Вероника Пестова
Познавательно-исследовательский проект по коллекционированию «Жил-был самовар…»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Коллекционирование – это одно из древнейших увлечений человека, которое имеет огромные возможности для развития познавательного и исследовательского интереса детей. Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску. Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого, расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, даёт навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования часто начинается приобщение ребёнка к миру маленьких тайн, их открытий. Если родители, воспитатели поддерживают интересы ребёнка, если направляют исследовательскую и познавательную деятельность ребёнка, то формируются ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребёнка чёткую исследовательскую направленность.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект по коллекционированию „Жил-был самовар…“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Коллекционирование
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Самовар
- Темочки
Проблема
Мы живём во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, наполняется и расширяется. Всё это отражается на повседневной жизни детей. Они не обращают внимание на окружающие предметы, которые таят в себе много интересного. Для детей дошкольного возраста важно познать мир через свой личный опыт, через исследовательскую деятельность. Например, путём собрания общей коллекции самоваров, которые являются не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии и порядка в доме.
Цель:
Развитие исследовательских способностей и познавательных интересов детей через коллекционирование.
Задачи:
• Создание условий для развития коллекционирования.
• Развитие первоначальных навыков анализа представленной информации.
• Развитие стремлений к исследовательской деятельности.
• Формирование навыков исследовательской деятельности и активизация детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом.
• Формирование представлений детей об уникальности русского самовара для сохранения народных традиций через исследовательский метод коллекционирования.
• Совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к исследованию, сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
• Изучение истории возникновения самовара, сохранения и укрепления семейных традиций через исследование истории русского самовара.
Гипотеза проекта
Заинтересованность старших дошкольников при создании коллекции будет способствовать развитию познавательной активности детей.
Объект детского исследования:
Самовар
Предполагаемый результат:
• Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.
• Активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
• Создание мини-музея «Самовар кипит, уходить не велит» в группе.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
Цель:
Создать у детей положительную мотивацию к работе над темой проекта. Выявить имеющиеся знания детей о самоваре, совместно с детьми спланировать деятельность по реализации проекта. Побудить интерес к совместной исследовательской деятельности о самоваре.
Методы и приё мы:
1. Опрос детей «Что такое самовар?»
2. Определение уровня сформированности представлений дошкольников о понятиях «Коллекционирование», «Коллекция», «Коллекционер».
3. Анкетирование родителей «Что вы знаете о самоваре?»
4. Составление схемы «Модель трёх вопросов».
2 этап – основной
Цель:
Изучить историю появления самовара в русской культуре. Изучить особенности строения самовара и работы самовара. Выяснить с помощью проблемной ситуации, что самовар может создать тёплую и уютную обстановку и в современной жизни.
Методы и приё мы:
1. Беседа с детьми «Самовар – национальное культурное наследие России».
2. Экскурсия в краеведческий музей на выставку самоваров.
3. Презентация самоваров, представленных в краеведческом музее г. Балаково.
4. Изготовление альбома «Виды самоваров».
5. Подбор экспонатов для организации мини - музея «Самовар кипит, уходить не велит».
6. Подбор художественной, энциклопедической литературы.
7. Изучение особенностей строения и работы самовара.
8. Создание буклета «Самые необычные самовары».
9. Придумывание совместно с родителями необычных рассказов и сказок «Самовар», создание книжек-малышек.
10. Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха».
11. Дидактическая игра «От сбитенника к самовару».
12. Дидактическая игра «Подбери заплатку».
13. Дидактическая игра «Собери целое из частей».
3 этап – заключительный
Цель:
Обобщить полученные знания о самоваре, его появлении в истории русской культуры.
Итог проекта :
1. Оформление мини-музея «Самовар кипит, уходить не велит».
2. Досуг с родителями «Посиделки у самовара».
3. Фотовыставка: «У самовара я и моя семья».
Подготовительный этап
Однажды, Оксана, придя в детский сад, рассказала о том, как в выходные они с мамой пришли к прабабушке в гости, а на столе у неё стоял самовар. Бабушка предложила попить чай из него. «Я видела чайники, кружки, в которых кипятят воду для чая, а самовар только на картинках. Мне стало интересно, откуда он взялся, узнать об истории самовара. Для этого мама открыла энциклопедию и прочитала мне о самоваре.
1. Опрос детей «Что такое самовар?»
Мы провели опрос, знают ли современные дети, что такое самовар, где его видели, существует ли традиция пить чай в кругу семьи. И узнали, что из 14 детей все представляют самовар как большой чайник. Видели его на картинках, в школе, у бабушки. А вот пили чай из электрического самовара только 7 человек. Традиция пить чай в семейном кругу есть у 2 человек. Выяснили, что не все современные дети представляют угольный самовар.
Дети предположили, что этот предмет так назвали, потому что он сам может варить воду. Так ли это, мы решили выяснить, проведя исследование.
2. Определение уровня сформированности представлений дошкольников о понятиях «Коллекционирование», «Коллекция», «Коллекционер».
Для того чтобы понять, что дети знают о коллекционировании, собирают ли они что-то дома, с ними была проведена беседа-рассуждение на тему: «Мое представление о коллекционировании». (Приложение 1)
В ходе данной беседы мы выяснили, что некоторые дети нашей группы вместе с родителями собирают дома коллекции (мягкие игрушки, фишки, ракушки, узнали, какое они имеют представление об этом. Дети очень заинтересовались данной темой, бурно отвечали на вопросы и стремились сразу рассказать про свои коллекции. Видя такую заинтересованность детей, мы предложили им создать общую коллекцию. После некоторого обсуждения мы решили собирать самовары.
3. Анкетирование родителей «Что вы знаете о самоваре?» (Приложение 2)
Результаты анкетирования показали, что все представляют самовар, знают, для чего он необходим. На 2, 3, 4 вопросы родители, к сожалению, не ответили по причине незнания. С утверждением «Самовар – национальная гордость», согласны 80%, остальные затруднились ответить. На вопрос «Почему?» в основном, отвечали, что самовар пришёл к нам от предков, а память о них мы должны хранить.
4. Составление схемы «Модель трёх вопросов» (Приложение 3)
Что мы знаем? Что хотим узнать? Что надо сделать, чтобы узнать?
Самовар – прибор для кипячения воды Как он работает? Из каких частей состоит? Посмотреть в энциклопедии
Самовар бывает разных размеров Какой самовар самый маленький, самый большой? Прочитать в интернете
Самовар появился очень давно Где он появился впервые? Спросить у воспитателя
Основной этап
1. Беседа с детьми «Самовар – национальное культурное наследие России» (Приложение 4)
2. Экскурсия в краеведческий музей на выставку самоваров.
3. Презентация самоваров, представленных в краеведческом музее г. Балаково. (Приложение 5)
4. Изготовление альбома «Виды самоваров».
Сотрудники музея нам рассказали, что самовары раньше изготавливали самых разных форм и отделок. Самовары банкой, дулей, рюмкой, вазой, репкой и другие, приобретали самые диковинные формы.
Материалом для самоваров служили различные сплавы: медь, латунь, мельхиор. Дорогие изделия серебрили. Самовары делали не только из металла, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя. Исследовав все виды самоваров, мы изготовили альбом «Виды самоваров»
5. Подбор экспонатов для организации мини - музея «Самовар кипит, уходить не велит».
6. Подбор художественной, энциклопедической литературы. (Приложение 6)
7. Изучение особенностей строения и работы самовара. (Приложение 7)
Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково.
- Самая важная часть самовара – ТУЛОВО, куда вливается вода для кипячения.
- В центре самовара находится КУВШИН или ТРУБА – ЖАРОВНЯ - для топлива.
- Тулово соединяется с нижней частью – ПОДДОНОМ, к которому крепятся ножки.
- Переход от корпуса к поддону называется ШЕЙКА.
- В верхней части шейки находятся ПОДДУВАЛОВА – отверстия, через которые проходит воздух, для поддержания процесса горения в жаровне.
- Сбоку на корпусе находятся РУЧКИ– с деревянным валиком между ними – для безопасного переноса самовара.
- Впереди на корпусе КРАН - состоит из КЛЮЧА и ВЕТКИ КРАНА. Через кран кипяток разливается из самовара по чашкам.
- Кран присоединен к корпусу РЕПЕЙКОМ — специальным утолщением вокруг крана для более надежного соединения.
- На верху — КРЫШКА - закрывает самовар и не дает воде выкипать.
- В крышке небольшое круглое отверстие с откидной крышечкой – ПАРОВИЧОК.
- На крышку одевается КОНФОРКА — подставка для заварочного чайника.
- На самом верху ЗАГЛУШКА, закрывает отверстие жаровни и останавливает процесс горения в самоваре. Все эти детали необходимы для любого вида самовара.
8. Создание буклета «Самые необычные самовары» (Приложение 8)
9. Придумывание совместно с родителями необычных рассказов и сказок «Самовар», создание книжек-малышек.
10. Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха»
11. Дидактическая игра «От сбитенника к самовару»
12. Дидактическая игра «Подбери заплатку»
13. Дидактическая игра «Собери целое из частей»
3 этап – заключительный
Итог проекта :
1. Оформление мини-музея «Самовар кипит, уходить не велит» (Приложение 9)
2. Досуг с родителями «Посиделки у самовара» (Приложение 10)
3. Фотовыставка: «У самовара я и моя семья»
Постановка новой проблемы
Проект «Жил-был самовар…» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр. Участники проекта многое узнали о самоваре : историю появления, устройство. Исследовали особенности работы самовара. Дети вместе с родителями почувствовали атмосферу доброго общения на посиделках, устроенных по русским традициям.
Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара, активно делились своими впечатлениями, полученными эмоциями. Результатом стал мини-музей самоваров «Самовар кипит, уходить не велит», созданный на группе
Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа. Хотите узнать подробнее?