надежда федорова
Познавательно-творческий проект по художественно-эстетическому развитию «Городецкие узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение:
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые для росписи, которые включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так мастера городецкой росписи умело составляют орнаменты. В осуществлении эстетического воспитания дошкольника значительное место принадлежит декоративному искусству и развитии творческих способностей. Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством происходит понимание ее сущности. Уметь ценить произведения декоративно-прикладного искусства и уважение к мастерам, создавшие эту красоту.
Публикация «Познавательно-творческий проект по художественно-эстетическому развитию „Городецкие узоры“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Орнамент и узоры
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Информационная карта проекта
Название проекта: «Городецкие узоры»
Автор проекта: Федорова Надежда Викторовна
Продолжительность проекта: с 26.11.2018 г. по 26.04.2019г.
Вид проекта: познавательно- творческий
Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители воспитанников
Возраст детей: 5-6лет.
Актуальность проекта:
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Постановка проблемы:
В настоящее время остро стоит следующая проблема: с каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию позновательно – творческого проекта «Городецкие узоры».
Цель:
Формирование у детей любви и уважения к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами городецкой росписи и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
Для детей:
Образовательные:
1. Приобщать детей к истории городецкой росписи.
2. Формировать умение оригинально создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.
3. Способствовать развитию интереса у детей к народному творчеству.
Развивающие:
1. Развивать умение рисовать элементы городецкой росписи
2. Развивать чувство цвета, композиционные умения.
3. Осуществлять духовно – нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
4. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
5. Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, бутон, розан, травка, элемент, городецкие изделия, ярмарка, коробейник, оттенёвка, оживка.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
2. Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Для родителей:
1. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу. о городецком промысле
2. Развитие творческих способностей в рисование основных элементов городецкой росписи
3. Информирование родителей о развитии интереса у детей к народному творчеству, привлечение для участия в мастер классах.
Для педагогов:
1. Обогащение предметно - развивающей среды группы.
2. Вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.
3. Укрепление социального партнерства с семьями воспитанников.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Дети активно интересуются возникновением русского народного промысла;
2. Выделяют характерные средства выразительности городецкой росписи: элементы узора, сочетание цветов, симметрию и асимметрию в узоре.
3. Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.
Для родителей:
1. Участие в воспитательно – образовательном процессе.
2. Педагогическая и методическая помощь
Для педагогов:
1. Подбор литературы, фильма о народном промысле "Городец";
2. Иллюстраций городецких изделий;
3. Изготовление плоскостных силуэтов для росписи;
Продукты проектной деятельности:
Для детей:
1. Организованная-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Доски не простые – веселые, расписные»
2. Организованная-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Городецкая роспись»
3. Организованная-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Расписные подносы»
4. Изучение Частушек
5. Чтение стихов о городе Городце
6. Создание выставки детских работ «Городецкая сказка»
Для родителей:
1. Мастер –класс «Роспись деревянной доски»
2. Оформление выставки «Дивная Роспись»
3. Изготовление дидактических игр
Для педагогов:
Обогащение педагогического опыта о городецком промысле, об особенностях узора, композиции, цветосочетании.
Этапы проекта:
ЭтапПодготовительный
(Ноябрь 2018) -Постановка проблемы, определение цели и задач деятельности.
-Подбор материалов для работы с детьми (презентации, стихи загадки о городецкой росписи, дидактические и подвижные игры)
Основной
(декабрь2018-март 2019)
Работа с детьми
Тематические дни и недели:
Тематическая неделя- Беседа «Путешествие в город Городец», Дидактическая игра «Выложи узор из геометрических форм»
1. Организованная-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
«Городецкая роспись»
2. Организованная-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
«Расписные подносы»
3. Организованная-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
«Доски не простые – веселые, расписные»
4. Изучение Частушек о городе Городец и городецкой росписи
Чтение стихов о городе Городце
Дидактические игры:
Дидактическая игра «Выложи узор из геометрических форм», Дидактическая игра «Обведи рисунок»
Разное:
Беседа:Декоративное рисование «Использование приема «оживки» в городецкой росписи»
Дидактическая игра «Обведи и раскрась»
Использование художественного слова: загадок, пословиц, поговорок, частушек, стихотворений, литературных и музыкальных произведений.
Показ презентаций о Городецкой росписи.
Работа с родителями
1. Мастер –класс «Роспись деревянной доски»
2. Привлечь в создании выставки детских работ в группе. «Дивная Роспись»
3. Изготовление дидактической игры «Декоративное домино»,Дидактической игры «Подбери узор»
Заключительный
Апрель 2019 Выставка рисунков детей «Городецкая сказка»
Мастер – класс для родителей «Роспись разделочной доски» - в стиле городецкой росписи.
Выставка работ родителей и детей «Дивная роспись»
Презентация на родительском собрании по реализации проекта.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
2. Материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, 3. Дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);
4. Кадровое (педагоги ДОУ, родители).
Риски и пути преодоления рисков:
Основным риском проекта является недостаточное информирование родителей о. истории городецкой росписи о городецком промысле, об особенностях узора, композиции и цветосочетании.
Проведение просветительской, практической работы по воспитанию в семье уважения к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами городецкой росписи и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности. помогут значительно снизить риски проекта.
Выводы:
В результате проведения комплексной работы по формированию у детей любви и уважения к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами городецкой росписи и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа.
Дети самостоятельно научились создавать выразительные узоры на силуэтах изделий городецких мастеров и на деревянных разделочных досках. Дети вместе с родителями активно участвовали в мастер –классе по росписи разделочных досок.
Таким образом, тема декоративно-прикладного искусства очень интересна детям, она способствует развитию эстетического восприятия, помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Список литературы:
1. Жегалова С. К. Росписи Городца - М. : Детская литература, 1991г. – 105 с.
2. Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Народные промыслы: Учебное пособие для сред. Прф. -техн. учеб. заведений. – М. : Высшая школа, 1980. – 176 с.
3. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
4. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. М: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.
5. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2010.- 144 с.
6. Пантелеев Г. Н. Декоративное искусство – детям. Пособие для воспитателя. – М. : Просвещение, 1976. – 143 с.
7. Пяткова А. В. Изобразительное искусство как средство воспитания эстетического вкуса у детей – Волгоград:ИТД «Корифей». – 112с.
8. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. – М. : Просвещение, 1984. – 112с.
9. «Городецкая роспись по дереву. Наглядное пособие» - М. : Мозаика – Синтез, 2002 г.
Приложение №1
Практическая часть:
В работе с детьми:
1. Ежедневная работа:
-Рассматривание альбомов по декоративно-прикладному искусству
-Рассматривание изделий городецких мастеров,
-Обводить и раскрашивать городецкие узоры,
-«Найди пару»- находить предметы с городецкой росписью
2. Беседы:
-Беседа «Путешествие в город Городец»
-Декоративное рисование «Использование приема «оживки» в городецкой росписи»
3. ООД по образовательной области «Познавательное развитие».
- «Доски не простые – веселые, расписные»
- «Путешествие в город Городец»;
-«Городецкая роспись»
4. ООД по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие, «Речевое развитие»
- Дидактические игры:
«Обведи и раскрась», «Парные картинки» «Декоративное домино», «Собери целое», «Найди пару»
- Подвижные игры: «Золотые ворота», «У Маланьи, у старушки», «Ручеёк», «Каравай» и т. д.
-Демонстрация презентаций, иллюстраций, фотографий о городецкой росписи;
- Заучивание стихотворений о городе Городце;
- Чтение стихотворений о городе Городце, загадки о городецкой росписи
,заучивание частушек
5. ООД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
- Аппликация «Выложи городецкий узор;
- Рисование «Доски не простые – веселые, расписные»; «Расписные подносы»
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Обведи и раскрась» Цель: развитие мелкой моторики пальцев, закрепление с детьми цветовой гаммы. Цель: развитие мелкой моторики пальцев, закрепление с детьми цветовой гаммы.
«Парные картинки»Цель: продолжение знакомства детей с городецкой росписью; развитие внимания, мышления, творческого воображения, зрительной памяти, умения анализировать.
«Декоративное домино»Цель: развитие умения выделять элементы городецкой росписи; умения находить пару; развитие внимание и умения анализировать.
«Собери целое»Цель: закрепление знаний детей о городецком промысле; продолжение развития умений собирать из нескольких частей в целое; развитие мышления, творческого воображения.
«Найди пару»Цель: формирование у детей умения находить предметы с городецкой росписью, развивать внимание, мышление, память.
Подвижные игры:
«Кто больше соберет ложек», «Не задень посуду»
Цель: развитие у детей умения бегать наперегонки с преодолением препятствий.
«У Маланьи, у старушки», «Ручеёк», «Каравай»
Цель: обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
«Капуста»
Цель: развитие у детей умения выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.
«Золотые ворота»
Цель: совершенствование ходьбы спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег.
Конспект организованной-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе: «Знакомство с городецкой росписью».
Тема: «Знакомство с городецкой росписью».
Цель: Познакомить с характерными особенностями городецкой рос-писи. Формировать представление об элементах городецкого узора. Вос-питать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества. Учить распи-сывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи.
Материалы: Изделия с городецкой росписью. Вырезанные из бумаги разде-лочные доски и затонированные черным и золотым цветом, гуашь, соответствую-щая городецкой росписи оттенков, кисти.
Предварительная работа: Знакомство с легендой городецкой росписи, рас-сматривание изделий декоративно –прикладного искусства, словарная работа: ро-зан, купавка, бутон, оживки, гирлянда.
Загадки:
1. Он не броский, круглый он - не раскрывшийся… (бутон).
2. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка).
3. Словно чудо тут и там распускается … (розан).
4. Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка)
Конспект организованной-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
«Городецкая роспись»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Цель: обогащение представлений детей о народном декоративном искусстве.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью.
2. Формировать у детей умение выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки, черточки, оживки, рисовать элементы кистью.
3. Продолжать учить детей использовать при росписи элементы: цветок (розан, купавка) листок.
Развивающие:
1. Продолжать развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
2. Развивать эстетическое восприятие, творчество, коммуникативные и двигательные умения с помощью игр.
3. Активизировать словарный запас детей: роспись, мастера-художники, силуэт.
4. Развивать у детей мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
2. Воспитывать желание помочь другим.
3. Воспитывать дружелюбие.
Оборудование и материалы: листы ФА 4, карандаш, гуашь, кисть «белка»№5, №1, баночка с водой, салфетка, шаблоны посуды.
Предварительная работа художественной литературы, рассматривание иллюстраций, альбомов «Городецкая роспись».
Ход ООД:
I.Организационный момент.
Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия.
Это городецкая роспись.
Городецкая роспись, как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.
Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.
Птицы смотрят из ларца.
Чудо роспись Городца.
II.Основная часть.
Изложение новой темы.
На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город - крепость. Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами. Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок. Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды. Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы - поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями. Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек. В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины. В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели идругих предметов быта:детские стулья, столы, конь – качалка,шкатулки, чашки,разделочные доски, блюда, хлебницы. В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева. Фон жёлтый – цвет дерева. Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.
Существует несколько видов композиций
1. Цветочная роспись
2. Цветочная роспись с включением мотивов коня и птицы
Давайте рассмотрим этапы росписи розана
Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.
Второй этап – оттенёвка.
Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета.
Когда вся композиция намечена
Третий этап – оживка.
Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся.
Спать не захотел:
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
III.Практическая работа.
Сегодня мы научимся выполнять элементы цветочной росписи. На экране вы видите образцы написания элементов росписи, их поэтапное выполнение:
Цветок - «Купавка»
«Листок» и варианты его выполнения.
У вас на столе лежат шаблоны посуды городецкого промысла, заранее покрашенные в жёлтый цвет.
Каждый цветок выполняется двумя разными оттенками одного цвета. Берём розовый цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Затем красным цветом рисуем скобки вокруг подмалёвка.
Нарисуем ещё и купавки и ягодки по краям нашего розана а так же зелёные листья, создавая композицию. Выбираем цвет самостоятельно. Можно взять голубой или синий. Заключительный этап росписи - нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью, выполним последний этап «оживка».
Конспект организованной-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Доски не простые – веселые, расписные" Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Цель: обогащение представлений детей о народном декоративном искусстве.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью.
2. Формировать у детей умение составлять узорыпо мотивам городецкой росписи.
3. Продолжать учить детей использовать при росписи элементы: цветок (розан, купавка) листок, оживки, листья.
Развивающие:
1. Продолжать развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
2. Развивать чувство композиции.
3. Активизировать словарный запас детей: роспись, мастера-художники, оживка, розан, купавка.
4. Развивать у детей мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
2. Воспитывать желание помочь другим.
3. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие.
Оборудование и материалы: Три образца досок с разной композицией узоров; элементы городецкой росписи на магнитах; таблица поэтапного изображения основных городецких узоров; готовые силуэты досок, гуашь, кисти № 2, №4, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда, подмалёвка; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», отгадывание загадок о промыслах.
Ход ООД:
Звучит народная мелодия.
На столе стоит сундук.
Воспитатель. Дети, посмотрите, какой красивый сундук у нас. Интересно узнать, что же в нём? Смотрите, а здесь письмо. (Читает надпись на конверте) «Для ребят старшей группы» Посмотрим, что же внутри. «В сундуке лежат расписные доски
Воспитатель. Ой, что же случилось с этой доской? Куда же делась роспись? Дети, посмотрите таких же досок некрасивых, не расписанных, у меня оказалось много. Что же делать? Как, исправить ситуацию? (дети отвечают, что надо расписать доски).
Воспитатель. Правильно, дети, их нужно нам попробовать расписать городецкими узорами. Давайте сначала вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. Для этого я буду загадывать загадки.
1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).
2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).
3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).
4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон).
Воспитатель. Что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд? (конь, птица, петух). Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры (оживки). Да это белая и чёрная оживки. А теперь посмотрите на расписные доски и как по - разному можно расположить гирлянды.
- На первой доске две закруглённые цветочные гирлянды расположены сверху и снизу (показ). На второй доске гирлянда протянулась прямо посредине. На третьей доске тоже закруглённые гирлянды, но расположены они по углам. У всех этих гирлянд в центре красуется большой цветок – розан с разных сторон от цветка рисуются цветы среднего размера - ромашки, купавки.
Воспитатель. А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды (розовый с красным, голубой с синим). А для оживок, какие цвета возьмёте цвета? (белый и черный).
- Дети, как вы будете рисовать оживки? (кончиком кисти). А дугу? (Начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом и заканчиваем концом кисти). Воспитатель убирает образцы.
- Дети, вы можете приступать к работе. (Звучит тихая русская народная мелодия).
Работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов. В конце занятия воспитатель предлагает детям сделать выставку работ.