Елена Сухова
Познавательно-исследовательский, творческо-информационный проект «Ах, ты, Зимушка-Зима!» в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Ах, ты, Зимушка-Зима!
Вид проекта:
познавательно-исследовательский, творческо-информационный.
Сроки реализации:
Средней продолжительности: декабрь-февраль.
Участники проекта:
дети, воспитатели, помощник воспитателя подготовительной логопедической группы, родители воспитанников, логопед, музыкальный руководитель.
Проектная идея:
Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.
Актуальность проекта:
Публикация «Познавательно-исследовательский, творческо-информационный проект „Ах, ты, Зимушка-Зима!“ в подготовительной группе,» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме; для общения ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Задачи проекта:
• Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
• Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
• Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
• Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
• Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
• Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
• Формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.
• Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
• Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.
• Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
• Научить детей правильно их подкармливать.
• Воспитывать интерес к родной природе.
• Развивать коммуникативные навыки, память, внимание
Предполагаемый результат:
• По окончанию проекта дети смогут:
• Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
• Осознанно правильно относиться к растениям и животным.
• Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
• Оформление групповой комнаты и выставочного стенда по теме «Ах, ты Зимушка - Зима».
• Участие в конкурсе «Лучший зимний участок»
• Участие семей группы в конкурсе ДОУ «Задарки для Деда Мороза».
• Участие во внутригрупповом конкурсе «Сказка для Деда Мороза».
. Формы реализации проекта:
• НОД.
• Беседы.
• Наблюдения.
• Досуговая деятельность.
• Игровая деятельность.
• Исследовательская деятельность.
• Продуктивная деятельность детей.
• Чтение художественной литературы.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Разработка и накопление методических материалов.
• Создание развивающей среды.
• Подбор художественной литературы по теме.
• Разработка мероприятий.
II этап – основной (практический):
Цикл наблюдений:
- за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)
-за красотой и богатством зимних красок
- за птицами
- за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки: «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе, «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах). Зимние забавы на улице.
Дидактические игры:
• «Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
• «Кто что делает зимой»
• «Найди по следу»
• «Найди такую же снежинку»
• «Разведчики»
• «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах)
Беседы.
• «Почему мне нравится зима».
• «Как звери в лесу зимуют».
• «Как зимуют домашние животные»
• «Как человек помогает зимой животным в лесу».
• «Почему скрипит снег?»
• «Помоги птицам».
• «Зачем зимой снег»
• «Осторожно! Зимние травмы»
• «Как заботиться о здоровье зимой».
• «Откуда идёт снег»
Беседы по ОБЖ:
• «Осторожно, гололед»
• «Первая помощь при обморожении»
• «Что делать, чтобы не замерзнуть»
Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима».
Творческое рассказывание детей по темам:
«Приметы зимы»,
«Кому нужна зима»,
«Если бы не было зимой снега…».
Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов
Опыты и эксперименты.
Чтение художественной литературы:
• Н. Сладков «Суд над декабрём»
• С. Иванов «Каким бывает снег»
• Е. Трутнева «Первый снег»
• К. Бальмонт «Снежинка»
• Г. Снегирёв «Про птиц»
• Н Сладков «Еловая каша»
• В. Зотов «Клёст», «О птицах»
• В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона», «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью»
• М. Пришвин «Этажи леса»
• Г. Скребицкий «На лесной полянке»
• В. Архангельский «Летят пушистые снежинки»
• Э. Успенский «Проказы старухи зимы»
• Н. Носов «На горке»
• Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».
• Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка», «Госпожа Метелица», «Снежная королева», «Щелкунчик»
• Загадки о зимних явлениях в природе
• Пословицы и поговорки о зиме.
Творческая мастерская.
• Аппликация «Цветы зимы», «Снегурочка», «Снежинки-солнышки», «Трусишка зайка беленький»
• Лепка «Дед Мороз», «Лыжник»; пластилинография: «Снегири», «Зима в лесу», «Новогодняя елка», «Совушка»
• Рисование: «Деревья в инее», «Портрет Снегурочки», «Зимняя ночь», «Снегирь на ветке», «Зимние узоры», «Сказочный дворец»
Работа с родителями:
• Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»
• Консультация для родителей «Как сделать прогулку приятной и полезной»
• Консультация для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке»
• Изготовление папки – передвижки на тему «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде»
• Конкурс семейных новогодних поделок «Задарки для Деда Мороза»
• Организация выставок детских работ: «Новогодняя сказка для Деда Мороза»
• Совместное творчество детей и родителей в изготовлении кормушек для птиц
Труд на участке.
• Заготовка корма для птиц
• Подкармливание птиц.
• «Окучивание» снегом деревьев.
• Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
• С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
• Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.
• На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для создания построек.
• Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек
• Постройка из снега
• Лепка различных форм из снега.
Физическое развитие:
• П/и «Два мороза», «Мороз красный нос», «Масло», «Царь горы», «Бездомный заяц», «Снежки», «Здравствуй – догони!»
• Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой».
• Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку», «Охота на лисиц». Состязания парами», «Кто быстрее на гору, а кто с горы».
Просмотр презентаций:
• «Путешествие в зимний лес».
• «Жизнь диких животных зимой».
• «Зимние виды спорта».
• «Народные праздники на Руси»
• «Картины о зиме»
Третий этап заключительный:
• Обработка результатов по реализации проекта.
• Конкурс творческих рассказов «Сказка для Деда Мороза»
• Выставка поделок и рисунков «Ах, ты Зимушка-зима»
• Театрализованное представление «Святки-Колядки» в Клинском подворье.
Результаты проекта: