Кривко Любовь Анатольевна
Познавательно-речевой проект «В театр играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-речевой проект
«В театр играем - речь развиваем».
Тема: «Формирование речевой и познавательной активности детей раннего возраста посредством использования в работе малых фольклорных форм».
«Родное слово является основой всякого умственного
развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно
Публикация «Познавательно-речевой проект „В театр играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский.
Актуальность.
Третий год жизни является наиболее благоприятным периодом для развития речи ребёнка. Именно этот возраст характеризуется качественным скачком в освоении языка. В младшей группе ведущей задачей является развитие разговорной речи детей. Речь начинает играть важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом.
Наряду с использованием традиционных средств по развитию речи детей раннего возраста не менее эффективными средствами являются малые формы фольклора. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами, художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на развитие речи детей раннего возраста. Воспитание правильной речи – одна из важных задач в общей системе по родному языку.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет ребёнка, радует, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а так же у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Наблюдение за детьми показали, что большинство малышей довольствовались лишь рассматриванием картинок в книгах. Узнавая потешку, сказку, только называли её персонажей. Навыки речевой деятельности детей были развиты слабо. Я поставила перед собой задачу - использовать малые формы фольклора для развития речи детей. Поэтому в работе с детьми я стараюсь наизусть читать колыбельные песенки, потешки, прибаутки, диалоги сказок, тактично, с чувством меры, с учетом доступности и восприятия, включать их в повседневный разговор с детьми. Особенно эффективно использую малые фольклорные формы в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с мамой я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки: Петушок, петушок Золотой гребешок…. Или Киска, киска, киска брысь На дорожку не садись…. Или 23 Вот собачка Жучка Хвостик закорючка… Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик – я, вот и вся моя семья. Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых форм дети быстро запоминают: У сороки заболи, У вороны заболи А у Лерочки заживи. Или Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Сашенька хороший, Сашенька пригожий. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причесыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. При умывании: Водичка, водичка умой моё личико…. Знаем, знаем да-да-да Где ты прячешься вода! Выходи водица! Мы пришли умыться! От водички, от водицы 24 Всё улыбками искрится От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Катя умывается, Солнцу улыбается! При расчесывании: Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти косонька до пят, Все волосоньки в ряд… Во время приё ма пищи: Умница, Варенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Сладкую, душистую. Это ложка Это чашка В чашке – гречневая кашка. Ложка в чашке побывала Кашки гречневой не стало. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.
Теоретическое обоснование.
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Фольклор имеет огромное значение в жизни малыша, вызывает положительные эмоции, побуждает интерес. О. И. Каница предложила своё понимание и определение детского фольклора термин «детский фольклор» применяется для обозначения всех произведений устного народного творчества, которые бытуют среди детей. Носителями и творцами детского фольклора являются взрослые и дети». Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребёнка, т. к. черпает материал для детей из разных источников. Первое знакомство ребёнка с поэзией начинается с малых форм фольклора. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако таят в себе немалые жанровые богатства. Малые формы фольклора – это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречаются определения детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, уход за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.
На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развернутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотреть книгу, аккуратно положить её в отведенное место. Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей. Иногда – это целая система образов, сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры, стиль, язык, звуковая организация высоко поэтичны, содержание более значительно. Как отмечает Н. Гавриш «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка». Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Используя в своей речи поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонационно - окрашивая 14 свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. А. П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, поговорки и др. являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (Н. С. Карпинская, М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко). Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится говорить – овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребёнка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения и фразы. Ребёнок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль малых фольклорных форм песенок, потешек, поговорок, прибауток, закличек и др. Ребёнок – один из главных образов поэзии малых форм. Наряду с использованием традиционных средств по развитию речи детей раннего возраста не менее эффективными средствами являются малые формы фольклора. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами, художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на развитие речи детей раннего возраста. Воспитание правильной речи – одна из важных задач в общей системе по родному языку.
Участники проекта : дети 1 младшей группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации проекта : с сентября 2016 года - май 2016 года.
Цель проекта : Формирование интереса детей к устному народному творчеству. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Знакомить детей с малыми фольклорными формами: потешками, сказками, стихами. Развивать интерес к их обыгрыванию.
2. Развитие слухового внимания, понимание речи, звукоподражание, активизация словаря.
3. Стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых произведений.
4. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
5. Демонстрировать родителям знания и умения детей, приобретённых в ходе реализации проекта.
6. Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Этапы реализации задач:
Первый этап работы (сентябрь) – донести до участников проекта важность данной темы. Изучить необходимую литературу по данной теме. Подготовить необходимый материал для познавательной деятельности.
Второй этап работы (октябрь-ноябрь) – создать в группе развивающую среду : сбор, покупка и накопление различного материала: поролона, изготовление пальчикого театра, шагающих кукол, теневого театра.
Третий этап работы (декабрь-май) – реализация плана мероприятий с детьми.
Четвёртый этап работы (май) – анализ результатов проделанной работы, демонстрация родителям чему научились дети, подведение итогов, оформление папки.
Предполагаемый результат:
-дети познакомятся с новыми сказками, стихами;
-словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями;
-повысится интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
-будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи;
-у родителей повысится понимание необходимости использования малых фольклорных форм фольклора в развитии речи детей.
План-проект.
Содержание:
Самостоятельная деятельность педагога:
- изучение литературы по данной теме
- составление перспективного плана
- подбор наглядного и практического материала
- социальное партнёрство
- обмен опытом с коллегами.
Работа с детьми:
Самомассаж камушками.
Игры с прищепками: солнышко, ёжик, рыбка.
Потешки: разучивание, обыгрывание.
«Ути, ути».
«Идёт коза рогатая».
«Мишка косолапый».
«Тук-тук».
«Кулачок».
«Сорока-ворона».
«Сорока-белобока».
«Ладушки».
«Гуси-гуси».
«Как у нашего кота».
Пальчиковые игры в сочетании с массажем рук.
«Согреем ручки».
«Засолка капусты».
«Надеваем перчатки».
Подпевки.
«Динь-дон, динь-дон, загорелся кошкин дом».
«Жили у бабуси 2 весёлых гуся».
Прослушивание в аудио записи:
«Жили у бабуси два весёлых гуся»,
«Баю- бай».
Пальчиковые игры:
«Пальчики здороваются»,
«Ладошка-кулачок-ребро»,
«Человечек»,
«Пальчик-мальчик, где ты был?»,
«Семья»,
«Этот пальчик хочет спать».
Подвижные игры:
«Серые мышки».
«Догони зайку»,
«Жучка».
«Мишка по лесу гулял».
«Зайка беленький сидит».
Театральная деятельность :
Игра-драматизация «Ёж и зайка».
Игра-инсценировка «Репка».
Настольный театр из поролона :
«Курочка Ряба».
«Репка».
«Теремок».
«Колобок».
Теневой театр (демонстрация воспитателем) :
«Репка».
«Курочка Ряба».
«Теремок».
«Колобок».
«Три медведя».
«Заюшкина избушка».
Работа с родителями.
Знакомство родителей с темой проекта на первом родительском собрании.
Выполнение домашних заданий вместе с детьми по разучиванию потешек.
Чтение потешек, сказок, стихотворений.
Консультация для родителей: «Использование малых фольклорных форм».
Показ театральной деятельности на родительском собрании в виде фильма.
Литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Санкт-Петербург. : Детство-пресс, 2011.
2. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе».
3. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм.
Дошкольное воспитание. - 2011.- №9.-с. 16-22.
4. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких».
5. Караманенко Т. Н. «Кукольный театр – дошкольникам».
6. Иванова Э. И. «Расскажи мне сказку».
7. Интернет-ресурсы:http//hsportal/ru http//maam/ru