Наталья Иванова
Познавательно-речевой проект «Ложечка точеная, ручка золоченая»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-речевой проект
«Ложечка точеная, ручка золоченая»
Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с русским фольклором
Подготовила и провела:
воспитатель младшей группы
Иванова Н. В.
Пояснительная записка
Название проекта: «Ложечка точеная, ручка золоченая» для воспитанников младшей группы (3-4 года)
Участники проекта: воспитанники младшей группы, родители.
Вид проекта: Познавательно-речевой, творческий, коллективный.
Публикация «Познавательно-речевой проект „Ложечка точеная, ручка золоченая“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2018
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Виды деятельности детей: познавательно- исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, изобразительная, речевая.
Актуальность
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого русского народа. Необходимость расширения знаний детей о разнообразии посуды.
Проблема
Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? У детей слабо развит познавательный интерес к истории ложек, бедный словарь существительных, прилагательных по теме «Посуда. Ложка».
Цель:
Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста. Содействовать развитию устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке. Развитие творческих способностей, эстетического восприятия.
Задачи
Познакомить детей с разновидностью посуды (чайная, столовая, кухонная); составные части посуды. Дать представление детям о том, как и почему появилась посуда (ложка, и из какого материала была изготовлена. Учить находить отличительные признаки ложки (большая -раздаточная, поменьше-столовая, маленькая-чайная). Раскрытие детям внешней красоты посуды (ложки). Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, железо, пластмасса). Учить употреблять предметы в единственном, множественном числе, в именительном и родительном падежах. Описывать предмет (ложку, соблюдать соотношение величины в лепке, рисовании. Развивать навыки опытно-экспериментальной работы с предметами. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие.
Предполагаемый результат:
-знает, для чего нужна ложка;
-видит ее отличительные признаки;
-может дать элементарную оценку по внешним признакам;
- проявляет желание украсить силуэт ложки по средствам изобразительной деятельности.
План реализации проекта
Этапы проекта
Подготовительный -Постановка проблемы, цели, определяется продукт проекта;
-Систематизировать теоретический материал по теме проекта;
-Побрать литературу, музыкальных произведений, демонстрационный материал, атрибуты по тематике проекта;
-Разработать конспекты образовательной деятельности для детей, рекомендации для родителей;
-Создание или подбор дидактических игр и упражнений на заданную тематику.
Основной (реализация)
-Проведение НОД;
-Чтение художественной литературы;
-Тематические беседы;
-Просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей по тематике проекта;
-Организация тематических дидактических и сюжетно-ролевых игр;
-экскурсия в мини-музей «Горница»;
-привлечение родителей к участию в проекте.
Заключительный (презентация)
-Презентация проекта;
-Выставка экспонатов для мини-музея «Горница»;
-Просмотр выступления ложкарей;
Комплекс мероприятий:
Познавательное развитие «Из чего ложечка»
Цель. Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, железо, пластмасса)
Развитие речи «Любование ложками».
Цель: Раскрытие внешней красоты ложки.
Рисование «Ай, да ложечка»
Цель: Обучение детей рисованию знакомого предмета красками. Развитие координации руки, умения выдерживать пропорций.
Лепка «Ложка для Жихорки»
Цель: Обучение детей лепить ложку используя знакомые приемы: раскатывание, сплющивание, примазывание, вытягивание.
Чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей:
Тема: Загадки о посуде
Цель: Учить детей понимать, о чем говорится в загадке, и отгадывать ее.
Тема: Слушание аудиозаписи сказки «Федорино горе» К. Чуковского
Цель: Учить детей внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы. Познакомить с новым предметом посуды - русским самоваром. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к посуде.
Тема: Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке "Жихарка"
Цель: Учить детей внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы, выделять из общего текста описание разных ложек и любимую ложечку Жихарки.
Слушание и заучивание пословиц, скороговорок и потешек о посуде и кухонной утвари.
Дидактические игры и упражнения:
Тема «Принимайся за обед»
Цель: закрепление названий и назначений посуды для столовой. Формирование основ внимательного отношения друг к другу.
Тема «Угостим гостей чаем»
Цель: Закрепление знаний детей о чайной посуде. Активизация словаря: чашка, чайная ложечка, блюдце, чайник и др. Воспитание культуры поведения за столом.
Тема «Четвертый лишний»
Цель: Развитие логического мышления, обучение рассуждению и умению делать выводы.
Тема: «Кукла Катя обедает»
Цель: Закрепление знаний о столовой посуде, воспитывать умственную активность, заботливое отношение к кукле. Активизация словаря: столовая ложка, десертная ложка.
Тема «Угадай предмет по детали»
Цель: закрепление особенностей внешнего вида посуды, ее составные части, умение по части называть предмет посуды.
Тема «Для чего и почему?»
Цель: Знать и уметь применять разные предметы посуды, их названия. Формирование познавательного интереса к окружающим вещам.
Тема: «Узнай и назови»
Цель: учить узнавать и называть столовые приборы.
Тема «Что для чего»
Цель: знать и уметь применять разные ложки, их названия.
Тема «Из чего сделано?»
Цель учить группировать предметы (ложки) по материалу из которого они сделаны.
Тема: Выставка ложек
Цель: Дать представление детям о том, как и почему появилась ложка и из какого материала была изготовлена. Раскрытие детям внешней красоты ложки.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды», «Кафе для кукол»
Цель: закрепление названий предметов чайной и столовой посуды, ее назначения. Воспитание культуры поведения в общественных местах.
Игра-забава «Пронеси -не урони!»
Цель: При помощи ложки собрать и перенести рассыпанную картошку. Развивать ловкость, внимание, смекалку.
Экскурсия в мини-музей «Горница»
Цель: Дать представление детям о том, как и почему появилась ложка и из какого материала была изготовлена. Рассказать историю деревянной ложки и том, как ее можно использовать.
Трудовое воспитание: Дежурство по столовой
Цель: Закреплять названия посуды. Формировать навыки сервировки стола.
Досуг: Выступление ложкарей
Цель: Познакомить детей с необычным применением ложки, как музыкальном инструменте. Развивать слуховое восприятие, создать радостное настроение.
Консультация для родителей: «Держим ложку правильно»
Привлечение родителей к участию в организации выставки экспонатов для мини-музея «Горница»
Привлечение родителей к изготовлению поделок из ложек.
Рекомендации для родителей по изготовлению домашнего кукольного-ложечного театра для детей.
Совместный просмотр мультфильма: «Каша из топора», «Антошка», «Федорино горе».
Используемая литература и источники интернета:
1. В. Н. Косарева «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет», Волгоград, Учитель, 2014.
2. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр», Москва, АРКТИ, 2002;
3. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Красна изба» - знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2004;
4. Т. А. Бударина, О. А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2001;
5. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2002;
6. З. А. Ефанова «Познание предметного мира. Младшая группа 9от 3 до 4 лет)», Волгоград, Учитель,2015
7. http://www.samoffar.ru/lozhki.shtml - деревянные ложки
8. http://stranamasterov.ru/node/454664 - Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.