Татьяна Быкова
Познавательно-исследовательское занятие в старшей группе «Есть у нас два верных друга-умный нос и язычок»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-познакомить с функцией носа, особенностями работы носа;
-расширить знания детей о роли языка в жизнедеятельности человека;
-закрепить знания об основных вкусах;
-развивать вкусовые ощущения и чувство обоняния;
-воспитывать желание заботиться о своем здоровье;
-воспитывать умение работать в парах.
Материалы:
-различные продукты с характерным запахом;
-"киндерсюрпризные "емкости, содержащие пахучие вещества (чеснок, лук, лимон, перец, кофе, духи,травы и т д);
-картинки или предметы, соответствующие продуктам в емкостях;
Публикация «Познавательно-исследовательское занятие в старшей группе „Есть у нас два верных друга-умный нос и язычок“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
-продукты питания с разными вкусами (горький, кислый, соленый, сладкий и т д);
-зеркала, по количеству детей; блюдца с сахаром, солью, кофе, лимоном;
-ватные палочки и емкости с кипяченой водой, для смачивания палочек, по количеству детей;
-схематичное изображение языка с вкусовыми зонами.
Ход занятия.
В руках воспитателя куклы, Иван -царевич и лягушка.
Проблема.
Пришел Иван-царевич домой, сел на лавочку и загрустил. Прискакала лягушка и спрашивает: "Что, Иван-царевич, голову повесил?" Отвечает Иван-царевич:"Грустно мне, лягушка, задал царь задачу-узнать, для чего нам нужен нос и язык. А я и не знаю ничего". Отвечает лягушка:" Не печалься, садись поудобнее, да слушай повнимательнее. Мы с ребятами тебе поможем. Поможем, ребята Ивану-царевичу?"
Дети (Д)-конечно поможем.
Лягушка (Л)- я вам, дети, загадаю загадки, а отгадки вы постарайтесь найти у себя на лице.
Загадки.
1. Между двух светил-я один. (нос)
2. У чурки-две печурки (нос).
Л-молодцы,правильно отгадали. ребята, есть такое выражение" нос задрал". Как вы думаете, что оно означает?
Д-зазнается, хвастается,важничает;
Л-а что значит" нос повесил";
Д-скучает, грустит, обиделся;
Л-а как вы думаете, про какой нос говорят " нос картошкой";
Д-маленький, круглый;
Л-правильно, такой нос бывает у клоунов. А про какой нос говорят" орлиный"?
Д-большой, длинный, острый;
Л- Иванушка, возьми зеркало и посмотри, какой у тебя нос?
Иван (И)-ну у меня вроде нос на картошку похож. Ребята, а вы как думаете?
Д- похож;
Л-обычно дети похожи на своих родителей, бабушек, дедушек. Дети, возьмите зеркала и посмотрите в них (смотрят).А теперь скажите, чей же у вас носик, мамин, папин, бабушкин или дедушкин (ответы)
Воспитатель (В)-какая ты молодец Лягушка. А теперь отдохни, посиди рядом с Иваном, да послушай ребят;
-В-дети, как вы думаете, для чего нам нужен нос?
Д-дышать, нюхать;
В- а вы хотите узнать, что было бы, если бы у нас не было носа (дети соглашаются)
В- давайте мы с вами крепко зажмем носик пальчиками, закроем глаза и не открывая глаз узнаем, что же лежит на блюдечке. Что же там лежит?
Д-не знаем;
В-а теперь с закрытыми глазами будем вдыхать носом. Как вы думаете, что лежит на блюдце?
Д- хлеб, лимон;
В- скажите, зачем же нам нос?
Д-нюхать, чувствовать запахи;
В- да, при вдохе ртом мы не чувствуем запахи. Что бы ощутить запах, нам надо сделать несколько вдохов носом. А теперь давайте попробуем, зажав нос, рассказать стихотворение. (пробуют). Получается?
Д-нет, трудно дышать;
В-конечно. вдох и выдох можно сделать ртом, но при этом мы перестаем говорить и нам трудно дышать. Попробуйте глубоко вдохнуть ртом. А теперь носом. Когда ваше горлышко больше чувствует холод, когда мы вдыхаем ртом или носом?
Д-ртом;
В- значит, если мы будем на морозе дышать ртом, то что может произойти?
Д-горло застудим, оно заболит;
В- конечно,когда мы дышим ртом, то можно застудить горло, а если мы будем дышать носом,то воздух согревается и в горло попадает уже теплым. Значит, ребята, нос надо беречь-не студиться и не засовывать в него разные предметы. Иванушка, ты все запомнил, что мы с ребятами тебе рассказали про нос?
И-Конечно запомнил, теперь я все знаю о носе;
В- ребята, а давайте немного поиграем?
Игра" Умный нос"
Дети выбирают себе пару. Один в паре закрывает глаза и старается на ощупь определить, какой фрукт или овощ дает ему напарник. Затем меняются ролями. Выясняют, кто был был более точен в своих ощущениях.
Игра" Определи по запаху и продукт"
(Иван-царевич и лягушка проверяют точность определений)
В емкостях от киндер сюрпризов сделаны отверстия и лежат разные продукты с характерными запахами. Дети нюхают и стараются найти соответствующий предмет. (лягушка и Иван проверяют)
Л-как хорошо мы поиграли. Можно я еще загадаю загадки.
Загадки:
1. Всегда во рту, а не проглотишь (язык)
2. Скок да скок за решеткой зверек,
Что ты знал-рассказал (язык)
Л- правильно отгадали. Давайте расскажем Иванушке зачем нам язык.
Д-говорить, есть;
В-конечно, язычок нам помогает говорить, произносить звуки, разговаривать. Но язык нам нужен не только для того что бы разговаривать. Закройте глазки, высуньте язычок (положить по кусочку яблока, дети пробуют и определяют вкус).Так для чего же нам нужен еще язычок?
Д-узнавать вкусы;
В- правильно, наш язычок определяет вкусы : сладкие, кислые, горькие, соленые. На нашем язычке находится много вкусовых сосочков (показать картинку).Эти сосочки хорошо видны на картинке. Разные сосочки чувствуют разные вкусы. Что бы это узнать, мы с вами поиграем в игру. А ты, Иванушка смотри, потом все царю покажешь.
Игра" Узнай вкус".
Ребята, возьмите себе 3 палочки и 3 маленьких стаканчика с водой. Смочите одну палочку в воде и обмакните в первое блюдце. Попробуйте. Какой вкус? (сладкий,так делают еще 2 раза, каждый раз используют новую палочку и другой стаканчик с водой, определяют вкусы (соленый, кислый).
В- а теперь скажите, для чего же нам нужен язык?
Д-он помогает говорить, определять вкусы, жевать.
В- вспомните, зачем носики нужны?
Д-носы бывают разные, помогают нюхать, дышать;
Л-какие вы молодцы, как все хорошо рассказали и показали. Ты, Иван все запомнил? Сможешь царю рассказать?Доставай ка нашу корзинку, я всю ночь с мамками и няньками для детей печенье пекла. Сейчас дети его и понюхают и попробуют (пробуют).
Л-Какое оно, печенье мое?
Д-вкусно пахнет, сладкое;
Л-угощайтесь, а мы с Иваном побыстрее к царю побежим, пока он ничего не забыл.