Оксана Султанова
Познавательно-развлекательное мероприятие по экологии «Здравствуй, ветер!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
Оборудование: вентилятор, кораблики с парусами, мисочки с водой для каждого ребенка, бумага, краски, бумажные вертушки, флюгер (палка с плоской тонкой бумаги или ткани, картины с изображением ветреной и безветренной погоды, две свечи.
Беседа
Сказать дошкольникам, что сейчас они услышат загадки об одном невидимке. Загадать загадки о воздухе
- Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)
Публикация «Познавательно-развлекательное мероприятие по экологии „Здравствуй, ветер!“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- День ветра, 15 июня
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)
- Без рук, без ног, а дерево гнет. (Ветер)
- Через нос проходит в грудь и обратный держит путь,
Он невидимый, и все же без него мы жить не можем. (Воздух)
Обсудить с детьми, что ветер умеет делать. Задача детей – подобрать как можно больше глаголов. Например, ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, уносить шапку, налетать, освежать, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть. Одним словом, ветер умеет делать многое. А может ли он навредить человеку? (Да, иногда ветер разрушает дома, ломает деревья, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили.)
А как ветер помогает людям? (Надувает паруса, крутит крылья мельницы.) Вот какой он разный, этот ветер: может быть добрым волшебником, а может и злым колдуном.
Задание Попросить придумать, каким бывает ветер? (Сильным, слабым, приятным, ласковым, тихим, колючим, прохладным, теплым, освежающим, нежным, неприятным, быстрым, незаметным, жарким)
В чем разница между словами «ветер», «ветрище», «ветерок»? Чем отличается зимний ветер от весеннего, летнего, осеннего?
Почему ветер часто называют вольным? (
Дети рассматривают иллюстрации с изображением ветреной и безветренной погодой и находят разницу. Пусть объяснят, по каким признакам они это сделали. Предложить также рассмотреть пейзажи разных сезонов года (летний ветер, зимний, осенний, весенний) и определить, на каких из них есть ветер, а на каких нет.
Игра предложить детям стать деревьями. Воспитатель рассказывает о том, какая погода на улице. Задача детей – иллюстрировать рассказ движениями. Например: На улице тихо-тихо, ветра нет, светит солнышко, летают бабочки. Деревья стоят ровно6 листики у них не колышутся. И вдруг как налетит ветер, как зашумит. Деревья закачались, листочки зашелестели, зашумели – шу-шу-шу…
Прочитать и обсудить стихотворение Н. А. Рыжовой «Ветер – это чудеса!»
Ветер дует, ветер плачет, Ветер воет и шумит,
Он по полю быстро скачет. Он подует – все летит.
Все сметает на пути – вихрем может обернуться,
Ни проехать, не пройти. Ввысь сухим песком взметнуться.
Ветер устали не знает, Ветер редко отдыхает,
Если жарко – охлаждает, он по всей земле летает.
Днем с прохожими играет, Трудно отыскать его -
Шляпы, шарфики срывает, ветер есть – и нет его!
Шелестит листвой, травой. Он мешает, это верно,
Он проказник озорной: Но работает усердно:
То снежинки закружит, Надувает паруса,
Заметелит, завьюжит. Гонит змея в небеса.
Гонит волны по воде, ветер – это чудеса!
Путает следы везде.
«Ветер есть – и его нет!», «Ветер – это чудеса!» как дети понимают эти выражения?
Изобразительная деятельность
Предложить ребятам нарисовать ветер. Смогут ли они это сделать? Ведь ветер невидим, он все время прячется. Пусть дети сами решат, как изобразить ветер в разное время года. Можно нарисовать волны, качающиеся деревья, метель, косой дождь, летящие листья или снежинки… можно предложить прослушать разные музыкальные произведения и нарисовать тот ветер, который им помогает представить музыка. В результате получается своеобразный «портрет ветра».
Наблюдение в группе
Обсудить, как можно обнаружить ветер. Посмотрите в окно – есть ли ветер сегодня. Можно ли прямо сейчас пригласить ветер к себе в гости. (выслушать предложения детей.) Если на улице сильный ветер, достаточно открыть ненадолго форточку, И дети увидят, как колышется занавеска. Если погода безветренная, можно устроить небольшой сквозняк – открыть форточку и дверь напротив нее, тогда ветер «забежит» к нам в гости. Можно с ним поздороваться.
Экспериментирование
Предложить дошкольникам подумать, откуда берется ветер. Сказать, что вы им предложите узнать одну из тайн природы: тайну рождения ветра.
Проведение опытов (прилагается)
Упражнение на дыхание «Надуем пузырь».
В ходе упражнения дети учатся регулировать силу вдоха, имитируют надувание.
После этого можно предложить выдуть настоящие мыльные пузыри. Дети получают трубочки и мыльную воду. Обсудить какими получились пузыри (Большими, разноцветными, легкими.) Почему эти мыльные шарики улетели, поднимаясь вверх? (В них находится воздух, он легкий.)
Игра «Мыльные пузыри»
Дети становятся в тесный круг и говорят хором:
- Осторожно – пузыри! - Ой, какие! - Ой, смотри! - Раздуваются! - блестят!
Затем все отступают назад, образуя большой круг. При словах «Отрываются, летят!» игроки останавливаются и образуют пары. Каждая пара придумывает, на что похож их пузырь, например: «Наш похож на сливу! Наш похож на орех! Наш не лопнул дольше всех!» Дети в паре замирают и «держат» форму пузыря. Затем произносят: «хлоп!», разжимают руки и показывают, как лопнул пузырь.
В. – все мыльные пузыри лопнули, но ребят ждет сюрприз: волшебная палочка надует шарик. Волшебный шарик полетит и покажет, где находится много других шаров, с которыми ребята смогут поиграть.