Татьяна Ярушина
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Мы изучаем свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Ярушина Татьяна Игоревна,
воспитатель 1ой квалификационной категории
Информационная карта проекта
Тип проекта : групповой, познавательно-исследовательский
Длительность: 1 неделя
Участники: дети старшей группы, педагог, родители
Проблема, на решение которой направлен проект :
Какие свойства имеет вода?
Цель: провести опыты, в ходе которых изучить свойства воды
Задачи:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в старшей группе „Мы изучаем свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Способствовать развитию знаний о свойствах воды (вода не имеет вкуса, цвета, запаха)
Развивать умение проводить опыт, соблюдая все правила (защитная одежда, оборудование, следование инструкции, уборка)
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, природе, к проведению опытов
Результат: сформированные знания детей о свойствах воды
Актуальность
Исследовательская деятельность детей вместе с игровой деятельностью занимает большое место в жизни дошкольника. Благодаря своим исследованиям ребенок 5-7 лет расширяет знания об окружающем мире, активно развивается, улучшает знания и становится более эрудированным во многих вопросах.
Именно желание узнать как можно больше способствует правильному восприятию мира, развитию креативности и логического мышления. В процессе освоения мира малыш учится узнавать, к чему приведет то или иное действие. Различные изобретения и приспособления появляются в результате проявления здорового любопытства. Очень важно правильно развивать заинтересованность в получении новых знаний и опыта.
Дети в нашей группе проявляют большой интерес к познавательно – исследовательской деятельности, проведению опытов и экспериментов. В рамках темы недели «Волшебница вода» каждый год мы организуем опыты, отталкиваясь от возникающих у детей вопросов:
Почему тает снег? - опыт «Три состояния воды»;
Почему деревянный кубик остался на поверхности воды, а камень опустился на дно? – опыт «Вода и разные предметы»;
Почему воду называют «волшебницей»? – опыт «Удивительные свойства воды».
Таким образом, мы действуем в зоне возникающих у детей интересов, отталкиваемся от их желания узнать что-то новое, позволяя им провести опыт, исследовать малознакомые предметы, явления и свойства чего-либо.
Комплексно-тематическое планирование
Образовательная область Виды деятельности
Познавательное развитие Беседа «Что такое опыт?»
Дидактическая игра «Мы проводим опыт»
НОД с проведением опытов «Удивительные свойства воды»
Развитие речи Чтение художественной литературы:
«Всё живое нуждается в воде» (сайт МБДОУ №383 г. Самара)
«Сказка про воду» (автор Ирис Ревю)
Социально-коммуникативное развитие
Беседа «Вода и её свойства»
Игра «Лаборатория»
Художественно-эстетическое развитие Рисование на тему «Как растения пьют воду»
Коллективная аппликация «Круговорот воды в природе»
Физическое развитие Физкультминутки
«Тихо плещется вода», «На окне в горшочках»
Работа с родителями
Консультация «Опыты для детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Индивидуальные беседы «Почему важно развивать у ребенка любознательность?»
Этапы проекта
Подготовительный этап Основной этап Итоговый этап
С детьми Беседа «Что такое эксперимент?»
Дидактическая игра
«Мы проводим опыт»
Просмотр мультфильма о свойствах воды
Беседа «Вода и её свойства»
НОД с проведением опыта «Удивительные свойства воды»
Чтение художественной литературы
Игра «Лаборатория»
Рисование на тему «Как растения пьют воду»
Коллективная аппликация «Круговорот воды в природе»
С родителями Сбор информации и подготовка текста и иллюстраций для консультации «Опыты для детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Демонстрация родителям консультации «Опыты для детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Индивидуальные беседы с родителями «Почему важно развивать у ребенка любознательность?»
Результаты
Дети научились проводить опыт, соблюдая все правила его проведения
Дети изучили свойства воды (вода не имеет цвета, вкуса, запаха).
У детей сформировался познавательный интерес к окружающему миру, природе, к проведению опытов.
Дети узнали о том, как растения пьют воду.
Литература
1. Горошилова Е. П., Шлык Е. В. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Перспективное планирование: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы. Из опыта работы по программе «От рождения до школы». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019
2. https://ds383samara.ru/index.php/2-uncategorised/213-ekologicheskie-skazki-o-vode
3. https://detskiychas.ru/sochinyaem_skazki/skazka_pro_vodu/
Приложение 1
Беседа «Что такое эксперимент?»
- Ребята, вы любите проводить эксперименты? (Да, очень любим)
- Кто знает, что такое эксперимент? (Ответы детей)
Эксперимент – это действие или процедура, в ходе которого (которой)можно узнать что-то новое. Проведя эксперимент, можно получить знание. Угадайте, кто чаще всех проводит эксперименты? (Ответы детей)
- Эксперименты проводят учёные, исследователи, и люди, которые любят узнавать что-то новое.
- Хотели бы и вы стать учёными? (Ответы детей)Для чего нужны учёные? (Ответы детей)
- С помощью научных исследований учёные находят лекарства от болезней, исследуют природу, свойства предметов, помогают природе, животным и людям. Эти люди, настоящие гении! И стать им может каждый из Вас! Для этого нужна только любознательность – желание добыть знание, экспериментальным путём.
- Какие эксперименты вы уже проводили? (Ответы детей)
- Чтобы узнать о свойствах воды, мы можем провести опыт «Три состояния воды»; чтобы понять силу магнитов – эксперимент «Электромотор»; узнать о возможностях природы – «Торнадо в банке». И еще много всего удивительного можно узнать, экспериментируя!
Приложение 2
Дидактическая игра «Мы проводим опыт»
Цель: научить детей проводить опыт, соблюдая правила безопасности; закрепить умение оборудовать
для себя рабочее место и прибирать его после завершения деятельности; воспитывать интерес к
познавательно-исследовательской деятельности.
Ход: -Ребята, сегодня мы с вами будем учиться проводить опыт. Для проведения опыта нам с вами
необходимо подготовить себя и своё рабочее место. Кто догадается, как защитить свою одежду и руки?
(Надеть фартук и перчатки). А как подготовить рабочее место? (Застелить стол клеёнкой, достать
всё необходимое для опыта). Кто расскажет о правилах безопасности? (Нужно действовать аккуратно,
чтобы ничего не пролить, чтобы ничего не попало в глаза, чтобы не случайно не навредить другим ребятам)
- Молодцы, все правила знаете! Сейчас мы с вами проведём наш первый эксперимент! Задание:
подготовить себя и своё рабочее место к проведению опыта. Предположим, что для опыта вам понадобится
Чистый лист бумаги и стакан с водой. Приступайте!
Затем воспитатель проверяет правильность подготовки детей, помогает тем, кто ошибся или
что-то упустил. В качестве бонуса для детей, можно провести короткий опыт «Что будет с листом
бумаги, если опустить его в воду?»
Приложение 3
Структура детского экспериментирования (памятка для педагога) :
• Проблемная ситуация
• Целеполагание (что нужно сделать)
• Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)
• Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)
• Подтвердилось\ Не подтвердилось
• Формулирование выводов
• Возникновение новой гипотезы (как получилось, предположений
• Реализация в действии (если подтвердилось)
• Формулирование выводов (как получилось)
Приложение 4
Физкультминутки
«Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке Плавательные движения руками
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда Потягивания — руки вверх и в стороны
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем Ходьба на месте
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок Дети садятся
«На окне в горшочках»
На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг
Поднялись цветочки. Медленно встают
К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, подняв руки вверх
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки Разводят руки в стороны ладонями вверх
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, Соединяют руки над головой и медленно покачиваются
В солнышке утонут.
Приложение 5
Экологическая сказка «Все живое нуждается в воде»
***
Приложение 6
Сказка про Воду
Автор: Ирис Ревю
***
Приложение 7
Беседа с родителями на тему:
«ПОЧЕМУ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ У РЕБЁНКА ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ?»
***