лариса гусарова
Познавательно — творческий проект в старшей группе на тему: «Седой-седой каспий»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Проект «Седой-седой Каспий» может быть приурочен к Всемирному дню моря, который отмечается 29 сентября.
Кто живет на берегу моря, тот уже не представляют своей жизни без него. Рыбаки ловят рыбу, пароходы перевозят грузы, яхтсмены бороздят море на яхтах, виндсерферах.
Каспийское море - самое большое озеро на Земле. По причине большого размера его стали называть морем. Свое название море получило от имени древних племен - каспиев.
Публикация «Познавательно — творческий проект в старшей группе на тему: „Седой-седой каспий“» размещена в разделах
Но, к сожалению, из бесед с детьми видно, что они очень мало знают о море, о флоре и фауне Каспийского моря. Их родители также не владеют достаточной информацией об истории Каспия, современных проблемах, связанных с загрязнением моря.
Вопросы охраны окружающей среды стоят сегодня очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Работа по проекту поможет и детям, и родителям, и педагогам лучше узнать о море, а, следовательно, поможет в более бережном и осознанном отношение к нему.
Вид проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : 2 месяца.
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель проекта : развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта. Привитие любви к Каспийскому морю.
Задачи проекта :
• формировать у детей элементарные представления об истории Каспийского моря и его обитателях;
• познакомить детей с тружениками Каспия;
• учить видеть в окружающем красоту, любоваться восходом и заходом солнца на море;
• воспринимать музыкальные и художественные произведения о море, проявлять и отражать свои чувства в рисунках, аппликации, речевой деятельности.
• воспитывать бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
• владеть понятиями «морские обитатели моря»;
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела морских обитателей в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
• знать о взаимосвязи с другими обитателями;
• иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
• сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
• составлять описательные рассказы о море с использованием опорной схемы;
• формировать безопасное поведение на воде.
Этапы проекта
1 этап - организационный
1. Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Море».
2. Подбор художественных произведений, стихов о море.
3. Сбор материала из истории Каспия.
4. Мотивация деятельности детей («Что мы знаем о Каспийском море?», «Что мы хотим узнать?», «Как мы можем об этом узнать?»).
2 этап - основной
• знакомство с литературными произведениями: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка», С. Сахарнов «Кто в море живёт?»;
• разучивание стихов: Р. Гамзатов «Скажи, родимый Каспий»; знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок; словотворчество;
• рассматривание репродукций картин: И. К. Айвазовский «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море»; «В голубом просторе»; А. Боголюбов «Парусник в море»; Абдуллаев Вадим "Утро на Каспии"; Ковалёв Руслан "Закат на Каспийском море»;
• Слушание песен о море (Антонова, Вахида Аюбова «Каспийское Море» и др.).
• тематические занятия:
- История Каспия
- Обитатели Каспия
- Морской транспорт
- Труженики моря
- Отдых на море;
• словотворчество (составление описательных рассказов о море, подбор определений, глаголов (Море – говорит, шумит, бурлит, грохочет, шелестит, плещется, рыдает, стонет, журчит, ласкается, яростно спорит, кипит, разбивается, расстилается, берег лижет, тайны хранит);
• изобразительная деятельность:
- коллективная аппликация «В морских глубинах»,
- ручной труд - украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек);
• собрание коллекции «Сокровища Каспийского моря» (ракушки);
• сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция», «Рыбаки Каспия» (формирование представлений о профессиях, связанных с морем);
• настольные игры: «Поймай рыбку», «Морское путешествие»; «Остров сокровищ»;
• подвижные игры: «Водяной», «Водолаз», «Море волнуется», «Рыбаки и рыбки»;
• викторина «Что ты знаешь о Каспии?» :
-В каком заливе Каспийского моря высадился Петр (Аграханскийй залив.
- Почему Каспийское озеро называют морем? (огромный размер).
- Назовите заливы Каспия, относящиеся к Дагестану (Кизлярский и Аграханский заливы).
- Какие породы осетровых рыб водятся в Каспийском море? (Белуга, осётр, севрюга, белорыбыца).
- Как называлось Каспийское море у разных народов в разные времена? (Хазарское, Хвалынское, Гирканское, Дербентское).
- Какая самая большая рыба Каспия? (Белуга).
- Как называется тёплый ветер, дующий с берега на море ночью и с моря на берег днём? (Бриз).
• Физкультминутки:
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)
Сотрудничество с семьё й:
• Консультация «В жаркий день на пляже».
• Фотовыставка «Отдых на море».
• Составление детей вместе с родителями описательных рассказов о море.
• Подбор материала из истории Каспия.
• Беседы с родителями о безопасности на воде.
• Совместное развлечение «В гостях у Нептуна».
3 этап - итоговый
1. Продукты проектной деятельности
- описательные рассказы о море и о морских обитателях;
- фотографии досугов на море;
- коллективная аппликация «В морских глубинах»;
- поделки из природного материала (ракушки, камни).
2. Презентация проекта :
- представление и защита проекта на педагогическом совете;
- комплексное занятие «Самое большое озеро».
Заключение
Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. В ходе реализации проекта дети получат больше знаний о море вообще и Каспийском в частности, его морской фауне и флоре. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к морскому миру, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания и смогут отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, станут бережнее относиться к природе, не загрязнять море, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Рекомендуемая литература
1. Детская энциклопедия. Царство животных. Москва ОНИКС 21 век 2001 г.
2. Каспийское море в книге : А. Д. Добровольский, Б. С. Залогин. Моря СССР. Изд-во Моск. ун-та, 1982.
3. Лора Уэйд. Загадки моря
4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду М., Просвещение, 2001г.
5. Рыжова Н. А. Волшебница - вода. М., Линка- Пресс, 1997г
6. Скоропулова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» Москва 2008г.
7. Три сокровища Дагестана из книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан»
8. Энциклопедия. Живой мир. Лесли Колвин и Эмма Спиэр. Перед с английского Г. И. Рожковой. Москва «РОСМЭН» 1999
Приложение
Психологическое занятие в детском саду “Море”
I. Организационный момент: Волшебница -воспитатель приглашает детей в путешествие. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка.
II. Слушание музыки: Волшебница (после слушания) :
- Что вы услышали?
( Примерные ответы детей: льется вода, кричат птицы, брызги)
- Куда мы попали? (Мы оказались на морском берегу, мы слышали крик чаек, песни дельфинов, шум набегающей на берег волны, брызги от удара волны о берег).
- Какое море: быстрое или спокойное, шумное или тихое, слабое или сильное, доброе или сердитое…”
III. Игра – превращение (под музыку). "Я превращаю вас…в быструю волну, бегущую к берегу и ударяющуюся со всей силы о берег; в маленькие песчинки и ракушки, лежащие на берегу, которые качают волны; в маленькие лодочки и большие корабли, плывущие по спокойному морю или попавшие в шторм; в добрых дельфинов, играющих в воде; в сердитых голодных акул или добрых медуз (по желанию детей); в детей (садятся за столы).
IV. Игра "Угадай на ощупь”. Дети сидят за столами.
1. Предлагает детям приложить ладошку под платочком и определить на ощупь: "Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?” "Что это?” - дети отвечают: "Ракушки”.
2. Открывает карточку, показывает ракушки, предлагает проверить ощущения детей и пофантазировать: "На что это похоже?”
3. Предлагает детям приложить ладошку под платочком и определить… "Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?” "Что это?” - дети отвечают: "Песок”.
4. Открывает карточку, показывает песок, предлагает проверить ощущения детей и пофантазировать.
V. Рисование (под музыку). Волшебница: "А теперь закроем глаза (включается музыка) и вслушаемся в музыку. Открываем глаза, набираем краску и изобразим то, о чем рассказывает музыка”.
(Дети начинают рисовать, а педагог подходит к каждому ребенку по очереди и ребенок очень тихо рассказывает педагогу, что он представил и что хочет изобразить).
VI. Обсуждение. После рисования дети раскладывают рисунки в центре ковра, а сами садятся вокруг. Проводится обсуждение: педагог предлагает сравнить по 2 контрастных, указанных педагогом, рисунка и определить в зависимости от тематики:
• Какое настроение изобразила Магомед и Патя?
• Кого встретил Гаджи и Мадина на берегу?
• У кого день пасмурный, а у кого солнечный?
• У кого шторм сильнее?
• В каком теплом море мы купались бы с удовольствием?
• и др…
Дети становятся в круг: (звучит музыка)
Волшебница:
- Каким вы услышали море?
(бурлящим, шумным, сильным, сердитым)
- А от чего люди бывают сердитыми?
(Дети приводят примеры)
- Я предлагаю показать с помощью мимики, какими сердитыми бываете вы. А теперь снимите ваше сердитое настроение (Дети изображают, как снимают комбинезон с головы до ног) и положите его на самую верхнюю полку (подпрыгивают и кладут, чтобы его никто не достал.