Татьяна Ерошенко
Познавательно-речевая викторина для старших дошкольников «По страницам художественных произведений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
Задачи.
Образовательные:
1. Закрепить, расширить и систематизировать знания детей о литературных произведениях, их авторов, формировать запас литературных художественных впечатлений.
2. Обогащать активный словарь детей.
Развивающие:
1. Развивать речь, умение быстро отвечать на вопросы.
Публикация «Познавательно-речевая викторина для старших дошкольников „По страницам художественных произведений“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивать коммуникативные способности, познавательный интерес, память, воображение, образное восприятие, творческое мышление.
3. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к книгам.
Воспитательные:
1. Вызвать эмоциональный настрой на участие в познавательно-речевой викторине.
2. Формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплоченности. Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.
3. Воспитывать у детей желание общаться с книгой и бережно к ней относиться.
Предварительная работа:
1. Чтение и слушание в аудиозаписи сказок с беседами по содержанию.
2. Оформление тематической выставки книг.
3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Материал и оборудование:
ПК, экран, проектор, презентация РР, костюм сказочницы для педагога, стенд с книгами русских сказок.
Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.
Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (загадки, стихи, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.
Ход викторины:
СЛАЙД 1
Звучит негромкая музыка. Дети заходят в зал, их встречает логопед в костюме сказочницы.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Прекрасная, я - сказочница. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Вы любите сказки?
А как можно сказать о сказке, какая она? (волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая).
«Сказки любят все на свете, Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру! И прилежному труду.
Говорят, как надо жить, Чтобы всем вокруг дружить»
Со сказками вас знакомят с самого раннего детства. Вам ваши родители и воспитатели их всегда читают. А вы много сказок знаете? Вот сейчас мы и узнаем. Сегодня вы узнаете много интересного и познавательного.
Итак, в нашей викторине сегодня участвуют две команды; в каждой свой капитан. Капитаны представьте свои команды!
Команда «Знайки»
Наш девиз: «Чтоб Незнайкой не прослыть, с книжкой мы должны дружить!»
Команда «Почемучки»
Наш девиз: «Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаем, Книгу в руки мы возьмем и ответ узнаем!»
Логопед: А теперь послушайте, какие необходимо выполнять правила во время игры – викторины:
- вопросы надо слушать внимательно; друг другу не мешать, отвечать будет по очереди каждая команда;
- за правильный ответ будет начисляться один бал, но если команда ответит не правильно или не даст ответа, тогда право ответа переходит ко второй команде;
- победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше очков.
Разрешите представить вам наше уважаемое жюри: …
Жюри будет оценивать ваши знания детских литературных произведений. За каждый правильный ответ на вопрос команда получит 1 балл.
Отправляемся, друзья, В чудо сказку – вы и я!
Здесь экран волшебный есть, Сказок тут не перечесть!
Внимание!
СЛАЙД 2 По иллюстрации узнать сказку:
СЛАЙДЫ 3-14
СЛАЙД 15 Посмотри и отгадай!
Сейчас на экране будут появляться картинки с изображением предметов. Ваша задача, угадать из какой сказки эти предметы. На картинку посмотрите, Сказку быстро назовите.
СЛАЙДЫ 16-21
- Корыто - (Сказка о рыбаке и рыбке)
- Полено – (Приключения буратино)
- Яйцо золотое – (Курочка Ряба)
- Тыква карета – (Золушка)
- Умывальник – (Мойдодыр)
- Замок – (Снежная королева)
СЛАЙД 22 Путаница
Был Кощей вчера в гостях Что наделал, просто - Ах!
Сказки все он перепутал: Вы сможете их отгадать?
Дайте правильное название сказок или героев.
Царевна-индюшка (Царевна-лягушка)
По собачьему велению (По щучьему велению)
Иван-царевич и зеленый волк (Иван-царевич и серый волк)
Сестрица Алёнушка и братец Никитушка (братец Иванушка)
Василиса Преглупая (Василиса Премудрая)
Елена Некрасивая (Елена Прекрасная)
Баба Бяка (Баба Яга)
Кощей Бесстрашный (Кащей Бессмертный)
Пашенька и медведь (Машенька и медведь)
Гуси-вороны (Гуси-лебеди)
Логопед:
Молодцы, ребята, справились с заданием, все перевертыши отгадали. Чтобы немного отдохнуть, мы с вами поиграем в игру-сказку. Но сначала отгадайте загадку: На сметане был мешен В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей И ушел от них скорей. (Колобок).
СЛАЙД 23 Физминутка «Колобок»
Жили – были дед и баба на полянке у реки
И любили очень – очень На сметане колобки.
Хоть у бабки мало силы, Бабка тесто замесила,
Ну а маленькая внучка Колобок катала в ручках.
Вышел круглый, Вышел гладкий, И румяный он, и сладкий…
Мышка по полю бежала, Колобочек увидала:
«Ах, как пахнет колобочек, Дайте мышке хоть кусочек!»
А мы спрячем колобочек И закроем на замочек!
СЛАЙД 24 Блицтурнир (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)
1 команда
1) Весёлый мальчик-луковка (чипполино)
2) Что потеряла Золушка? (туфельку)
3) Чем отравилась Белоснежка? (яблоком)
4) Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)
5) Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»? (хвостом)
2 команда
1) Как зовут девочку с голубыми волосами? (Мальвина)
2) Что проглотил крокодил из сказки «Мойдодыр»? (Мочалку)
3) Кого поймал старик неводом? (Золотую рыбку)
4) В кого превратился Иванушка, попив водицы из копытца? (козленка)
5) Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)
СЛАЙД 25 Отгадай загадку, увидишь отгадку
Вокруг нас и там и тут сказки разные живут.
На полянке есть загадки, отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей этих сказочных друзей!
(Загадывает загадки, а дети отгадывают их).
СЛАЙДЫ 26-31
1) В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга).
2) Много серебра и злата В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет И чужих невест крадет.
(Кощей Бессмертный)
3) Красна девица грустна, Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. (Снегурочка).
4) Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка).
5) Он хозяина любил, Верно он ему служил.
Сапоги носил и злого Людоеда победил. (Кот в сапогах)
6) Что за странный Человек деревянный
На земле и под водой ищет ключик золотой? (Буратино)
Воспитатель: Все загадки отгадали и героев всех назвали.
СЛАЙД 32 Узнать автора по портрету
СЛАЙДЫ 33, 34 (А. С. Пушкин, К. И. Чуковский)
Вот и подошла к концу наша викторина. Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок. Понравилось вам путешествовать по стране сказок?
Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, спасибо вам за него.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
СЛАЙД 35 Подведение итогов:
Председатель награждает команду-победительницу и всех участников конкурса медалями.
Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит,
Сказка обязательно отворит все двери.
(Дети прощаются и уходят в группу под музыку).