Приложение МААМ

Познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Весёлые скороговорщики»

Ольга Мухортова
Познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Весёлые скороговорщики»
▼ Скачать + Заказать документы

Вид проекта: коррекционно- познавательный

Тип проекта: групповой, краткосрочный

Срок реализации проекта: 1 неделя

Участники проекта: дети подготовительной к школе логопедической группы, учитель- логопед, воспитатели, родители.

Актуальность:

Публикация «Познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе „Весёлые скороговорщики“» размещена в разделах

Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается невнятная речь, недостаточное развитие моторики речедвигательного аппарата. Скороговорки - это простой и забавный способ усовершенствования дикции.

В последнее время идет спад заинтересованности к устному народному творчеству. У детей неполное представление о многообразии жанров русского творчества.

Цель проекта: развивать языковые возможности детей с нарушением речи, воспитывать любовь к народному творчеству;

Задачи проекта:

формировать знания о роли скороговорок для развития речи;

отрабатывать скорость проговаривания скороговорок, добиваясь чистоты их произношения, развивать дыхание;

совершенствовать навык произнесения трудных по артикуляции звуков, улучшать дикцию детей;

развивать слуховое внимание и память, фонематический слух;

развивать артистические способности, продолжать работу по формированию выразительности речи;

обогащать словарный запас;

осуществлять взаимодействие семьи и детского сада;

развивать умение детей работать в группе.

воспитывать положительное отношение к процессу познания.

Ожидаемый результат проекта: улучшение состояния дикции у детей с речевыми нарушениями, повышение интереса к устному народному творчеству. Повышение активности, заинтересованности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов и семей в нравственном воспитании дошкольников базирующихся на исторически сложившихся народных принципах.

Этапы реализации проекта.

1 этап: подготовительный.

1. Изучение литературы по теме проекта.

2. Индивидуальный подбор скороговорок с учётом автоматизируемого звука.

3. Выбор методов реализации проектной деятельности.

2 этап: основной.

1. Организация целенаправленной работы по тематике.

2. Разучивание скороговорок с детьми.

3. Работа над скороговорками с использованием мнемотаблиц.

Создание картотеки мнемотаблиц (Приложение 1)

4. Беседа с детьми о скороговорках. (Приложение 2)

5. Ознакомление родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду по данной теме через рубрику «Советы логопеда» в групповой газете. Информационный лист для родителей.

6. Интервью в октябрьском выпуске передачи «Хорошие новости» в рубрике «Советы логопеда»

7. Привлечение родителей к совместному созданию иллюстраций к ранее изученным на занятиях с логопедом скороговоркам.

8. Организация выставки «Иллюстрация к любимой скороговорке»;

9. Создание памятки для педагогов «Методика работы со скороговорками»; (Приложение 3)

10. Создание картотеки скороговорок для педагогов; (Приложение 4)

3 этап: заключительный

1. Конкурс: «Весёлые скороговорщики»; (Приложение 5)

Литература:

1. Куликовская Т. Л. 40 новых скороговорок. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2005.

2. Куликовская Т. Л. Скороговорки и Чистоговорки. М. : Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство «ГНОМ – ПРЕСС», 1997.

3. Куликовская Т. Л. Птичьи скороговорки. М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2004.

4. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции – М. : АСТ: Астрель: профиздат, 2007.

5. Мазнин Н. А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

6. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль: Академия развития, 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Беседа «Скороговорка»

Цель: продолжать развитие диалогической речи детей, интереса к скороговоркам.

Ход занятия:

Ребята, совсем недавно мы разучивали с вами скороговорки. Вам понравилось это занятие? Для чего мы это делали? (Полные ответы детей).

Я расскажу вам о том, кто придумал такие удивительные скороговорки.

История скороговорок начинается с времён Древней Руси, и они до сих пор популярны как в России, так и во многих странах. Автор скороговорок - русский народ. Скороговорки — это шуточный жанр народного творчества.

Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Всегда любили на Руси скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками.

Действительно, выговорить некоторые русские языковёртки нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать слова и звуки. Иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, но и тем, кто хочет научиться красиво и чётко говорить. Мы тоже побудем сегодня немного дикторами. Тот, кому я дам сейчас микрофон произнесет свою любимую скороговорку. (Дети по очереди рассказывают скороговорки).

Рассматривание иллюстраций книг со скороговорками.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Памятка для педагогов «Методика работы со скороговорками»

Скороговорки – это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков.

Как разучивать скороговорки?

• Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки. Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.

• Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию. Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.

• Попросите ребёнка проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, а затем быстрее. В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности.

• Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться. Устройте соревнование - кто быстрее проговорит скороговорку.

Пример несложных в произношении скороговорок:

1. Бегают две курицы прямо по улице.

2. Тот ли это кот? Это кот – не тот!

3. Бобры добры, добры бобры.

4. У Сани сом с усами.

5. У ежа и ёлки иголки колки.

6. Скачет косой в кустарник густой.

7. Вышел кот из ворот. Кот рябой, хвост трубой.

Было весело на горке Сане, Соне и Егорке.

ВАРИАНТЫ РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКОЙ:

Скажите, какие звуки чаще всего повторяются в этой скороговорке?

Произнеси скороговорку тихо (по секрету, громко.

Проговори, ускоряя темп.

Представь, что ты серебряный колокольчик, прочитай так, будто ты серебряный колокольчик (высоким громким голосом).

Выдели голосом первое, второе, третье и т д. слово.

Прочитай, делая остановку в конце каждой строки.

Первые три строки читаем соло, а остальные – хором.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Логопедические скороговорки на разные звуки

Скороговорки для звуков С и СЬ

1. У Сони и Сани в сетях сом с усами.

2. В поле — все, все, все:

В поле — сев, сев, сев.

Скороговорки для звуков З и ЗЬ

1. Заморозила зима и заборы и дома.

2. Подвязала Лиза розы,

Засадила две занозы.

3. Запел зяблик на заре,

Озяб зяблик на дворе.

4. Загрузили в кузов

Семь возов арбузов.

5. Заяц в поле зёрна ел,

Зуб у зайца заболел.

6. По земле ползёт змея.

За змеёй ползет семья.

Змей, змея и два змеёнка

По земле ползут тихонько.

7. - Стрекоза, стрекоза!

Закрывай свои глаза.

- Мне нельзя глаза закрыть,

Надо завтрак раздобыть.

8. Запретил хозяин козам

Залезать в розалий к розам.

- Не грызите, козы, розы,

У роз острые занозы.

9. Заболел у зубра зуб.

Отказался есть он суп.

Знахарь к зубру заходил,

Зубру зуб заговорил.

10. Вёз я вазу на возу,

Загляделся на козу.

Ваза с воза звонко — звяк!

На глазах у всех зевак.

11. Рассказала Лиза сказку

Про принцессу Златовласку.

Золотые волосы у неё до пояса.

12. Захар сахар запасал.

Закрома им заполнял.

Захаровы закрома

Засахарены сполна.

13. У Кузьмы, у Кузеньки

Кузовок есть узенький.

Землянику в кузовок

Он собрал сам, сколько смог.

14. Кузнечик зелёный в зеленом газоне

Заснул на закате в зелёной кровати.

Скороговорки для звука Ц

1. Целый день цыплёнок Цып

Возле курицы сидит.

2. Скворцы и синицы —

Весёлые птицы.

Скороговорки для звука Ш

1. Хороши у бабушки пышки и оладушки.

2. Шёл ишак пешком в кишлак.

3. В шалаше шуршали мышки,

Шелушили мышки шишки.

4. В летнем душе две лягушки

Лягушатам моют ушки.

5. - Как вы дышите ерши?

- Наши жабры хороши.

6. Сшил мишутка шубки мышкам,

Чтоб не зябли мышки слишком.

7. На опушке две букашки

Поиграть решили в шашки.

Крошечные шашечки

Тащат две букашечки.

8. Жила в норе шиншилла

И шлёпки шилом шила.

Пошире и поуже,

Получше и похуже.

9. Лежат в большом лукошке

Гармошки и матрёшки,

Катушки, погремушки

И шумные хлопушки.

10. Прошептала мушка мошке:

- Скушай, мошка, хлеба крошки.

Мошка мушке прошептала:

- Крошек, мушка, что-то мало.

11. Я у тётушки Марфуши

Ел черешни, вишни, груши.

А у тётушки Марьяши

Кушал шанежки и каши.

12. Петушок нашел мешок.

А в мешке лежал горшок.

А в мешке горошек

И немножко крошек.

13. Шарф на шею повяжу

И в окошко погляжу.

Что увижу я в окошке?

Дождик пляшет на дорожке.

14. Эй, мышата, не шумите

И под шкафом не шуршите.

Паша наш пример решает,

А шуршание мешает.

Скороговорки для звука Ж

1. Лыжнику нужна хорошая лыжня.

2. Режет ёжик ножом коржик.

3. Между жимолостью и ежевикой

Живут в хижине ёжик с ежихой.

4. - Что на ужин у ежей?

- Кожура от желудей.

5. Нашёл Женя корешок женьшеня.

6. Предложил жучок пчеле

Ежевичное желе.

- Я, жучок, желе не ем.

Положи мне лучше джем.

7. Жук — жучок,

Желтый бочок,

На лужайке не лежи,

Полетай и пожужжи.

8. Кошка Машка — лежебока,

Отлежала оба бока,

- Мяу! Можно на тахте

Полежать на животе.

9. Пишут жалобу две жабы

На невежлевого краба:

Краб толкнул однажды

Жаб обеих дважды.

10. Ручеек бежал, журчал,

Жук над ним кружил, жужжал.

Слушал жук ручья журчанье,

А ручей — жука жужжанье.

11. Прочитал Журавль в журнале:

«Шмель вчера Ужа ужалил.

У Ужа ужасный жар».

Журавлю больного жаль.

12. Под дождём дрожит жучок:

Жук до крылышек промок.

Даже жутко так дрожать.

Как же будет жук жужжать?

13. Жарко жабе в тёплой луже.

Жаба ждёт дождя и тужит:

- Ох, ужасная жара!

Лить дождю уже пора!

14. Из жемчужин ожерелье

Подарил жук в день рожденья

Симпатичной жужелице

С придорожной улицы.

15. Я жук, я жук!

Я тут живу,

Жужжу, жужжу,

Гляжу, лежу,

Я не тужу,

Всю жизнь жужжу: Ж-ж-ж.

Скороговорки для шипящего звука Ч

1. Обруч я верчу, кручу,

Циркачом я стать хочу.

2. Печники починят печь,

Будет печь отлично печь.

3. Хранили зайчатки чулки и перчатки,

Перчатки - в чулане, чулки — в чемодане.

4. - О чём ты плачешь, чучело?

- Быть чучелом наскучило.

5. - Отчего ручей журчит?

Отчего он не молчит?

- Оттого что он течет

И тихонечко поёт.

6. Повстречала саранча

Очень черного грача.

Саранча от грача

Задала стрекача.

7. Совершил сверчок скачок -

Заскочил он на сучок:

- Не хочу попасть в сачок,

Я — не бабочка. Сверчок!

8. Тучки очень скучные,

Потому что тучные.

Когда плачут тучи,

Тучам чуть-чуть лучше.

9. У пчелы, у пчёлки

Почему нет чёлки?

Отвечаю, почему:

- Чёлка пчёлке ни к чему.

10. Чайки кричат,

Сабачки рычат,

Коровки мычат.

А рыбки?. Молчат.

11. Ел чернику грач с утра -

Стал черней, чем был вчера.

Чёрных ягод грач поел -

Чрезвычайно почернел.

12. Черепаху учит мальчик:

- Перепрыгни через пальчик.

Черепаха отвечает:

- Черепаший дом мешает.

13. Четверть часа чёрный кот

Чистит чёрненький живот.

Чистит чистым язычком

И мурлыча, и молчком.

14. Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

Скороговорки для звука Щ

1. Угощение для Вас: щука, овощи и квас.

2. В чёрном ящике есть вещи,

Я ищу на ощупь клещи.

3. В роще и чаще

Ищите почаще

Чернику, щавель

На щи и кисель.

4. Угощу щенка борщом,

Поиграем мы потом.

Ловко ищет вещи пудель,

Мой щенок ищейкой будет.

5. Щегол в гнезде щеглят считал.

Щегол считалку щебетал:

«Щеглёнок — раз, щеглёнок — два.

Счастливей в роще нет щегла».

6. Я выращиваю плющ.

А на плющ забрался хрущ.

Я с плюща хруща стащу —

От хруща плющ защищу.

7. Щёки красные у Саши,

Щей он много ел и каши.

8. Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

9. Два щенка щекой к щеке

Грызли щётку в уголке.

Скороговорки для сонорных звуков Л и ЛЬ.

1. Клава вышивала гладью одеяло.

2. Полынь полил из лейки Нил.

3. Ела Мила землянику, а Данила ел клубнику.

4. Около колокольни колодец и кони.

5. Коля ломом лёд ломал и осколки подметал.

6. Каша — в ложке, плюшка — в плошке.

7. Тёплый халат Маланье маловат.

8. В кулаке у силача половина калача.

9. На луну выл волк по-волчьи,

Стало волка жалко очень.

10. Взял я папину пилу.

Палку я пилой пилю.

11. Луша в школу не ходила

Полгодочка Луше было.

12. Под столом клубок лежал.

Лапой кот клубок достал.

13. Любит сладкое лошадка,

Дам лошадке шоколадку.

Скороговорки для звуков Р и РЬ.

1. На праздничной рубашке розы и ромашки.

2. Забрался червяк на старый чердак.

3. Прорубили рыбаки прорубь в крепком льду реки.

4. У Лары ларец полон колец.

5. Крынку Кирилл крышкой накрыл.

6. Приготовила Лера четыре эклера.

7. Грушу Гриша грыз на крыше.

8. Тру на тёрке три морковки.

9. Круглая горошина в огороде брошена.

10. Короед грызёт кору,

Прогрызает он дыру.

11. Спит сурок в просторной норке,

У сурка нора на горке.

12. Рубит бревна дроворуб -

Растрепался русый чуб.

13. Нарисован здесь карась,

Карася скорей раскрась.

14. В квартиру номер сорок три

Ковёр персидский привезли.

15. Мы ходили на бульвар,

Там купили красный шар.

16. Ремонтирует монтёр

Электрический мотор.

17. Рубили дрова

Дровосеки с утра.

18. Сорока сорочонку сорочку раскроила,

Сорока на сорочке три строчки прострочила.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Итоговое мероприятие. Конкурс для детей подготовительной к школе группы «Скороговорщики и скороговорщицы». Цель: развивать языковые возможности детей с нарушением речи, воспитывать любовь к народному творчеству; Задачи:совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей. формировать выразительность речи. развивать слуховое внимание и память. развивать артистические способности. воспитывать интерес к народному творчеству. формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования. Ход мероприятия: Организационный момент: Дети заходят. Их встречает ведущий. Ведущий: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Прасковья Никифоровна. Скучно бабушке одной, приглашаю вас к себе в гости на посиделки. Повеселимся, позабавимся, да в весёлых конкурсах поучаствуем. Под музыку дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие напротив друг друга. Ведущий:Сегодня у нас конкурс. Называется он «Весёлые скороговорщики». Участвовать в конкурсе будут команды «Тараторки» и «Говорунишки». Всего в конкурсе 5 заданий. За каждое задание можно получить смайлик. Скороговорки известны со времён Древней Руси. В детских играх, забавах они становились источником смеха, веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и красиво говорить. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками. Выговорить некоторые русские языковёртки нелегко, язык сломать можно. В нынешнее время с помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Перед тем как начать наш конкурс, мы подготовим наш язычок и проведем артикуляционную гимнастику. (Артикуляционная гимнастика с сушками) Задание 1. Скороговорки-«невелички» Начнем наш конкурс с разминки. Каждая команда должна повторить за мной громко, четко и быстро скороговорки-«невелички». Повторять будет тот, кому я брошу мяч. Скороговорки для команды «Тараторки»

Веня и Иван не виноваты.

В дневнике у Вадима девять двоек.

Филимон был на футболе в футболке.

В Японии все пони в попоне.

Дима дает Дине дыню.

Дядя Федя дал мёда медведю.

У осы не усы, а усики.

Скороговорки для команды «Говорунишки»

Внимание: в водоеме водяной.

У Бобика в будке будильник.

У Пети Потапова папа — капитан.

Попугая не купают, попугая покупают.

Опять Антон пьет кипяток.

Десять совят на сосне сидят.

У зеленой елки колкие иголки.

Задание 2. Петрушкины скороговорки

Слыхала я, что вы скороговорки хорошо умеете говорить. Предлагаю вам скороговорки повторить. Попробуем?

Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки четко и быстро повторите. (Показываю детям мнемотаблицы).

Задание 3. Артистичные скороговорки

Скороговорки нужно уметь произносить не только четко и быстро, но и выразительно. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды. Перед вами иллюстрированная скороговорка:

Три сороки-тараторки тараторили на горке, тараторили на горке три сороки-тараторки!

Участникам выдаются смайлики, изображающие веселье, грусть, испуг, злость. Нужно произнести скороговорку с соответствующей эмоцией.

Задание 4. Звукобуквенные скороговорки

Для выполнения этого задания я приглашаю по одному участнику от команды, хорошо знающему буквы. Они должны прослушать скороговорки, повторить их и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего, затем найти соответствующие буквы.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок. (С)

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу. (Щ)

Плыла на лодке лайка. У лайки – балалайка. (Л)

На праздничной рубашке розы и ромашки. (Р)

В пенале у Полины паук плетет паутину. (П)

Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки. (Ш)

Тут и там топает гиппопотам (Т)

У четырех черепах по четыре черепашонка. (Ч)

Жук жужжит и встать не может, ждет он кто ему поможет. (Ж)

Филимон был на футболе в футболке. (Ф)

Задание 5. Скороговорки, выученные дома

К сегодняшнему конкурсу вам предлагалось вместе с родителями приготовить домашнее задание — выучить скороговорку и нарисовать к ней иллюстрацию.

Участники команд произносят скороговорки, демонстрируют иллюстрации к ним. В конце мероприятия рисунки вывешиваются на доску. Дети рассматривают работы.

Итог задания: Конкурс завершился. Ребята, вы старались говорить сегодня правильно и выразительно. Скороговорение помогает развивать нашу речь, делает её чёткой, выразительной и понятной. Учите больше скороговорок!

Награждение детей.

Публикации по теме:

Открытый творческий проект «В гостях у сказки» в рамках Недели детской книги и театра в подготовительной к школе группе Актуальность проекта Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем.

Познавательно-творческий игровой проект в первой младшей группе «Наши друзья — снеговики»Познавательно-творческий игровой проект в первой младшей группе «Наши друзья — снеговики» СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный (одна неделя) ВИД ПРОЕКТА: познавательно -творческий. ТИП ПРОЕКТА: творческий. СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: фронтальный.

Познавательно-творческий проект для детей 3–4 лет (во второй младшей группе) «Почему у одуванчика разный сарафанчик?»Познавательно-творческий проект для детей 3–4 лет (во второй младшей группе) «Почему у одуванчика разный сарафанчик?» Познавательно-творческий проект для детей 3-4 лет (во второй младшей группе) «Почему у одуванчика разный сарафанчик?» Воспитатели: Порфирьева.

Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы «Будущий первоклассник»Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы «Будущий первоклассник» Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению. Задачи : расширить знания о школе;.

Познавательно-творческий проект «Мой любимый город»Познавательно-творческий проект «Мой любимый город» Познавательно - творческий проект «Мой любимый город» Место проведения - МДОАУ города Нефтеюганска "Детский сад №26 - "Радость" Участники.

Познавательно-творческий проект «Радужные деньки»Познавательно-творческий проект «Радужные деньки» Автор: Орехова Наталия Васильевна ПАСПОРТ ПРОЕКТА: Цели проекта: Закрепление основных цветов и знакомство с дополнительными цветами радуги,.

Познавательно-творческий проект «Светлая Пасха»Познавательно-творческий проект «Светлая Пасха» Участники проекта: - воспитанники подготовительной группы - воспитатели группы - родители воспитанников Цель: Знакомство с историей и традициями.

Познавательно-творческий проект «Волшебный мир снежинок»Познавательно-творческий проект «Волшебный мир снежинок» Проект «Волшебный мир снежинок» Тип проекта: познавательно - творческий Руководитель проекта: Скорюпина Г. Ш., воспитатель; Участники.

Познавательно-творческий проект в средней группе «Жизнь дана на добрые дела» Вид проекта: групповой, познавательно-творческий. Автор проекта: воспитатель средней группы № 4 –Воровская С. В. Участники проекта: воспитатель,.

Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш».Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш». Проект "Ландыш" Фото отчёт. Вид проекта: творческий, познавательно -исследовательский. Продолжительность : краткосрочный. Участники:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Весёлые скороговорщики»
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 22:53
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Весёлые скороговорщики»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мухортова (УИ 2031457) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД