Получи документы

Познавательно-речевое развлечение в подготовительной к школе группе «Есенинское слово»

Светлана Олеговна Николаева
Познавательно-речевое развлечение в подготовительной к школе группе «Есенинское слово»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Продолжать ознакомление детей с творчеством С. А. Есенина.

Задачи:

1. развитие познавательного интереса у дошкольников в области литературного чтения,

2. обогащение лексического запаса детей.

Оборудование: Карточки со словами (Приложение 1)

Подборка фотографий (Приложение 2)

Публикация «Познавательно-речевое развлечение в подготовительной к школе группе „Есенинское слово“» размещена в разделах

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со старинными словами, которые использовали наши прабабушки и прадедушки. Но, к сожалению, эти слова забыли, что они означают. Давайте мы с вами поможем им вспомнить.

Первое слово «Задворки». Как думаете, что оно значит? (ответы детей) Интересные версии у вас. Задворками раньше в деревнях называли место за дворами, позади изб. Вот посмотрите на картинки (на доску выставляются картинки №№ 1, 2). На первой изображена центральная улица деревни, на которую смотрят окна домов, а на второй мы видим задворки - то что находится с другой стороны домов, за дворами. Послушайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина «Бабушкины сказки», в котором встречается это слово :

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака. <. >

Какие слова вам еще были непонятны? (ответы детей, н-р: разухабистой -веселой, задорной; гурьба - группа людей, компания; опостылели - надоели; салазки - санки;)

А что значит «бредём»? Правильно, брести это значит медленно с трудом идти.

А вот еще одно слово - «Шушун» Как думаете, что оно может значить?

Может быть это мохнатый мотылек, или забавный зверек? А может это взъерошенный кот? (на доску последовательно выставляются картинки №№ 3, 4, 5)

На самом деле шушун это старинная женская верхняя одежда. Вот посмотрите, как он выглядел. (На доску выставляется картинка N2 6) На что он похож? ( ответы детей: кофта, куртка)

Послушайте отрывок из стихотворения С. Есенина «Письмо к матери» в котором есть это слово :

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне. <. >

Какие еще слова показались вам непонятными? (Ответы детей). А что значит «шибко загрустила»? (очень).

Послушайте еще один отрывок из стихотворения Сергея Есенина «В хате». А что такое хата, кто знает? (ответы детей) Правильно хата - это деревенская изба:

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко. <. >

Какие старинные слова встретились нам в этом стихотворении? ( ответы детей: драченами, дежке, попелиц махотке) Давайте вместе разберемся, что же эти слова означают.

«Драчёна» - как думаете, это что-то съедобное или нет? Чем может пахнуть в доме? (ответы детей). Ребята, дpaчёнa это кушанье из пшена и яиц, похожее на омлет или запеканку. (на доску выставляется картинка № 7) Давайте еще раз послушаем строчку: «У порога в дежке квас». Квас в чем может храниться? (ответы детей) «Дежка» - это деревянная кадка для кваса. (на доску выставляется картинка № 8)

А как вы думаете, что такое «Попелиц»? Так в некоторых деревнях раньше называли пепел (на доску выставляется картинка № 9)

И последние строчки еще раз послушаем: «Старый кот к махотке крадется / На парное молоко». К чему крадется кот и в чем хранили в деревнях молоко? (ответы детей) Да, ребята, «Махотка» - это глиняная кринка (кувшин) для молока.

Вот и всё ребята, мы с вами помогли старинным словам вспомнить их значения. Давайте повторим, с какими словами мы сегодня познакомились (дети называют). А отрывки из каких стихотворений С. А. Есенина мы с вами слушали? Какое из них вам бы хотелось услышать полностью? (Занятие завершается чтением выбранного детьми стихотворения)

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Электричества» .

Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи: оразовательные:.

Фрагмент занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе (классификация) Профессии План-конспект фрагмента занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе (классификация) «Профессии».

Итоговое познавательно-речевое занятие в старше-подготовительной логопедической группе «На помощь Старичку-Лесовичку» Итоговое познавательно-речевое занятие в старше-подготовительной логопедической группе «На помощь Старичку-Лесовичку». Воспитатель Андреева.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию в подготовительной к школе группе комбинированной.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Блокадный хлеб» Цель: Создание социальной ситуации развития посредством поисково-исследовательской деятельности. Цель детская: сравнить блокадный хлеб.

Конспект познавательно-речевого занятия «Необычное слово «Вода» в подготовительной группе Задачи: - Продолжать учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи. Познакомить с «новым» фразеологизмом.

Организация познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебная соль» Организация познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Волшебная соль» Цель: формирование.

Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» в подготовительной к школе группе Пояснительная записка Тип проекта: познавательно-исследовательский Вид проекта: групповой, краткосрочный (март-апрель 2018г.) Участники.

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Соль-волшебница»Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Соль-волшебница» Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы. Вот и мы с детьми решили всё узнать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-речевое развлечение в подготовительной к школе группе «Есенинское слово»
Опубликовано: 15 октября 2018 в 15:47
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-речевое развлечение в подготовительной к школе группе «Есенинское слово»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Олеговна Николаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД