Лариса Мурзина
Познавательно-исследовательское занятие в подготовительной к школе группе «Извержение вулканов, как версия гибели динозавров»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия
в подготовительной к школе группе
воспитатель - Мурзина Лариса Александровна
Познавательно-исследовательское занятие на тему :
«Извержение вулканов как одна из версий гибели динозавров»
Цель:
Сделать вывод с детьми, может ли один вулкан погубить всех динозавров.
Задачи:
-продолжать формировать устойчивый интерес к опытно-экспериментальной деятельности;
Публикация «Познавательно-исследовательское занятие в подготовительной к школе группе „Извержение вулканов, как версия гибели динозавров“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Динозавры. Все материалы про динозавров
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
-развивать умение делать выводы, анализировать;
-развивать фантазию, творческие способности, инициативу, самостоятельность;
-воспитывать чувство сопереживания, сплоченности.
Предварительная работа: создание лэпбука «Динозаврия», целью которого является изучение видов динозавров, их появлении на Земле, жизнедеятельности и причинах вымирания; изготовление уменьшенной модели вулкана, повторение правил безопасного поведения в лаборатории, изготовление из подручного материала и пластилина динозавров с детьми; чтение информации о динозаврах в энциклопедиях, рассматривание иллюстраций по теме; просмотр видео о жизни динозавров.
Материалы: макет вулкана, перчатки на всех детей, перчатки, шапочки, маски, фартуки на всех детей, химические реагенты (сода, средство для мытья посуды, вода, гуашь, лимонная кислота, технологическая карта алгоритма смешивания реагентов, клип-карты для выводов, карандаши простые, песочные часы, видео об основных версиях гибели динозавров.
Ход занятия
I Организационный момент
В: Ребята, одной из версий гибели динозавров является извержение вулканов. Давайте отправимся в лабораторию и узнаем, может ли извержение одного вулкана погубить всех динозавров. Но для начала мы вспомним и назовем основные правила безопасности в лаборатории.
Дети по мнемотаблице рассказывают о правилах безопасности в лаборатории экспериментов, после чего надевают защитную одежду.
Затем ребята расставляют вокруг макета вулкана динозавров, сделанных своими руками, либо игрушечных.
II Основная часть занятия
1 Опытно-экспериментальная деятельность «Извержение»
а) - ребята изучают вместе с воспитателем по алгоритму последовательность и очередность смешивания компонентов, затем, разделившись на пары, ориентируясь по технологической карте, смешивают и добавляют реагенты в «вулкан».
б) – дети снимают защитную одежду.
в) – обсуждение с детьми ситуации взрыва, извержения вулкана и предполагаемого поведения динозавров по 4 признакам (температура, размер, движение лавы, движение динозавров, время) с занесением выводов в клип-карты, а также выявление причинно-следственных связей.
В:Ребята, давайте запишем выводы по нашему опыту в клип-карты. Какая по температуре лава?
Р: Горячая, даже горячущая, огненная, горящая, обжигающая.
(если дети скажут просто горячая, то воспитатель подводит к сравнению: «Горячая как чайник или еще горячее?»)
В: Да, температура лавы достигает 200 градусов. Зарисуем. А для динозавров она опасна?
Д: Да
В:Почему?
Д: Потому что она сжигает все на своем пути.
В:Лава сжигает все на своем пути, поэтому она опасна для динозавров (причинно-следственные связи). Ребята, а размер вулкана влияет на количество погибших динозавров?
Чем больше вулкан…
Д: Тем больше погибнет вокруг динозавров.
В: А размер динозавров влияет?
Д: Да, слабые и маленькие динозавры погибнут, а также погибнут яйца.
В:Чем меньше по размеру динозавры…
Д:Тем труднее им спастись от извержения вулкана.
Выводы зарисовали в клип-картах схематично.
В:С какой скоростью движется лава?
Д: Очень быстро!
В:Если она движется с большой скоростью, как нужно передвигаться динозаврам?
Д:Еще быстрее.
В:Почему?
Д:Потому что им надо спастись.
В:Динозаврам надо спастись, поэтому им нужно двигаться с очень большой скоростью (причинно-следственные связи). Ребята, в школе скорость зарисовывают в виде галочки, вот так: V.
В:Если бы извержение произошло днем?
Д:То спаслось бы больше динозавров, потому что они бы видели опасность.
В:Днем бы динозавры видели надвигающуюся опасность, поэтому спаслось бы больше динозавров (причинно-следственные связи).
Д:А если бы ночью началось извержение, то динозавров бы застало врасплох?
2 Приём фантазирования «В прошлое на машине времени»
а) Изготовление машины времени.
После того, как записали в клип-карте в окошке признака «время» последний вывод, воспитатель предлагает изготовить машину времени и отправиться в прошлое, в меловой период, но до момента извержения вулканов.
В: На построение машины времени даю 2 минуты. Яна, ты – хранитель времени.
Если будет необходимо, то уточнить, что 2-х разовое пересыпание песка и будет равно 2 минутам. Также необходимо уточнить, что в машине времени должно хватить места для всех.
б)Назначение управляющего машиной времени, например, Дениса. Он руководит.
Денис: Люк открывается, займите места, пристегните ремни безопасности. Люк закрывается. Внимание! Отправляемся в эру динозавров. На 66 млн лет назад. Перенеслись, мы на месте!
Воспитатель: Ребята, представьте, перед нами спящий вулкан, вокруг него спокойно передвигаются динозавры, но мы знаем, что скоро произойдет извержение. Можем ли мы что-то сделать, чтобы спасти динозавров?
Дети: Динозавров нужно эвакуировать, переместить в безопасное место.
В: Да, но они большие, как заставить их сдвинуться с места?
Дети: Пощекотать, окатить водой, приманить веточкой с листьями травоядных, а мясом – платоядных…
В: Хорошо, молодцы, а теперь возвращаемся в наше время.
III Рефлексия.
Воспитатель предлагает посмотреть видео «Почему вымерли динозавры?», где одной из версий является извержение вулканов.
После просмотра видео воспитатель спрашивает:
В:Так все-таки скажите мне, может ли извержение одного вулкана повлиять на гибель всех динозавров?
Д:Нет.