Инна Вачевских
Познавательно-речевое развитие детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Он знакомится со словами, создает новые слова. В среднем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. У ребенка появляются новые виды деятельности, усложняется общение со взрослыми и сверстниками, расширяется круг жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок. Это приводит к интенсивному развитию, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя, ее форм (контекстной и объяснительной). Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности.
Публикация «Познавательно-речевое развитие детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
На сегодняшний день невозможно представить обучение детей без игры.
Играть всегда интереснее, чем просто повторять упражнения. Игра позволяет естественно, тонко и ненавязчиво устранять речевые недостатки. Дети проявляют интерес к изучаемым темам, развивается память, дети включаются в творческую деятельность, учатся думать.
Сегодня я приведу примеры заданий и упражнений развивающих внимание и слуховое восприятие, развивающих и обогащающих словарный запас детей.
Цель игр развивающих внимание и слуховое восприятие: Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Взрослый предлагает ребёнку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал.
( Использую при работе над лексическими темами: дикие животные, домашние животные, птицы и т. д.) (Слайд 1- 7)
Игра противоположности используется для закрепления в речи детей слов- антонимов (кружка целая- разбитая, корзина пустая- полная и т д большой- маленький, высокий- низкий, худой- толстый). (Слайд 8- 9)
Игра «Один – много» учит детей образовывать существительные множественного числа (огурец- огурцы, палец- пальцы, яйцо- яйца)
Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет во множественном числе и бросает мяч обратно. Слайд 10
При использовании игры «Большой- маленький»
дети учатся образовывать существительные в уменьшительно- ласкательной форме (чашка- чашечка, кошка- кошечка, огурец- огурчик). Слайд 11
Игра «Четвертый лишний» развивает у детей умение классифицировать предметы по существенному признаку, учит обобщать. Такая игра используется при изучении всех лексических тем: фрукты, овощи, зима и т. д. Слайд 12,13.
При работе по лексическим темам я очень часто составляю презентации. Например, по лексической теме «Зима» я конкретизирую и углубляю представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период, зимние месяцы). Слайд 14- 17
Также в своей работе я использую упражнения на развитие высоты голоса, например упражнение «Самолет» Самолёт высоко летит – пропеваем звук [У] высоким голосом. Самолёт низко летит – пропеваем звук [У] низким голосом. Слайд 18
Для закрепления у детей знания цветов (красный, желтый, зеленый) с детьми я провожу упражнения по группировке предметов по цвету (красный помидор, красная машина, красный кораблик). Данное упражнение активизирует внимание, память, логическое мышление. Слайд 19-21
В данной методической разработке приведена только часть заданий для дошкольников. Результатом работы по познавательно- речевому развитию дошкольников среднего возраста становится
- активное пополнение словарного запаса;
- развитие лексико- грамматического строя речи;
- усвоение слоговой структуры слова;
- развитие логического мышления, внимания и памяти. Слайд 22