Марина Русина
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Блокадный хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание социальной ситуации развития посредством поисково-исследовательской деятельности.
Цель детская: сравнить блокадный хлеб с современным хлебом и замесить тесто.
Задачи:
1. Создать условия для приобретения опыта: выражения детьми своих мыслей; взаимодействия в мини-группах; установления причинно-следственных связей, умения анализировать, делать умозаключения; познавательно-исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, определение способов проверки, достижения и обсуждения результатов);
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе „Блокадный хлеб“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
2. Создать условия для: расширения представлений о жителях блокадного Ленинграда в годы ВОВ. о героическом прошлом наших участников войны.
3. Создать условия для воспитания патриотических чувств, уважения к историческому прошлому Родины, гордость за Великую Победу и благодарность за подвиги участников Великой Отечественной Войны.
Словарная работа: блокада, «дорога жизни», паёк.
Оборудование и материалы: презентация «Блокада Ленинграда». Стенд с наглядным материалом о Блокаде, 125гр. хлеба (заранее взвесили в столовой); 2 стола; фартуки и косынки по количеству детей, список продуктов Блокадного хлеба и современно хлеба, салфетки, 2 чашки для замешивания теста, соль 1 чайная ложка, дрожжи сухие 2 чайных ложки, теплая вода 1 стакан, мука 2,5 стакана.
Предварительная работа:
1. Подборка книг, иллюстраций и картин.
2. Чтение художественной литературы, соответствующей возрасту детей о защитниках Отечества, о Великой Отечественной войне, о подвигах: Л. Воронкова "Девочка из города", А. Гайдар "Поход", В. Осеева "Три сына" и др.
3. Информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей.
4. Подготовка тематической выставки детских рисунков, посвященной к 9 Мая ко Дню Победы.
5. Беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной войны. Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть
Дети замечают на столе кусочек сухого черного хлеба. Обращаются к воспитателю «Кто- то здесь оставил хлеб».
Воспитатель: «Дети, вспомните, про какой праздник мы с вами уже говорили? (ответы детей) Как вы думаете, почему он у нас в канун праздника Дня Победы появился в группе? (ответы детей)
II. Основная часть
1. Беседа с показом слайдов
Насущным называют хлеб, т. е. необходимым для жизни. Когда хлеб в достатке ценность его не замечается. Кто не испытал голода, кто не работал в поле, то не знает его истинной ценности. Колос-это символ соединения. Зерно к зерну, ряд к ряду, из малого большое. Нужно сложение десятков зерен чтобы получить колос. Нужно соединить труд многих людей, чтобы хлеб пришел к нам на стол пышным и ароматным караваем Мы привыкли, что хлеб у нас на столе есть всегда.
Но были и другие дни, лихие годы…Во время Великой Отечественной войны жителей города Ленинграда (Санкт Петербург) окружили фашисты. Город оказался во вражеском кольце. Блокада Ленинграда длилась 900 дней и ночей (это 2, 5 года, они были самые страшные, а для жителей города блокада означала смерть. Кто из вас, ребята, слышал это слово блокада? Как вы думаете, что оно обозначает? (Дети высказывают предположения)
Никакого подвоза продовольствия к городу не было. В это время главным врагом жителей Ленинграда был голод, для них самым вкусным и сладким была не конфета, а единственный продукт питания вот такой крошечный ломтик черного хлеба, который выдавали по специальным карточкам. А вы сейчас, сколько таких кусочков хлеба в садике съедаете? (ответы детей)
Кусочек хлеба был так мал. Что человек не ощущал его на руке. Блокадный паёк хлеба составлял всего 125 граммов в день на одного человека. И это было всё, что можно было съесть за сутки.
Наш хлебный, суточный паек,
Ладонь и ту не закрывает.
Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали.
А далеко за кольцом блокады было продовольствие масло, мука, мясо. Как же его достать? Ведь враг беспощадно бомбил город и днём и ночью. Лишь только одна дорога связывала блокадный осаждённый город с большой землёй. Правду говоря, что слезы вымерзли у ленинградцев. Рано в ноябре, наступили морозы. Река Ладога покрылась льдом и с 22 ноября начала действовать (Дорога жизни). Первым испробовал дорогу лошадиный обоз.
Сколько людей погибло. Одним из первых, кто вывел свою полуторку на топкий ноябрьский лед, был Петр Григорьевич Михайлин. Он прожил 900 дней и ночей в блокадном Ленинграде. Расстреливаемый в упор, ладожский лед жил. Нес он к берегу полуторки и трехтонки с мукой, патронами в Ленинград, с детьми, стариками назад на Большую землю. За каждой машиной охотились самолеты враги, пытаясь если не в воде, то в крови утопить смельчаков. По дну озера, словно проекции (Дороги жизни, пролегла ее тень. Это сотни и сотни утонувших машин и саней, тысячи павших героев ледовой трассы. Вот какой ценой доставали хлеб в блокадный Ленинград. Так и назвали ленинградцы дорогу через Ладогу- «Дорогой жизни». И сегодня те из ветеранов, кто спускаются к берегу, встают на колени и целуют со слезами студеный ладожский лед. Вот этим людям мы обязаны тем, что хлеба у нас вдоволь. Земледелец, хлебороб, древнейшая и самая необходимая профессия. И как раньше сын сменял отца у сохи, так и впредь он будет у штурвала комбайна вставать.
2. Работа в подгруппах
Ребята, вы хотите узнать, из чего пекли блокадный хлеб и из каких продуктов пекут хлеб сейчас? (дети- да) Где это можно узнать?
Тогда я прошу вас пройти в наши мини лаборатории. Надеваем фартуки и косынки. На столах вы рассмотрите, что находиться и расскажете, из чего делали хлеб в Ленинграде и из чего делают современный хлеб. (детям не сообщают, в какой лаборатории находится состав блокадного и современного хлеба).
1 лаборатория. «Блокадный хлеб» чашка, список ингредиентов (Состав блокадного хлеба: пищевая целлюлоза 10 частей, жмых -10 частей, опилки- 2 части, выбойки из мешков 2 части, хвоя 1 часть, ржаная обойная мука 75 частей. за 1 часть берем столовую ложку. 2 лаборатория. «Современный хлеб» чашка, список ингредиентов (соль 1 чайная ложка, дрожжи сухие -2 чайных ложки, теплая вода 1 стакан, мука 2,5 стакана, и сами продукты Дети делают вывод, что современный хлеб сытнее и полезнее блокадного, что такие составляющие хлеб нам тяжело найти, но без того хлеба было не выжить городу. А сами сможете замесить тесто? (ответы детей) попробуем?
Замешиваем тесто (если требуется помощь, помогаю детям вымешивать тесто)
III. Заключительная часть
-О чём мы беседовали?
-Почему в городе сложилось тяжелое положение?
-Что такое блокада?
-Сколько дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда?
-Что такое «Дорога жизни»?
- А всегда ли вы всё съедаете?
-Как вы думаете, глядя на вас, наши прадеды обрадуются, за то, что вы бережно относитесь к хлебу? (Ответы детей)