Ольга Елфимова
Конспект ОД по познавательно-речевому развитию детей среднего дошкольного возраста «В весеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию детей среднего дошкольного возраста
на тему: «В весеннем лесу» (с использованием ИКТ). Выполнил: воспитатель
высшей категории
Елфимова Ольга Александровна
Содержание:
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность.
1.2. Цель и целевые ориентиры.
1.3. Предварительная работа.
1.4. Демонстрационный материал.
1.5. Предполагаемый результат.
Публикация «Конспект ОД по познавательно-речевому развитию детей среднего дошкольного возраста „В весеннем лесу“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
2. Ход образовательной деятельности.
2.1. Вводная часть: Мотивационно-ориентировочная.
2.2. Основная часть: Логоритмические упражнения.
2.3. Заключительная часть: Игровая рефлексия.
3. Список использованной литературы.
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность.
Современный ребёнок оказался в активном информационном потоке и далеко не каждый может сориентироваться в нем. "Переработать" ребёнку всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей. Поэтому занятия по развитию речи являются важной составляющей общего развития воспитанников. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Даже у детей с нормальным интеллектом, часто наблюдается простая конструкция предложений, односложность ответов, нежелание отвечать, т. е. снижена его речевая активность. Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Данная ОД основана на логоритмических упражнениях.
Логоритмика является одним из эффективных видов работы над развитием речи и её коррекцией. Она способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания, что позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, качественное выполнение движений «крупной» и «мелкой» моторики.
1.2. Цель: Развитие познавательно – речевых умений детей среднего дошкольного возраста.
Целевые ориентиры: Использование ИКТ с элементами анимации, более эмоционально расширил представление детей о красоте весеннего леса, а так же проявление интереса к объектам живой природы.
• выявление уровня развития у детей речевых умений
• составление предложений по сюжетным картинкам
• чтение наизусть знакомых стихов
• закрепление знаний о весне, о лесных жителях, о явлениях весенней природы
• развитие связанной речи, наблюдательности, мелкой и общей моторики
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Музыка», «Физическое развитие».
Методы и приемы: - наглядные - словесные - игровые
1.3. Демонстрационный материал: ноутбук, проектор, слайды на тему «Весна», презентация – загадка «Кто спрятался?», музыкальное сопровождение «Звуки леса», грецкие орехи в скорлупе.
1.4. Предварительная работа:
• наблюдение за весенними явлениями природы на прогулке
• рассматривание иллюстраций о лесных животных
• чтение рассказов о весне
• заучивание стихов о весне
• логоритмические упражнения «Лесные животные»
1.5. Предполагаемый результат.
• вызвать позитивно-эмоциональный настрой на деятельность
• развитие наблюдательности, мышления
• закрепить ранее полученные знания весенних природных явлениях
• способствовать развитию мыслительной деятельности
• снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда движения во взаимосвязи с речью.
• развивать умение эмитировать действия животных и звук подражать им, развитие свободного общения.
2. Ход образовательной деятельности:
2.1. Вводная часть: мотивационно-ориентировочная:
- Ребята, послушайте стихотворение и скажите мне, о каком времени года говориться в этом стихотворении:
Уж тает снег, бегут ручьи. В окно повеяло весною.
За свищут скоро соловьи, И лес оденется листвою.
- Когда это бывает? (ответ детей – весной). Сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в лес. Вы согласны? Надевайте свои шубы, тёплые шапки. Да варежки не забудьте. Что такое? Вы не согласны? Почему? (ответы детей)
- Да, вы правы, уже давно пришла весна, стало тепло и нам не нужна тёплая зимняя одежда. А какую одежду наденем для весенней прогулки? (ответы детей). - Как называется такая одежда, которую мы носим весной? (ответы детей).
- Ну что, все готовы? Тогда в путь!
Логоритмическое упражнение «В лес»
Топают ножки, в лес по дорожке.
Ручки помогают, ножки догоняют.
Вижу ёлки до небес, мы пришли ребята в лес (дети выполняют движения).
- Вот так и добрались мы до лесной полянки.
2.2. Основная часть: Логоритмические упражнения.
(На экране весенний лес, слайды с 1 по 5)
- Как красиво весной в лесу. Посмотрите вокруг ребята. Послушайте звуки весеннего леса (Музыкальная пауза «Звуки леса»). Вдохните весенний свежий воздух (Дыхательная гимнастика Стрельниковой).
- Давайте присядем на полянке, отдохнём и вспомним – как весна пришла в лес? (дети садятся на пенёчки – стульчики).
Составление описательных предложений по сюжетным картинкам «Весна» (слайды с 6 по 12). Детям предлагается внимательно рассмотреть картинку и рассказать о том, что на ней изображено. Детям, испытывающим затруднения, предлагаются наводящие вопросы.
- Ой, ребята, что – то стало темно. Да это тучи закрыли солнышко (слайд 13).
- Давайте позовём солнышко.
Чтение детьми наизусть заклички «Солнышко – ведрышко» :
Солнышко, снарядись. Красное покажись!
Выйди из-за тучи, дам орехов кучу!
Самомассаж «Дам орехов кучу».Возьмите в руки по одному ореху. Покатайте его между ладошками, пальцами. Протяните ладошки с орехами солнышку. И солнышко вновь выглянуло из-за тучи (на экране слайд 14 – солнышко).
- А нам пора продолжить прогулку по весеннему лесу.
Физминутка «Вместе по лесу идём» (встаём в круг) :
Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём (ходьба на месте в кругу).
Вот выходим мы на луг (шаг в круг,
Тысяча красот вокруг (разбежались назад, руки в стороны).
К небу ручки протянули, позвоночник растянули (потягивания – руки вверх).
Отдохнуть мы все успели. И на место тихо сели (сели на стульчики).
- Ребята, как тихо в лесу. А где же лесные жители? Они нас немного боятся, вот и спрятались. Давайте попробуем их отыскать (слайд 15).
Работа по картинке – загадке «Кто, где спрятался» (дети по картинкам на экране отгадывают лесных зверей).
- Но кажется сюда кто-то идёт. Кто это ребята? (ответ детей – медведь)
- Давайте поприветствуем Мишку добрыми словами.
Логоритмическое упражнение «Медведь» (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Вышел из лесу медведь. Начал топать и реветь.
- Чем ты, Миша огорчён? – мне приснился страшный сон.
Видел девочку Алину, в роще съела всю малину!
- Посмотрите ребята, чья то норка? (слайд 17)
- Кто это? (ответ детей – ёжик, слайд 18)
- Давайте поприветствуем Ёжика добрыми словами.
Логоритмическое упражнение «Ёжик» (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Ёжик, ёжик, вылезай. Солнце яркое встречай.
И уткнись мой друг хороший, мягкой мордочкой в ладоши.
- А это чья норка? (слайд 19)
- Кто это? (ответ детей – Лиса, слайд 20)
- Давайте поприветствуем Лису добрыми словами.
Логоритмическое упражнение «Лиса» (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Вы не видели в лесу, ярко рыжую лису?
Эта рыжая плутовка, след свой прячет очень ловко.
- А вот старое дерево, а в нём дупло (слайд21).
- Что это за птица? (ответ детей – Дятел, слайд 22)
- Давайте поприветствуем Дятла добрыми словами.
Логоритмическое упражнение «Дятел» (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Тук да тук, тук да тук, что в лесу за странный звук?
Лес очистить от жучков, проще пары пустячков.
Леса друг – приятель, пёстрый, острый Дятел!
2.3. Заключительная часть: Игровая рефлексия.
- Слышите? Кто на высоком суку, нас зовёт КУ-КУ-КУ! (ответ детей – кукушка).
Кукушка непросто куковала. Она напоминает нам о том, что прогулка наша подошла к концу и пора нам возвращаться обратно в детский сад.
- Вам понравилась прогулка в лес? А что понравилось больше всего?
Кого вы встретили в лесу? Молодцы! Мне тоже очень понравилось гулять с вами в весеннем лесу.
Логоритмическое упражнение «Бегут наши ножки» (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
А теперь наши ножки, вновь бегут по дорожке.
Быстро, быстро побежали и до детского сада добежали.
А теперь мы вздохнём, и немного отдохнём!
3. Список использованной литературы.
1. Волкова Г. А. Логоритмическаяритмика: изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М. : Мозаика-Синтез, 2005.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе — М. : Мозаика-Синтез, 2005.
4. Емельянов В., Трифонова И. Первый уровень: Развивающие голосовые игры. Раменское, 1998 г.
5. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий вдетьми 4-5 лет. М. :– ТЦ Сфера, 2008.
6. Калинина Т. В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
7. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997.
8. Соломенникова О. А. Москва-Синтез, М., 2007г. «Занятия по формированиюэлементарных экологических представлений
9. Тарабарина Т. И., Н. В. Елкина. Ярославль, 1998. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.