Ирина Бек
Познавательно-речевой проект по экологии для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Публикация «Познавательно-речевой проект по экологии для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие занятия, представленные в этом проекте, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры. Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.
Также не стоит забывать про инновационные методы обучения: современные образовательные и информационные технологии: применение мультимедийного и интерактивного оборудования в образовательном процессе
В данном проекте инновацией является дополнительное изучение иностранного языка, в нашем случае – немецкого через применение интерактивного оборудования. Только задумайтесь, при помощи подобных технологий как можно развивать ребенка, при прохождении образовательного процесса на родном языке и при этом параллельно называть предметы, действие на иностранном языке.
Актуальность составления данного проекта вытекает из потребностей современного общества. Ввиду особенностей детской психики, легкого восприятия и усвоения языкового материала, при отсутствии логопедических противопоказаний рекомендуется начинать изучать иностранный язык в раннем возрасте, поскольку у ребенка формируется параллельное с родным языком накопление лексического и грамматического материала иностранного языка. Цель современного образования состоит в создании благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального и творческого потенциала детей, выявление и развитие их лингвистических и специальных способностей с целью их дальнейшего самоопределения в образовательно-познавательном пространстве системы дополнительного образования. Результатом обучения и развития детей является раскрытие их индивидуального возрастного потенциала в овладении базовым уровнем иностранного языка, выработка у них умения общаться со взрослыми и сверстниками на родном и иностранном языках.
Цель проекта :
Формирование у воспитанников начал экологической культуры и представлений о животном мире ХМАО - Югры посредством изучение немецкого языка и применения интерактивного оборудования.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
1. Познакомить детей с Красной Книгой ХМАО - Югры.
2. Развивать связную речь, обогащать словарный запас посредством чтения художественной литературы, через пересказ текстов, разучивание стихотворений о растениях, животных наших лесов, в том числе на немецком языке
3. Развивать общий кругозор детей о природных богатствах края (растения, насекомые, птицы, животные, рыбы, обратить внимание в каких территориях округа они обитают).
4. Воспитывать чувство осознанного, бережного отношения к природе, экологическую культуру, доброту и милосердие, потребность видеть и понимать прекрасное в природе родного края.
5. Привлечение 100% родителей к экологическому воспитанию в семье и оснащения среды группы.
Основное содержание проекта
Предварительная работа.
С детьми:
- подготовка наглядного, дидактического и теоретического материала для выставки по тематике проекта,
-подготовка лексики для пополнения словарного запаса на иностранном языке
- изготовление с детьми экологических знаков, поделок и рисунков,
-просмотр презентаций «Красная Книга», «Красная Книга ХМАО» на русском и немецком языках
-просмотр презентации «Правила поведения в лесу»
-чтение художественной литературы о природе и животных, пословиц,поговорок, разгадывание загадок народов ханты и манси
-заучивание стихотворения о природе на немецком языке
- Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Угадай правило», «Выбери правильно дорогу», «Что было бы, если из леса исчезли…» и т. д.
- Просматривание видеороликов о природных парках и заповедниках Югры.
Работа с родителями:
Заинтересовать родителей проектом, дав представление о том, как можно участвовать в нем; направить на совместную творческую деятельность с детьми.
1й этап подготовительный
Срок реализации 2дня:
Определение цели и задач проекта.
-Составление плана основного этапа проектирования.
-Подготовка наглядного, дидактического и теоретического материала по тематике проекта.
-Изучение статей и публикаций в Глобальной сети Интернет.
-Подготовка презентаций к проекту
2й этап – основной
Срок реализации 7 дней:
-Беседа и рассматривание материалов из Красной книги ХМАО (фотографий исчезающих животных, растений, насекомых, цветов и т. д. ,просмотр презентаций с использованием интерактивного оборудования.
-Ознакомление с иностранной лексикой по теме
- Тематические занятия и экскурсия в музей детского сада (в уголок культуры ханты и манси)
- Художественная деятельность: рисование, аппликация поделок, лепка.
- Чтение художественной литературы, заучивание пословиц о родной природе, крае. Разгадывание загадок, головоломок о животном и растительном мире Сибирской тайги.
-Заучивание стихотворений о природе на немецком языке,
- Изучение правил поведения на природе, правил по пожарной безопасности в лесу.
- Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Угадай правило», «Выбери правильно дорогу», «Что было бы, если из леса исчезли…» и т. д.
- Просматривание видеороликов о природных парках и заповедниках Югры.
3й этап – завершающий
Срок реализации 2 дня:
Планируемые мероприятия:
- Выставка рисунков, плакатов о правилах поведения человека на природе, обращение с огнём.
- Участие в городском конкурсе - чтецов стихов.
-Выпуск стенгазет.
-Анкетирование родителей
-Рекомендации родителям по развитию речевых способностей детей при изучении иностранного языка
-Выставка наглядных пособий и материалов по охраняемым территориям нашего округа (ПП "Сибирские Увалы", "Кондинские озёра", "Юганский", "Самаровский чугас", "Нумто")
- Презентация по результатам проведения мероприятий.
Материально – технические условия
Прежде всего, нами были созданы условия для получения экологических знаний и последующего их применения. Для развития и поддержки творческих способностей детей в Учреждении оформлена лаборатория. На территории дошкольного учреждения создан опытный участок, «экологическая тропа», чтобы воспитанники могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. В учреждении оборудован мини – музей «Наш дом – Югра». В группе оборудован экологический центр, где представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы. Средства обучения: Папки передвижки, энциклопедии, демонстрационный материал, мультимедийное оборудование. Информационные условия:В приемной оборудован информационный стенд для родителей (законных представителей, в котором размещены консультации, папки – передвижки, дневники наблюдений и т. д.
Ожидаемые результаты:
1. Пополнение словарного запаса детей;
2. 100% привлечение родителей (законных представителей) в реализацию проекта;
3. Оснащение среды группы: изготовление красной книги: «Животные ХМАО – Югры»; создание мини – библиотеки «Исчезающие животные»; изготовление папок – передвижек «Животные, которых нет».
4. Взаимодействие учреждения культуры (Музей имени Шуваева) и МАДОУ в познавательно - речевом развитии подрастающего поколения города.
5. Овладение первичной коммуникацией на втором языке (сформированы навыки общения на немецком языке);
Мониторинг реализации проекта.
На протяжении всех этапов реализации проекта проводятся диагностические исследования, по направлению: умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способу действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной, видео и аудио формах ; умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу
Список используемых ресурсов:
1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду
2. О. В. Акулова, Т. И. Бабаева Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования
3. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
4. А. Уилксон Немецкий язык для самых маленьких
5. Ulrike Reather Kinder –Duden. Sprechen, Schreiben, Lesen
6. М. Н. Гузь, И. О. Ситникова Фонетика немецкого языка.
7. Eba Kamm Deutsch fr Kinder/
8. https://gendocs.ru/v29335/?cc=1
9. https://xant.net.ru/posloviza/posloviza.htm
10. https://xant.net.ru/zagadki/zagadki18.htm
11. https://sundekor.ru/referat/bystro/didakticheskie-igry-po-ekologii29140/
12. https://doshkolniki.org/
13. https://www.maam.ru/