Ольга Мухортова
Познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Весёлые скороговорщики»
Вид проекта: коррекционно- познавательный
Тип проекта: групповой, краткосрочный
Срок реализации проекта: 1 неделя
Участники проекта: дети подготовительной к школе логопедической группы, учитель- логопед, воспитатели, родители.
Актуальность:
Публикация «Познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе „Весёлые скороговорщики“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Скороговорки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается невнятная речь, недостаточное развитие моторики речедвигательного аппарата. Скороговорки - это простой и забавный способ усовершенствования дикции.
В последнее время идет спад заинтересованности к устному народному творчеству. У детей неполное представление о многообразии жанров русского творчества.
Цель проекта: развивать языковые возможности детей с нарушением речи, воспитывать любовь к народному творчеству;
Задачи проекта:
формировать знания о роли скороговорок для развития речи;
отрабатывать скорость проговаривания скороговорок, добиваясь чистоты их произношения, развивать дыхание;
совершенствовать навык произнесения трудных по артикуляции звуков, улучшать дикцию детей;
развивать слуховое внимание и память, фонематический слух;
развивать артистические способности, продолжать работу по формированию выразительности речи;
обогащать словарный запас;
осуществлять взаимодействие семьи и детского сада;
развивать умение детей работать в группе.
воспитывать положительное отношение к процессу познания.
Ожидаемый результат проекта: улучшение состояния дикции у детей с речевыми нарушениями, повышение интереса к устному народному творчеству. Повышение активности, заинтересованности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов и семей в нравственном воспитании дошкольников базирующихся на исторически сложившихся народных принципах.
Этапы реализации проекта.
1 этап: подготовительный.
1. Изучение литературы по теме проекта.
2. Индивидуальный подбор скороговорок с учётом автоматизируемого звука.
3. Выбор методов реализации проектной деятельности.
2 этап: основной.
1. Организация целенаправленной работы по тематике.
2. Разучивание скороговорок с детьми.
3. Работа над скороговорками с использованием мнемотаблиц.
Создание картотеки мнемотаблиц (Приложение 1)
4. Беседа с детьми о скороговорках. (Приложение 2)
5. Ознакомление родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду по данной теме через рубрику «Советы логопеда» в групповой газете. Информационный лист для родителей.
6. Интервью в октябрьском выпуске передачи «Хорошие новости» в рубрике «Советы логопеда»
7. Привлечение родителей к совместному созданию иллюстраций к ранее изученным на занятиях с логопедом скороговоркам.
8. Организация выставки «Иллюстрация к любимой скороговорке»;
9. Создание памятки для педагогов «Методика работы со скороговорками»; (Приложение 3)
10. Создание картотеки скороговорок для педагогов; (Приложение 4)
3 этап: заключительный
1. Конкурс: «Весёлые скороговорщики»; (Приложение 5)
Литература:
1. Куликовская Т. Л. 40 новых скороговорок. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
2. Куликовская Т. Л. Скороговорки и Чистоговорки. М. : Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство «ГНОМ – ПРЕСС», 1997.
3. Куликовская Т. Л. Птичьи скороговорки. М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
4. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции – М. : АСТ: Астрель: профиздат, 2007.
5. Мазнин Н. А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль: Академия развития, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Беседа «Скороговорка»
Цель: продолжать развитие диалогической речи детей, интереса к скороговоркам.
Ход занятия:
Ребята, совсем недавно мы разучивали с вами скороговорки. Вам понравилось это занятие? Для чего мы это делали? (Полные ответы детей).
Я расскажу вам о том, кто придумал такие удивительные скороговорки.
История скороговорок начинается с времён Древней Руси, и они до сих пор популярны как в России, так и во многих странах. Автор скороговорок - русский народ. Скороговорки — это шуточный жанр народного творчества.
Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Всегда любили на Руси скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками.
Действительно, выговорить некоторые русские языковёртки нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать слова и звуки. Иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, но и тем, кто хочет научиться красиво и чётко говорить. Мы тоже побудем сегодня немного дикторами. Тот, кому я дам сейчас микрофон произнесет свою любимую скороговорку. (Дети по очереди рассказывают скороговорки).
Рассматривание иллюстраций книг со скороговорками.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Памятка для педагогов «Методика работы со скороговорками»
Скороговорки – это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков.
Как разучивать скороговорки?
• Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки. Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.
• Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию. Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.
• Попросите ребёнка проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, а затем быстрее. В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности.
• Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться. Устройте соревнование - кто быстрее проговорит скороговорку.
Пример несложных в произношении скороговорок:
1. Бегают две курицы прямо по улице.
2. Тот ли это кот? Это кот – не тот!
3. Бобры добры, добры бобры.
4. У Сани сом с усами.
5. У ежа и ёлки иголки колки.
6. Скачет косой в кустарник густой.
7. Вышел кот из ворот. Кот рябой, хвост трубой.
Было весело на горке Сане, Соне и Егорке.
ВАРИАНТЫ РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКОЙ:
Скажите, какие звуки чаще всего повторяются в этой скороговорке?
Произнеси скороговорку тихо (по секрету, громко.
Проговори, ускоряя темп.
Представь, что ты серебряный колокольчик, прочитай так, будто ты серебряный колокольчик (высоким громким голосом).
Выдели голосом первое, второе, третье и т д. слово.
Прочитай, делая остановку в конце каждой строки.
Первые три строки читаем соло, а остальные – хором.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Логопедические скороговорки на разные звуки
Скороговорки для звуков С и СЬ
1. У Сони и Сани в сетях сом с усами.
2. В поле — все, все, все:
В поле — сев, сев, сев.
Скороговорки для звуков З и ЗЬ
1. Заморозила зима и заборы и дома.
2. Подвязала Лиза розы,
Засадила две занозы.
3. Запел зяблик на заре,
Озяб зяблик на дворе.
4. Загрузили в кузов
Семь возов арбузов.
5. Заяц в поле зёрна ел,
Зуб у зайца заболел.
6. По земле ползёт змея.
За змеёй ползет семья.
Змей, змея и два змеёнка
По земле ползут тихонько.
7. - Стрекоза, стрекоза!
Закрывай свои глаза.
- Мне нельзя глаза закрыть,
Надо завтрак раздобыть.
8. Запретил хозяин козам
Залезать в розалий к розам.
- Не грызите, козы, розы,
У роз острые занозы.
9. Заболел у зубра зуб.
Отказался есть он суп.
Знахарь к зубру заходил,
Зубру зуб заговорил.
10. Вёз я вазу на возу,
Загляделся на козу.
Ваза с воза звонко — звяк!
На глазах у всех зевак.
11. Рассказала Лиза сказку
Про принцессу Златовласку.
Золотые волосы у неё до пояса.
12. Захар сахар запасал.
Закрома им заполнял.
Захаровы закрома
Засахарены сполна.
13. У Кузьмы, у Кузеньки
Кузовок есть узенький.
Землянику в кузовок
Он собрал сам, сколько смог.
14. Кузнечик зелёный в зеленом газоне
Заснул на закате в зелёной кровати.
Скороговорки для звука Ц
1. Целый день цыплёнок Цып
Возле курицы сидит.
2. Скворцы и синицы —
Весёлые птицы.
Скороговорки для звука Ш
1. Хороши у бабушки пышки и оладушки.
2. Шёл ишак пешком в кишлак.
3. В шалаше шуршали мышки,
Шелушили мышки шишки.
4. В летнем душе две лягушки
Лягушатам моют ушки.
5. - Как вы дышите ерши?
- Наши жабры хороши.
6. Сшил мишутка шубки мышкам,
Чтоб не зябли мышки слишком.
7. На опушке две букашки
Поиграть решили в шашки.
Крошечные шашечки
Тащат две букашечки.
8. Жила в норе шиншилла
И шлёпки шилом шила.
Пошире и поуже,
Получше и похуже.
9. Лежат в большом лукошке
Гармошки и матрёшки,
Катушки, погремушки
И шумные хлопушки.
10. Прошептала мушка мошке:
- Скушай, мошка, хлеба крошки.
Мошка мушке прошептала:
- Крошек, мушка, что-то мало.
11. Я у тётушки Марфуши
Ел черешни, вишни, груши.
А у тётушки Марьяши
Кушал шанежки и каши.
12. Петушок нашел мешок.
А в мешке лежал горшок.
А в мешке горошек
И немножко крошек.
13. Шарф на шею повяжу
И в окошко погляжу.
Что увижу я в окошке?
Дождик пляшет на дорожке.
14. Эй, мышата, не шумите
И под шкафом не шуршите.
Паша наш пример решает,
А шуршание мешает.
Скороговорки для звука Ж
1. Лыжнику нужна хорошая лыжня.
2. Режет ёжик ножом коржик.
3. Между жимолостью и ежевикой
Живут в хижине ёжик с ежихой.
4. - Что на ужин у ежей?
- Кожура от желудей.
5. Нашёл Женя корешок женьшеня.
6. Предложил жучок пчеле
Ежевичное желе.
- Я, жучок, желе не ем.
Положи мне лучше джем.
7. Жук — жучок,
Желтый бочок,
На лужайке не лежи,
Полетай и пожужжи.
8. Кошка Машка — лежебока,
Отлежала оба бока,
- Мяу! Можно на тахте
Полежать на животе.
9. Пишут жалобу две жабы
На невежлевого краба:
Краб толкнул однажды
Жаб обеих дважды.
10. Ручеек бежал, журчал,
Жук над ним кружил, жужжал.
Слушал жук ручья журчанье,
А ручей — жука жужжанье.
11. Прочитал Журавль в журнале:
«Шмель вчера Ужа ужалил.
У Ужа ужасный жар».
Журавлю больного жаль.
12. Под дождём дрожит жучок:
Жук до крылышек промок.
Даже жутко так дрожать.
Как же будет жук жужжать?
13. Жарко жабе в тёплой луже.
Жаба ждёт дождя и тужит:
- Ох, ужасная жара!
Лить дождю уже пора!
14. Из жемчужин ожерелье
Подарил жук в день рожденья
Симпатичной жужелице
С придорожной улицы.
15. Я жук, я жук!
Я тут живу,
Жужжу, жужжу,
Гляжу, лежу,
Я не тужу,
Всю жизнь жужжу: Ж-ж-ж.
Скороговорки для шипящего звука Ч
1. Обруч я верчу, кручу,
Циркачом я стать хочу.
2. Печники починят печь,
Будет печь отлично печь.
3. Хранили зайчатки чулки и перчатки,
Перчатки - в чулане, чулки — в чемодане.
4. - О чём ты плачешь, чучело?
- Быть чучелом наскучило.
5. - Отчего ручей журчит?
Отчего он не молчит?
- Оттого что он течет
И тихонечко поёт.
6. Повстречала саранча
Очень черного грача.
Саранча от грача
Задала стрекача.
7. Совершил сверчок скачок -
Заскочил он на сучок:
- Не хочу попасть в сачок,
Я — не бабочка. Сверчок!
8. Тучки очень скучные,
Потому что тучные.
Когда плачут тучи,
Тучам чуть-чуть лучше.
9. У пчелы, у пчёлки
Почему нет чёлки?
Отвечаю, почему:
- Чёлка пчёлке ни к чему.
10. Чайки кричат,
Сабачки рычат,
Коровки мычат.
А рыбки?. Молчат.
11. Ел чернику грач с утра -
Стал черней, чем был вчера.
Чёрных ягод грач поел -
Чрезвычайно почернел.
12. Черепаху учит мальчик:
- Перепрыгни через пальчик.
Черепаха отвечает:
- Черепаший дом мешает.
13. Четверть часа чёрный кот
Чистит чёрненький живот.
Чистит чистым язычком
И мурлыча, и молчком.
14. Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
Скороговорки для звука Щ
1. Угощение для Вас: щука, овощи и квас.
2. В чёрном ящике есть вещи,
Я ищу на ощупь клещи.
3. В роще и чаще
Ищите почаще
Чернику, щавель
На щи и кисель.
4. Угощу щенка борщом,
Поиграем мы потом.
Ловко ищет вещи пудель,
Мой щенок ищейкой будет.
5. Щегол в гнезде щеглят считал.
Щегол считалку щебетал:
«Щеглёнок — раз, щеглёнок — два.
Счастливей в роще нет щегла».
6. Я выращиваю плющ.
А на плющ забрался хрущ.
Я с плюща хруща стащу —
От хруща плющ защищу.
7. Щёки красные у Саши,
Щей он много ел и каши.
8. Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
9. Два щенка щекой к щеке
Грызли щётку в уголке.
Скороговорки для сонорных звуков Л и ЛЬ.
1. Клава вышивала гладью одеяло.
2. Полынь полил из лейки Нил.
3. Ела Мила землянику, а Данила ел клубнику.
4. Около колокольни колодец и кони.
5. Коля ломом лёд ломал и осколки подметал.
6. Каша — в ложке, плюшка — в плошке.
7. Тёплый халат Маланье маловат.
8. В кулаке у силача половина калача.
9. На луну выл волк по-волчьи,
Стало волка жалко очень.
10. Взял я папину пилу.
Палку я пилой пилю.
11. Луша в школу не ходила
Полгодочка Луше было.
12. Под столом клубок лежал.
Лапой кот клубок достал.
13. Любит сладкое лошадка,
Дам лошадке шоколадку.
Скороговорки для звуков Р и РЬ.
1. На праздничной рубашке розы и ромашки.
2. Забрался червяк на старый чердак.
3. Прорубили рыбаки прорубь в крепком льду реки.
4. У Лары ларец полон колец.
5. Крынку Кирилл крышкой накрыл.
6. Приготовила Лера четыре эклера.
7. Грушу Гриша грыз на крыше.
8. Тру на тёрке три морковки.
9. Круглая горошина в огороде брошена.
10. Короед грызёт кору,
Прогрызает он дыру.
11. Спит сурок в просторной норке,
У сурка нора на горке.
12. Рубит бревна дроворуб -
Растрепался русый чуб.
13. Нарисован здесь карась,
Карася скорей раскрась.
14. В квартиру номер сорок три
Ковёр персидский привезли.
15. Мы ходили на бульвар,
Там купили красный шар.
16. Ремонтирует монтёр
Электрический мотор.
17. Рубили дрова
Дровосеки с утра.
18. Сорока сорочонку сорочку раскроила,
Сорока на сорочке три строчки прострочила.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Итоговое мероприятие. Конкурс для детей подготовительной к школе группы «Скороговорщики и скороговорщицы». Цель: развивать языковые возможности детей с нарушением речи, воспитывать любовь к народному творчеству; Задачи:совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей. формировать выразительность речи. развивать слуховое внимание и память. развивать артистические способности. воспитывать интерес к народному творчеству. формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования. Ход мероприятия: Организационный момент: Дети заходят. Их встречает ведущий. Ведущий: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Прасковья Никифоровна. Скучно бабушке одной, приглашаю вас к себе в гости на посиделки. Повеселимся, позабавимся, да в весёлых конкурсах поучаствуем. Под музыку дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие напротив друг друга. Ведущий:Сегодня у нас конкурс. Называется он «Весёлые скороговорщики». Участвовать в конкурсе будут команды «Тараторки» и «Говорунишки». Всего в конкурсе 5 заданий. За каждое задание можно получить смайлик. Скороговорки известны со времён Древней Руси. В детских играх, забавах они становились источником смеха, веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и красиво говорить. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками. Выговорить некоторые русские языковёртки нелегко, язык сломать можно. В нынешнее время с помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Перед тем как начать наш конкурс, мы подготовим наш язычок и проведем артикуляционную гимнастику. (Артикуляционная гимнастика с сушками) Задание 1. Скороговорки-«невелички» Начнем наш конкурс с разминки. Каждая команда должна повторить за мной громко, четко и быстро скороговорки-«невелички». Повторять будет тот, кому я брошу мяч. Скороговорки для команды «Тараторки»
Веня и Иван не виноваты.
В дневнике у Вадима девять двоек.
Филимон был на футболе в футболке.
В Японии все пони в попоне.
Дима дает Дине дыню.
Дядя Федя дал мёда медведю.
У осы не усы, а усики.
Скороговорки для команды «Говорунишки»
Внимание: в водоеме водяной.
У Бобика в будке будильник.
У Пети Потапова папа — капитан.
Попугая не купают, попугая покупают.
Опять Антон пьет кипяток.
Десять совят на сосне сидят.
У зеленой елки колкие иголки.
Задание 2. Петрушкины скороговорки
Слыхала я, что вы скороговорки хорошо умеете говорить. Предлагаю вам скороговорки повторить. Попробуем?
Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки четко и быстро повторите. (Показываю детям мнемотаблицы).
Задание 3. Артистичные скороговорки
Скороговорки нужно уметь произносить не только четко и быстро, но и выразительно. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды. Перед вами иллюстрированная скороговорка:
Три сороки-тараторки тараторили на горке, тараторили на горке три сороки-тараторки!
Участникам выдаются смайлики, изображающие веселье, грусть, испуг, злость. Нужно произнести скороговорку с соответствующей эмоцией.
Задание 4. Звукобуквенные скороговорки
Для выполнения этого задания я приглашаю по одному участнику от команды, хорошо знающему буквы. Они должны прослушать скороговорки, повторить их и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего, затем найти соответствующие буквы.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок. (С)
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу. (Щ)
Плыла на лодке лайка. У лайки – балалайка. (Л)
На праздничной рубашке розы и ромашки. (Р)
В пенале у Полины паук плетет паутину. (П)
Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки. (Ш)
Тут и там топает гиппопотам (Т)
У четырех черепах по четыре черепашонка. (Ч)
Жук жужжит и встать не может, ждет он кто ему поможет. (Ж)
Филимон был на футболе в футболке. (Ф)
Задание 5. Скороговорки, выученные дома
К сегодняшнему конкурсу вам предлагалось вместе с родителями приготовить домашнее задание — выучить скороговорку и нарисовать к ней иллюстрацию.
Участники команд произносят скороговорки, демонстрируют иллюстрации к ним. В конце мероприятия рисунки вывешиваются на доску. Дети рассматривают работы.
Итог задания: Конкурс завершился. Ребята, вы старались говорить сегодня правильно и выразительно. Скороговорение помогает развивать нашу речь, делает её чёткой, выразительной и понятной. Учите больше скороговорок!
Награждение детей.