Татьяна Егорова
Познавательно-речевого развитие дошкольника с помощью игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из важнейших познавательных процессов человека - это речь.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра –это сложное психологическое явление, которое даст эффект общего психического развития.
Публикация «Познавательно-речевого развитие дошкольника с помощью игровых технологий» размещена в разделах
По утверждению Ушинского К. Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.
Важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. В игре ребенок подчиняет свое поведение правилам игры, познает правила поведения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы.
Обучение в дошкольном учреждении имеет развивающее направление через игровую деятельность, при которой сохраняются и синтезируются элементы познавательного и игрового общения.
Такое направление подготавливает детей к диалогу, к интеллектуально - познавательному общению со сверстниками и взрослыми.
В современной педагогике дошкольного возраста выделяются разные виды игр, передающие детям определенные знания и умения: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, игры-драматизации, музыкальные, игры - забавы и т. д.
Организовывая сюжетную или дидактическую игру, необходимо наладить эмоциональный контакт и деловое сотрудничество с ребенком, продумать подбор игрушек так, чтобы ребенку было удобно с ними действовать; в процессе совместной деятельности провоцировать ребенка на речевое взаимодействие или придумывать доступные для него поводы для общения. Так, например, в дидактической игре «Научим куклу одеваться» можно побудить детей к произношению предметов одежды, их частей, а также действий с ними (снять, повесить, положить).
Побуждая детей к игровой деятельности, можно использовать чтение различных стихов и потешек, поскольку игры-потешки, забавы и песенки способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию пассивной и активной речи, обогащению словаря.
Дидактическая игра – это обучающая игра, но она должна оставаться игрой.
Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей.
Словесные игры в старшей и подготовительной группах включаются в непосредственную образовательную деятельность. Водящими могут быть сами дети. В младшей группе от начала и до конца игру проводит воспитатель.
Систематически должна проводиться работа по развитию мелкой моторики рук, используя пальчиковые игры, различные мозаики, игрушки – шнуровки, разнообразные конструкторы, так как уровень речевого развития зависит от сформированности движений пальцев рук.
Важна роль и настольных театров – это позволяет детям брать на себя роль персонажей сказок, что способствует развитию диалогической речи воспитанников.
Для детей должны быть созданы необходимые условия для организации сюжетно-ролевых игр, что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером-взрослым.
Педагог должен стремиться к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности во всех видах деятельности.
Таким образом, к игре стоит относиться как к уникальному явлению детства.
Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.