Светлана Олеговна Николаева
Познавательно-речевое развлечение в подготовительной к школе группе «Есенинское слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать ознакомление детей с творчеством С. А. Есенина.
Задачи:
1. развитие познавательного интереса у дошкольников в области литературного чтения,
2. обогащение лексического запаса детей.
Оборудование: Карточки со словами (Приложение 1)
Подборка фотографий (Приложение 2)
Публикация «Познавательно-речевое развлечение в подготовительной к школе группе „Есенинское слово“» размещена в разделах
- Есенин С.А.
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со старинными словами, которые использовали наши прабабушки и прадедушки. Но, к сожалению, эти слова забыли, что они означают. Давайте мы с вами поможем им вспомнить.
Первое слово «Задворки». Как думаете, что оно значит? (ответы детей) Интересные версии у вас. Задворками раньше в деревнях называли место за дворами, позади изб. Вот посмотрите на картинки (на доску выставляются картинки №№ 1, 2). На первой изображена центральная улица деревни, на которую смотрят окна домов, а на второй мы видим задворки - то что находится с другой стороны домов, за дворами. Послушайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина «Бабушкины сказки», в котором встречается это слово :
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака. <. >
Какие слова вам еще были непонятны? (ответы детей, н-р: разухабистой -веселой, задорной; гурьба - группа людей, компания; опостылели - надоели; салазки - санки;)
А что значит «бредём»? Правильно, брести это значит медленно с трудом идти.
А вот еще одно слово - «Шушун» Как думаете, что оно может значить?
Может быть это мохнатый мотылек, или забавный зверек? А может это взъерошенный кот? (на доску последовательно выставляются картинки №№ 3, 4, 5)
На самом деле шушун это старинная женская верхняя одежда. Вот посмотрите, как он выглядел. (На доску выставляется картинка N2 6) На что он похож? ( ответы детей: кофта, куртка)
Послушайте отрывок из стихотворения С. Есенина «Письмо к матери» в котором есть это слово :
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне. <. >
Какие еще слова показались вам непонятными? (Ответы детей). А что значит «шибко загрустила»? (очень).
Послушайте еще один отрывок из стихотворения Сергея Есенина «В хате». А что такое хата, кто знает? (ответы детей) Правильно хата - это деревенская изба:
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко. <. >
Какие старинные слова встретились нам в этом стихотворении? ( ответы детей: драченами, дежке, попелиц махотке) Давайте вместе разберемся, что же эти слова означают.
«Драчёна» - как думаете, это что-то съедобное или нет? Чем может пахнуть в доме? (ответы детей). Ребята, дpaчёнa это кушанье из пшена и яиц, похожее на омлет или запеканку. (на доску выставляется картинка № 7) Давайте еще раз послушаем строчку: «У порога в дежке квас». Квас в чем может храниться? (ответы детей) «Дежка» - это деревянная кадка для кваса. (на доску выставляется картинка № 8)
А как вы думаете, что такое «Попелиц»? Так в некоторых деревнях раньше называли пепел (на доску выставляется картинка № 9)
И последние строчки еще раз послушаем: «Старый кот к махотке крадется / На парное молоко». К чему крадется кот и в чем хранили в деревнях молоко? (ответы детей) Да, ребята, «Махотка» - это глиняная кринка (кувшин) для молока.
Вот и всё ребята, мы с вами помогли старинным словам вспомнить их значения. Давайте повторим, с какими словами мы сегодня познакомились (дети называют). А отрывки из каких стихотворений С. А. Есенина мы с вами слушали? Какое из них вам бы хотелось услышать полностью? (Занятие завершается чтением выбранного детьми стихотворения)