Ирина Волкова
Познавательно-развивающие занятия в сенсорной комнате
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем учреждении МАДОУ №3 «Радуга» имеется сенсорная комната. Руководителем сенсорной комнаты является педагог – психолог: Волкова Ирина Александровна.
Публикация «Познавательно-развивающие занятия в сенсорной комнате» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Тренажёры, которые имеются в сенсорной комнате, являются эффективным средством для развития у детей познавательных процессов : восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, формирования пространственных и временных представлений. В состав сенсорной комнаты входят различные тактильные дорожки; сухой цветной душ из разноцветных лент; сухой бассейн с подсветкой; зеркальный шар; проектор с колёсами спецэффектов; интерактивная панель; акустические, фибероптические панели; мягкие модули; сенсорные мячи; дидактические коврики; черепаха со съёмными чехлами, модульный ребристый мостик. Первое занятие детей в сенсорной комнате носит ознакомительный характер. Дети знакомятся с пространственным расположением тренажёров, их предназначением. На первом занятии педагог, не только рассказывает и показывает где и какой тренажёр расположен, он параллельно помогает детям освоить пространственные понятия: слева, справа, за, перед, ближе, дальше и т. п. Затем поочерёдно вводятся в действие тренажёры, то есть педагог показывает пример их использования, поощряя попытки детей действовать самостоятельно.
Занятия в сенсорной комнате предполагается начинать с развития тактильной чувствительности, т. к. она является базой для зрительного и слухового восприятия. Большое внимание уделяется механической стимуляции подошвы ног детей. Ведь подошва стопы – это скопление рефлексогенных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами. Естественный массаж этих точек способствует оздоровлению организма ребёнка. Для развития тактильно-двигательного восприятия используются различные виды дорожек – это координационная дорожка «Зигзаг», массажные дорожки со следочками, тактильные дорожки с различными поверхностями, деревянная ребристая доска. С помощью этих приспособлений развивается координация движений, вестибулярный аппарат, равновесие.
Для развития точности мелких движений рук используется: «Кубик для мелкой моторики» и «Одень кубик». Завязать бант на платье и шнурок на сапоге, пристегнуть застёжки и застегнуть пуговицы на куртке. Кубики помогают укрепить пальцы и кисти рук и подготовить их к письму, способствуют развитию мышления и речи. Также для развития мелкой моторики применяется в работе - дидактические коврики «Паровозик» и «Зайка», «Черепаха со съёмными чехлами». Они направлены на тренировку мелкой моторики пальцев рук, которая напрямую связана с развитием умственных способностей и речевых навыков. Известно, что развитие мелкой моторики рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. В. А. Сухомлинский говорил: «Ум вашего ребёнка на кончиках его пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, питающие мысль ребёнка». Поэтому уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности ребёнка к школьному обучению.
Следующим этапом являются занятия по развитию визуального восприятия: это различные игровые и обучающие кубики. Развивающие кубики «Учимся считать», «Азбука», игровые кубики с аппликацией, мягкий игровой набор «Малютка». На занятиях дети в игровой форме изучают буквы, цифры. Дидактические игры являются одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей, их эмоциональную сферу. Поскольку ребёнок сопровождает свои действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь. В процессе дидактических игр у ребёнка развивается внимание, что имеет большое значение в развитии всех познавательных психических процессов. В оборудование комнаты входит акустическая панель «Колокольчик» со звуковыми эффектами, музыкальными инструментами. Все навыки, начиная от моторики и логических действий, задействованы при работе с этим пособием. Работая с материалами, имеющими разную форму и фактуру (ворс, ткань, пластмасса, дерево, металл и др.) ребенок учится различать свойства предметов: теплый- холодный, мягкий- жесткий, гладкий – шершавый. Знакомится со звучанием колокольчиков, металлофона, бубна, шарманки.
Для развития зрительно-моторного и слухового восприятия используется двухсторонняя панель «Ёлочка». С помощью этого набора изучаются формы и цвета. Сухой, цветной душ – подвесной элемент, предназначен для стимуляции и развития тактильных ощущений, зрительной памяти, для изучения, закрепления цветов спектра. С помощью душа весело и интересно запоминать цвета, трогать ленточки и ощущать гладкость и шероховатость.
Как очень эффективное средство для точечного массажа тела используется на занятиях с детьми бассейн с шариками с подсветкой. Точечный массаж с помощью щариков и постоянное изменение положения тела в сухом бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата, улучшает зрительно-моторную координацию ребенка, чувствительность кончиков пальцев, что способствует развитию новых ощущений у ребёнка.
В комнате также имеется игровой стол «Вода – песок». В играх с песком и водой более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции : восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое и экспериментировать. Мощно развивается тактильная чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта». Совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, и коммуникативных навыков ребёнка. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.
Таким образом, занятия в сенсорной комнате способствуют созданию положительного эмоционального фона что, благоприятно влияет на психику ребёнка, предупреждая появление тревожности и агрессивности. Спокойная и доброжелательная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищённости, спокойствия, уверенности в себе, богатство положительных эмоций.
Работа с детьми в сенсорной комнате направлена не только на решение проблем обучения и сенсорного развития детей. Она предполагает выявление, коррекцию и ликвидацию всех неблагоприятных последствий с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма.