Татьяна Катасонова
Речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием интерактивной образовательной программы «Дошколка»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет 5 образовательных областей, одна из которых «Речевое развитие».
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием интерактивной образовательной программы „Дошколка“» размещена в разделах
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
Речевое развитие включает :
Обогащение активного словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение)
Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха (развитие восприятия звуков родной речи и произношения)
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Методы используемые в развитии речи :
Наглядные:
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность : рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные:
-Чтение и рассказывание художественных произведений;
-Заучивание наизусть;
-Пересказ;
-Обобщающая беседа;
-Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические:
-Дидактические игры;
-Игры-драматизации;
-Инсценировки;
-Дидактические упражнения.
Эти методы определяет общения детей со взрослыми, сверстниками, развивающая предметно – пространственная среда, использование дополнительных образовательных программ и технологий.
В нашем ДОУ определена система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с использованием развивающих обучающих технологий и современных методик.
Эта система включает следующие компоненты:
комплексно - тематическое планирование развития речи;
использование развивающих обучающих программ, технологий, направленных на развитие фонетической, лексической, грамматической сторон речи, а в итоге — развитие связной речи в целом.
Создание системы последовательного обучения развитию речи.
В настоящее время для развития речи детей дошкольного возраста наряду с основной образовательной программой дошкольного образования, парциальной программой О. С. Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста» мы используем :
технологию М. Монтессори,
интерактивную развивающую программу «Дошколка»
Интерактивная развивающая программа «Дошколка»
Интерактивные развивающие пособия, входящие в состав программы «Дошколка», предназначены для организации разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, определённым ФГОС ДО и способствуют развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, абстрактно-логического и пространственного мышления, стимулируют физическое развитие.
Комплекты интерактивных развивающих программ нацелены на организацию разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, определённым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования :
• части программы «Дошколка : «Смотри и говори», «Игры со Словами», «Шаг за Шагом»)
Остановлюсь на содержании каждой части программы и вы убедитесь, что программа «Дошколка» удачно решает задачи ФГОС ДО по речевому развитию, усвоению речевого материала образовательной программы дошкольного образования и удачно вписывается комплексно – тематическое планирование.
«Смотри и говори» направлена на расширение словарного запаса, использование в речи слов и выражений. Её разделы так и называются
слова и выражения
упражнения
Темы этой программы
погода игрушки
семья музыкальные инструменты
фрукты части тела
овощи цвета
транспорт дикие животные
календарь экзотические животные
эмоции домашние животные и питомцы
сладости дом
еда и напитки посуда и предметы гигиены
профессии мебель
спорт школьные принадлежности
прилагательные обувь
наречия одежда
глаголы бытовые приборы
разные темы. Расположения предметов
«Игры со словами»
Включает набор упражнений, направленных на развитие речевых способностей детей дошкольного возраста
Темы
названия предметов
эмоции
существительные
прилагательные
глаголы
сложные конструкции заданий
антонимы
цветные предметы
предложения
последовательность событий
мини – диалоги
«Шаг за шагом»
Направлена на развитие связной речи, зрительного восприятия, слухового восприятия.
С помощью выше перечисленных программ и технологий развития речи, мы добиваемся, чтобы дети называли предметы, их признаки, действия, состояния, соотношения, чтобы они умели описать то, что видят, умели сравнивать, обобщать, делать выводы.