяином», а победитель – водящим - «покупателем».
Можно «назначить» горшками и неодушевленные предметы: кегли, мячи, нарисованный на земле небольшой круг.
Среда - "Лакомка" («Сладкоежка»). В этот день или лакомились блинами и другими масленичными яствами. Круглая форма и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.
О блинах сложено много поговорок:
- Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
- Блин добро не один.
- Блин брюха не портит.
Четверг - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. А ещё четверг слыл разгульным и назывался «разгуляй – четверг». На этот день приходилась середина веселья и гульбы.
В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Масленице пели и песни:
«Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных»
Нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки – не для того, чтобы обидеть, а чтоб повеселиться:
- Николай. Николай, сиди дома, не гуляй, в балалаечку играй!
- Маринка-корзинка, прыгала, скакала, в болото упала!
- А у Ваське на носу съели кошки колбасу!
- Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек!
Пятый и шестой день – пятница и суббота – были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне.
Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.
Суббота - "Золовкины посиделки" - к тетям и дядям шли на блины.
Воскресенье - седьмой и последний день Масленицы – был днём «проводов зимы» : чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с Масленицей…
- Ты прощай, прощай
Наша Масленица:
Ты не в среду пришла, и не в пятницу,
Ты пришла в понедельник,
Всю неделю веселье!
проводится русская народная игра «Гори, гори ясно»
А ещё этот день назывался «Прощенным воскресеньем". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.
В старину люди, когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".
Мы с вами тоже скоро будем праздновать Масленицу. Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?
Воспитатель: водить мы будем хороводы, брать крепость, сжигать чучело и угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье - будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.
После Масленицы начинался Великий пост, когда нельзя было есть блины, мясо, масло, молоко, сыр, пироги, а ели только постную пищу: грибы, овощи, орехи. Пост длился до Пасхи.
А сейчас ответьте на вопросы:
1. Как ещё называют праздник «Масленицу»? что он означает? (проводы зимы и встречу весны)
2. Как люди встречают Масленицу? Что делают, чтобы легче было разговаривать с Масленицей? (встречают прибаутками, песнями, делают чучело Масленицы)
3. Где устанавливают чучело и что вокруг него происходит? (на видном месте, игры, забавы)
4. Чем люди задабривают, зазывают Масленицу? (блинами-пирогами)
5. Что означает круглый блин? (солнышко)
6. Какие вам понравились частушки, прибаутки, дразнилки? О чем они?