сучкова
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Волшебный песок»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4
имени Виталия Валентиновича Бианки»
Познавательно-исследовательский проект
«Волшебный песок»
старшая группа
Разработала: воспитатель
Сучкова Лариса Леонидовна
Бийск, 2023г
Дети не любят игрушек неподвижных,
законченных, которых они не могут
изменить по своему желанию …
лучшая игрушка та, которую он может
заставить изменяться …
для детей лучшая игрушка – куча песка».
(К. Д. Ушинский)
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в старшей группе „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Название проекта : «Волшебный песок»
Тип проекта : познавательно-исследовательский;
Сроки: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта : дети, родители, воспитатель
Актуальность.
Огромную роль в развитии познавательных способностей играет экспериментирование в природных условиях. В настоящее время значительно возрос интерес - педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Ближайшее окружение для детей – песок – самый доступный материал. Экспериментальная деятельность наиболее актуальна для детей старшей группы. В процессе экспериментирования и исследовательской деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (зачем, почему, почувствовать себя исследователями, испытать чувство радости от своих полученных результатов.
Экспериментируя, дети приобретают новые знания, умения, навыки, учатся делать умозаключения по результатам эксперимента.
Экспериментирование является одним из наиболее эффективных методов в развитии познавательной активности дошкольников.
В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.
Усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).
Гипотеза: Чем больше плотность песка, тем он крепче.
Цель проекта :
Создать условия для развития у детей познавательно-исследовательской активности, любознательности и коммуникативных навыков, а в процессе экспериментирования с «волшебным» песком.
Задачи проекта :
Обучающие
Формировать у детей интерес к работе с песком посредством выполнения опытно - экспериментальной деятельности;
Помочь детям овладеть техническими умениями лепки из песка;
Сформировать у детей представления о песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.
Развивающие
развивать словарный запас, связную речь.
Развивать познавательные способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение);
Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в ходе работы;
Воспитательные
Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;
Воспитывать желание детей изображать в своей деятельности свои замыслы
Ожидаемый результат по реализации проекта.
Для детей:
• расширится представление о неживой природе
• - узнают о свойствах песка.
• - развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики;
• - повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.
Для воспитателя:
• - освоение проектного метода
• - организация опытов.
Для родителей:
• - установление партнерских отношений в семье каждого ребенка
• - объединение усилий в развитии и воспитании детей
• - заинтересованность родителей использовать игры с песком в домашних условиях.
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
I этап – подготовительный.
• Выявление первоначальных знаний детей о песке.
• Информация для родителей о предстоящей деятельности.
• Подбор программно-методического обеспечения.
• Пополнение предметно - развивающей среды группы.
II этап – основной.
• Выявление первоначальных знаний детей о песке.
• Информация для родителей о предстоящей деятельности.
• Подбор программно-методического обеспечения.
• Пополнение предметно - развивающей среды группы.
III этап – заключительный.
• Выявление первоначальных знаний детей о песке.
• Информация для родителей о предстоящей деятельности.
• Подбор программно-методического обеспечения.
• Пополнение предметно - развивающей среды группы.
Ожидаемый результат по реализации проекта.
• Ребята узнают о свойства песка.
• Дети будут отличать, и называть характерные признаки песка.
• Дети научатся проводить простейшие опыты.
• Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению в мире природы.
• У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они будут учиться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
• У детей повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.
• Дети получают удовольствие от деятельности с взрослыми и сверстниками.
Этапы
Название мероприятия
Форма проведения Участники
I этап Подготовительный
Выявление первоначальных знаний детей о песке.
Информация для родителей о предстоящей деятельности.
Подбор программно-методического обеспечения.
Пополнение предметно - развивающей среды группы.
II этап
Основной
1 – неделя
С 15.05.2023г. - по 19.05.2023 г
Проведение бесед с детьми:
Беседа – «Игры с песком»
Беседа о свойствах песка, «Кому нужен песок?»,
«Как человек использует песок»
Игра «Найди отгадку».
Игра «Рассели животных по домам»
Игра «Найди фигуру».
Игра «Что нашёл». Дети
Воспитатель
2 – неделя
С 22.05.2023 г. по 26.01.2023 г.
Опытно – экспериментальная деятельность
1.«Из чего состоит песок»
2. «Теплый - холодный»
3. «Сухой песок сыпучий»
4. «Слепим фрукты» Дети
Воспитатель
III этап – Заключительный
Организация фотовыставки.
Консультации для родителей.
1.«Рисуем песком»
2. «Игры детей с песком»
Дети
Воспитатель
Родители
Результат проекта :
Благодаря данному исследованию удалось выяснить свойства песка и познакомиться с его составом, а так же сформировать представления о значимости природы в жизни человека, воспитание чувства ответственности. В ходе опытов выяснили, что песок состоит из отдельных песчинок- кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются. Рассмотрев мокрый песок, выяснили, что песчинки прилипли друг к другу, т. к. из мокрого песка выходит воздух. Поэтому песок своим свойством привлек внимание людей, пропуская, воду он задерживает предметы и вещества, из мокрого песка можно строить разные постройки, а так же песок используется в медицине, строительстве.
Таким образом, наша гипотеза верна.
• У детей сформировались следующие представления:
• Дети познакомились с различными свойствами сухого и мокрого песка.
• Дети научились играть с песком, экспериментировать, рисовать.
• В результате проекта дети узнали значение песка в жизни людей
Приложение 1
Игры с песком.
Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения.
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность.
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с гиперактивными детьми.
Игра «Найди отгадку».
Цель: Учить отгадывать загадки. Дети должны найти отгадку в песке.
Квохчет, кудахчет, детей созывает,
Всех под крылья свои собирает. /Курица/
Маленький, серый пушистый комок,
В лесу под деревьями скачет: прыг-скок. / Заяц/
Голодная мычит, Сытая – жует,
Всем ребяткам Молоко дает. /Корова/
Днем спит, ночью летает, Прохожих пугает. /Сова/
Скачет зверушка, Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка. /Лягушка/
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе орешки я грызу. /Белка/
Назовите, кого вы отгадали. (Заяц, корова, курица, сова, лягушка, белка).
А теперь мы можем поиграть с этими игрушками. Сочинить сказку и рассказать ее.
Игра «Рассели животных по домам».
Цель: Развивать активную речь детей.
Песочница делится пополам, справа – скотный двор, где живут домашние животные, а слева – лес, где живут дикие звери! По сигналу «Ищите» дети отбирают фигурки и «поселяют» животных в свои дома.
В конце игры можно пересчитать, сколько диких зверей и домашних животных набрали дети.
Игра «Найди фигуру».
Цель: Закреплять знание геометрических фигур, цвета. В песочнице закапываются геометрические фигуры разного цвета и размера. Воспитатель даёт задание, дети находят нужную фигуру. Покажите самую маленькую. Покажите самую большую…
Игра «Что нашёл».
Взрослый закапывает игрушку в песок, а ребенок на ощупь должен узнать и назвать игрушку.
Приложение 2
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
«Из чего состоит песок»
Цель: выяснить, из чего состоит песок.
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Описание: Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его.
Из чего состоит песок? (песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую?
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
«Теплый - холодный»
Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.
Материал: пакеты с теплым и холодным песком.
Описание: Дайте детям теплый и холодный песок, уточните, где какой и песок находится. Предложите поиграть с песком. С каким песком было приятнее играть?
Вывод: С тёплым песком играть приятнее.
«Сухой песок сыпучий»
Цель: знакомить детей со свойствами песка.
Материал: песочница, сухой песок, формочки.
Описание: Предложите сделать куличики из сухого песка. Не получились, рассыпались. Почему?
Вывод: сухой песок сыпучий.
«Слепим фрукты»
Цель: выделить свойства мокрого песка.
Материал: песок, вода.
Описание: Предложите ребенку рассмотреть песок Можно ли из песка лепить? Попробуйте слепить фрукты из сухого песка. Почему не получается? Пробуем слепить из влажного.
Вывод: из влажного песка можно слепить куличики.
Приложение 3.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Рисуем песком»
Ни для кого не секрет, что любой ребёнок любит играть с песком. Во многих дворах есть песочницы, и возле них всегда собираются детишки с лопаточками, ведёрками. Они подолгу могут ковыряться в песке, раскапывать, закапывать, лепить куличики. Все эти шалости для ребёнка необходимы как игра. Но почему бы любовь ребёнка с игрой в песок не применить в творческом развитии.
Рисование песком психологи относят к очень действенным методам терапии, это полезное занятие не только для детей, но и для взрослых.
Рисование песком помогает преодолеть стрессовое состояние у детей, развить мелкую моторику рук ребёнка. А её развитие очень важно для ребёнка, улучшается работа мозга, координация, память. К тому же творение из песка успокаивают нервную систему. Песок, обладая приятной текстурой, имеет свойство успокаивать и расслаблять.
Начинать работу по созданию картины нужно с мелких фрагментов. Для основы подойдет лист картона на него копируется рисунок. Сначала наносим клей на мелкие детали, одного цвета, потом другого цвета. После того как все мелкие фрагменты рисунка будут оклеены, можно приступать к крупным деталям.
Так же, как и в случае с мелкими деталями, сначала наклеиваем песок одного цвета, потом другого цвета и так последовательно один цвет, за другим полностью покрывая цветным песком всю картину. Лишний песок стряхиваем. Подобно краскам, цветной песок можно смешивать между собой в различных пропорциях.
Работа с цветным песком кропотливая, требует большого терпения, но очень интересная и нравится детям. Их привлекает сам по себе красочный цветной песок и процесс творчества, в котором они могут выразить свои эмоции, создать очаровательные картины из песка.
Рисуя песком, у малыша не возникает ощущения, что он может ошибиться и испортить рисунок. Это очень важно для ребёнка. И если вы думаете, что у вашего чада нет фантазии - поверьте, песок поможет её развить в полной мере.
Рисование песком приносит удовлетворение и радость. Такие занятия будут полезны не только ребёнку, но и вам. Попробуйте, возможно, вам понравится.
/
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ИГРЫ ДЕТЕЙ С ПЕСКОМ»
Как часто мы позволяем своим детям играть с песком на детской площадке во дворе, не боясь, что после прогулки всю одежду придётся стирать? Играть не просто с песком, а с разным песком. Ведь песок бывает и сухим и мокрым, и от его состояния зависят и его свойства. Сухой песок не пригоден для строительства, а мокрый для пересыпания.
А как часто вы уважаемые родители, разрешаете вашему ребёнку готовить вместе с вами, изучать различные крупы, пересыпать их из одной миски в другую, перебирать? А ведь именно с помощью рук ребенок обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде.
В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами) активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог Мария Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным, с помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным.
Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребё нка: совместные действия малыша и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.
Уважаемые родители перед началом работы с песком, его необходимо просеять, а затем и прокалить в обычной домашней духовке. Песка должно быть достаточно много, поэтому после такой обработки его насыпаем в объёмный ящик, в котором будет удобно играть ребенку.
Игры с сыпучими материалами рекомендуется проводить дома, а в летнее время можно перенести игру и на улицу. Перед занятием необходимо надеть фартук, так вы приучите ребёнка содержать свою одежду в чистоте. Затем проведём массаж рук ребенка, используя не только растирание рук, но и различные предметы, карандаш с гранями, массажный мячик и прочие приспособления. Другой вариант - предложить ребёнку перед игрой опустить на несколько минут ладошки в ванночку с тёплой водой, а затем растереть руки полотенцем. Это стимулирует чувствительность кожи, активизирует мышцы рук.
В процессе подготовки к игре дайте ребёнку возможность многократно обследовать песок (или другой сыпучий материал). Покажите ребёнку, какие действия можно с ним производить, выполните совместные действия, направленные на преобразование песка и т. п.
Основная цель проведения игр с песком - формирование у ребёнка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка или мокрого. В процессе игр детям так же предлагается определить вес одинаковых объемов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый). Игры с песком имеют воспитательную и образовательную направленность и призваны решать задачи, познавательного и эмоционального развития, формирования пространственной ориентировки.
Занимайтесь, играйте с детьми и получайте радость от общения с вашим ребёнком.