Ольга Попова
Познавательно — творческий проект «Живые цветы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно — творческий проект в старшей группе
Что за дивная краса?
Луг цветами весь покрылся!
Происходят чудеса,
Здесь волшебник потрудился!
Но волшебник ни при чем!
Это бабочки слетелись
Ясным, солнечным деньком
Отдохнуть на травку сели!
С. Антонюк
Провела: Попова О. Н.
—«Бабочки — одни из самых красивых созданий на планете. Своим великолепием они могут соперничать разве с цветами.»
Публикация «Познавательно — творческий проект „Живые цветы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
— Бабочки — это удивительные создания, утонченные, хрупкие, нежные. Они такие легкие и почти неосязаемые, красивые и очень изящные создания, но при этом невероятно хрупкие, которые могут разрушиться от одного человеческого прикосновения.
Бабочка легка и прекрасна, но в тоже время очень значима для природы и всего мира. Ее роль настолько велика, а ее жизнь настолько коротка в сравнении с человеческой жизнью, что начинаешь ценить это маленькое создание с особой силой. Поэтому я решила узнать, как можно больше об этих существах. Изучению этих красивейших насекомых посвящен мой проект.
Тип проекта: познавательно - творческий, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели)
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы и родители.
Гипотеза:
— Бабочка в своем развитии проходит несколько стадий превращений
— Бабочки очень красивые и разнообразные, встречаются очень часто, радуют нас и приносят пользу.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что бабочки очень красивые насекомые. Наблюдение за их жизнью расширяет кругозор и позволяет бережно относиться к природе.
Предполагаемый результат:
— у детей сформированы знания о жизни бабочки в природных условиях.
— у детей сформирован устойчивый интерес к живой природе.
— уметь применять полученные знания в продуктивной деятельности.
— дети имеют элементарные представления о бабочках, их строении и многообразии; пользе и вреде в природе.
I этап Целеполагание.
Цель проекта: знакомство с жизнью бабочек, со средой обитания. Рассказать об их образе жизни, их строении, выявлении пользы и вреда для окружающего мира.
Задачи:
1. Расширить представление ребенка о бабочке.
2. Изучить разные источники и выяснить: строение, питание, образ жизни бабочки.
3. Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
4. Познакомить с разнообразием и стадиями развития бабочек.
5. Выяснить какой вред и какую пользу приносят бабочки.
6. Развивать словарный запас детей.
7. Доставить радость детям от процесса совместной деятельности.
II этап Подготовительный
— Подбор иллюстраций и наглядно-дидактического материала.
— Знакомство детей с произведениями художественной литературы.
— Чтение сказки «Дюймовочка».
— Загадывание загадок.
— Помощь родителей в оформлении информационно-познавательного альбома «Бабочки».
— Консультация для родителей «Правильное отношение к природе начинается в семье».
В целях систематизации воспитательно образовательного процесса с детьми мною был разработан календарно-тематический перспективный план.
III этап Реализация проекта.
1. Рассматривание иллюстрированного альбома «Бабочки»
Цель: познакомить с особенностями внешнего вида и строения бабочки; развивать познавательный интерес к жизни бабочек в природе.
2. Познавательная беседа «Что мы знаем о бабочках»
Цель: уточнить и расширить знания о бабочках, воспитывать интерес к жизни бабочек в природе.
3. Конструирование из бумаги «Бабочка»
Цель: учить изготавливать бабочку из бумаги методом «оригами».
4. Пальчиковая гимнастика «Гусеница»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, познакомить с особенностями передвижения гусеницы по листочку.
5. Д/игра «Угадай по описанию»
Цель: закрепить полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочки.
6. Выставка художественной литературы и иллюстраций «Бабочка в природе»
Цель: формировать интерес к книге. Объяснить, как много интересного можно узнать рассматривая иллюстрации.
7. Консультации для родителей
Цель: познакомить родителей с содержанием проекта, дать информационные материалы о бабочках, познакомить с требованиями по экологии, побеседовать о прогулках с детьми в лесу, парках.
8. Наблюдения на участке группы за бабочками
Цель: расширить представление детей о многообразии бабочек, учить различать их по внешнему виду, правильно называть.
9. П/игра «Бабочки и цветы»
Цель: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, учить действовать по сигналу.
10. Лепка «Бабочка» (плоскостная)
Цель: создать условия для изготовления бабочки из пластилина в технике по трафарету - барельеф.
11. Д/игра «Отгадай загадку про бабочку»
Цель: учить определять бабочку по ее образному описанию.
12. Беседа «Для чего нужны бабочки?»
Цель: познакомить детей с важной ролью бабочек в опылении цветов и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни бабочек в природе.
13. Загадки о бабочках
Цель: учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы подсказки.
14. Чтение художественной литературы
Цель: обогащать знания детей о бабочках по средствам художественного слова. Развивать точность и образность речи.
15. Д/игра «Кто больше знает?»
Цель: активация речи, согласование числительных и существительных.
16. Рисование «Бабочки»
Цель: учить создавать в рисунке образ бабочки, использовать технику «монотипия».
17. Игра «Назови больше действий»
Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, закрепить представление детей о поведении бабочек в природе.
18. Аппликация «Бабочка на цветке»
Цель: создать условие для работы ребенка с бумагой, отражать в работе несложный сюжет.
19. Тренинг «Я гусеница»
Цель: познакомить детей с метаморфозой бабочки.
20. Коллективная работа «Утро на лугу»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о бабочках, как насекомых; формировать устойчивый интерес к живой природе.
21. Презентация «Бабочки»
Цель: способствовать желанию рассказывать о бабочках; воспитывать чувство ответственности за все живое на земле. Закрепление пройденного материала.
IV этап. Заключительный.
Вывод:
Во время реализации проекта я старалась поддерживать в детях детскую творческую инициативу, это очень важно и необходимо для того, чтобы ребенок поверил в себя, вырос любознательным, активным, добрым, способным преодолевать любые трудности в жизни.
Что мы узнали за время проекта
Бабочки невероятно красивы и популярны. Наблюдать за окружающей нас красотой, которую создала природа, очень интересно, узнать много нового. Поэтому мы должны заботиться и охранять живую природу. Бабочки одни из самых красивых существ на Земле!
Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена — лимонница, крапивница, капустница, шоколадница, павлиний глаз, махаон, голубянка, адмирал и т. д.
Какие это все-таки красивые и удивительные создания —бабочки. Строение бабочки симметрично, т. е. левая и правая части их тела одинаковы. Как правило верхние крылья бабочки больше, чем нижние.
Зачем бабочке нужно быть похожей на листок, цветок, ствол дерева — правильно, так они защищаются от врагов. Это их защитная окраска нужна, чтобы никто не смог увидеть их на цветке и причинить зло.
Крылья бабочек состоят из мелких чешуек, которые покрыты красящими веществами. Эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно их повредить и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраняйте красоту!
Бабочки летают днем, а ночью, подняв крылья, отдыхают.
У бабочки четыре крыла: два больших и два поменьше, голова, туловище, три пары ножек, усики. Туловище состоит из трех частей: круглая голова, средняя часть и брюшко. Рот бабочки - это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи из далека. Кушают бабочки цветочный нектар, питаются медом и фруктами. В общем бабочки — сладкоежки.
Перелетая с лита на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Они начинают есть листья, на которых появились. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона гусеница превращается в красавицу-бабочку.
Бабочки - насекомые с полным превращением, их жизненный цикл состоит из четырех стадий: яйцо — личинка (гусеница)— куколка — взрослое насекомое. Из всех представителей насекомых, только бабочки имеют четыре больших и ярких крыла с великолепным графическим рисунком. У них хорошо развиты органы чувств, но во многом они воспринимают мир иначе, чем человек.
Интересный факт! Там, где обитают бабочки, воздух экологически чист, а там где их нет, возникает много экологических проблем в окружающей среде.
Польза
— Взрослые бабочки наряду с пчелами, являются лучшими опылителями растений.
— Шелкопрядам мы обязаны экологически чистой тканью с уникальными свойствами.
— Бабочки подарили людям ключи к изобретению многих современных технологий: строение глаз - материал для солнечных батарей, а свойство крыльев - покрытие для вертолетов и парашютов.
— Люди сочинили об этих красавицах много сказок и легенд.
— Славяне, наши предки, сравнивали бабочек с сердцем влюбленного человека.
— В Японии пора бабочек символизирует семейное счастье, а в сказках живут эльфы с крыльями бабочек.
— У одних народов бабочка - это предвестник счастья, радости любви. Другие считают, что это души умерших людей.
— В Индии бабочка считалась прародительницей всего мира. Так люди выразили свое восхищение яркой красотой бабочек.
— Римляне считали, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.
Вред
Находясь в стадии гусениц, они являются вредителями растений, из-за поедания листьев плодовых деревьев ухудшается, а то и вовсе теряется урожай.
Гусеница бабочки - сатурнии может убить человека, а моль – самая маленькая бабочка с размахом крыльев 2 мм портит вещи человека.
Бабочки и гусеницы кормятся на растениях, и их самих поедают разнообразные хищники. Значит, бабочки – составная часть многочисленных пищевых цепей, которыми связаны друг с другом все живые существа. Они вдохновляют творческих людей на создание замечательных произведений искусства. Значит, бабочек надо охранять.
Наказ детям: Берегите бабочек.
Бабочки красивы и прекрасны,
И собою украшают мир!
Чтобы радость приносили они часто,
Нужно нам оберегать их жизнь!
Запомните, друзья мои, скорее,
Что бабочек нельзя нам обижать!
И, чтобы не ушло от нас веселье,
Не вздумайте вы их уничтожать!
За это они скажут вам "спасибо".
И будут чаще к нам и больше прилетать!
Мы будем говорить:"какое диво!"
За бабочкой красивой наблюдать!
Оксана Борисенко
Приложение.
Загадки
На цветке сидит цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные,
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это.
(Бабочка)
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочки)
Над цветочками порхает,
Кто красавицу не знает?
Ее крылья расписные,
Ее танцы заводные.
Только очень беззащитна,
Совершенно безобидна.
Не спеши ее пугать,
Слабых надо защищать.
(Бабочка)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
(Бабочка)
В ярком платье модница —
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает.
(Бабочка)
У маленькой Катюши
Уселся на макушке
Не мотылек, не птичка -
Над цветком порхает, пляшет
Веерком узорным машет.
(Бабочка)
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка)
Утром ползает,
В полдень недвижимо,
А вечером летает.
(Бабочка)
В поле я над белой кашкой
Вдруг заметила ромашку.
Я сорвать её хотела,
А ромашка улетела.
(Бабочка)
На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
(Бабочка)
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а летает.
Яркая, нарядная
Над цветами порхает.
(Бабочка)
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но с новой весною я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю, как птичка порхаю.
(Бабочка)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Над цветком
порхает, пляшет
Веерком узорным машет
(Бабочка)
Червяком она была,
Только ела да спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь - по небу летит.
(Бабочка)
На цветке цветок
Пьёт цветочный сок.
(Бабочка)
Приметы
— Если бабочка залетела в дом, то готовьтесь к чему–то хорошему и приятному.
— Если над человеком кружится бабочка, считается, что это — верный знак хороших новостей.
—В народе по поведению бабочек предвещают погоду. Так, если крапивницы спрятались - скоро будет дождь.
— В дождливую погоду ночная бабочка летает - быть теплу.
— Залетела бабочка в окно - не к добру, обязательно нужно выпустить насекомое на волю.