Алёна Никитина
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Какое оно-Солнце?»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Какое оно - Солнце?» на базе экспериментальной площадки по программе этно-экологического воспитания дошкольников "Загадки родной природы" под руководством Мурашкиной Т. В.
Авторы проекта:
Никитина А. В.
Альмешкина Г. М.
Паспорт проекта:
Место реализации проекта - МБДОУ «Детский сад №112» г. Чебоксары Чувашской Республики.
Продолжительность проекта - 1 неделя.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в старшей группе „Какое оно-Солнце?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Участники проекта - воспитанники старшей группы "Колокольчик", воспитатели группы, а также родители воспитанников.
Цель проекта – Дать детям преставление о Солнце, как об источнике жизни на нашей планете, о значимости солнечного света и тепла для роста и жизни растений.
Задачи проекта:
Познакомить детей со различными методами добычи информации об изучаемом объекте на примере Солнца.
Развивать навыки наблюдения за Солнцем.
Развивать познавательно-исследовательские навыки, умение находить причинно-следственные связи и делать выводы.
Формировать у детей первичных представлений о Народном календаре, о народных приметах о погоде по Солнцу.
Учить зарисовывать карты-схемы народных примет по Солнцу.
Развивать у детей устойчивого познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации к родной природе.
Планируемые результаты проекта:
У детей:
развитие интереса к явлениям и объектам неживой природы и их влияние на объекты живой природы;
развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности, экспериментированию;
развитие умений устанавливать причинно-следственные связи и проводить целенаправленный анализ явлений.
У педагогов:
приобретение нового опыта работы по проектной деятельности, повышение профессионального мастерства;
пополнение развивающей среды в группе;
повышения мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей;
разработка конспектов занятий;
практический материал по всем видам детской деятельности.
Продукты проекта:
- Календарь Народного природоведения в группе;
- Выставка творческих работ "Орнамент Солнца";
- Сборник стихов, потешек и загадок про Солнце;
- Схемы народных примет о погоде по Солнцу.
Методы, используемые в процессе реализации проекта:
- Словесные (познавательные беседы, опрос взрослых, чтение сказок и стихов);
- Наглядные (просмотр фотографий и иллюстраций, презентаций);
- Практические (наблюдение, экспериментирование, зарисовка схем, творческая продуктивная деятельность).
Реализация проекта.
1. Познавательные беседы по темам: "Солнце - звезда", "Восход солнца", "Закат солнца".
2. Чтение сказок «Краденное солнце», «Подарок для солнышка», «В гостях у солнышка», «Четыре лебедя», «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили».
3. Дидактические игры "Горячо-холодно", "Прочитай примету по схеме", "Если--- то. ".
Подвижные игры "День-ночь", "Солнце и планеты".
4. Наблюдения:
- Наблюдали солнце в пасмурную погоду – наблюдение не удалось, так как солнце не было видно.
Наблюдали солнце в ясную погоду – смотреть на солнце нельзя в ясную погоду, потому что светит очень сильно.
Утром солнце немного светит в окно группы, оно находится над первым корпусом детского сада, днем солнце совсем не светит в окна группы, оно находится над нашим корпусом, а вечером солнце находится за соседним домом.
Вывод: солнце можно наблюдать только днем и в ясную погоду, Солнце «путешествует» по небосводу в течение дня.
- Наблюдение за движением солнца по небосводу в течение дня.
В начале прогулки дети положили формочку на тень от столба.
Через 15 минут увидели, что тень сместилась. Снова положили на нее формочку. Через некоторое время тень снова «убежала».
И так в течение всей прогулки дети с удовольствием следили за движением тени.
5. Рассматривание детских энциклопедий.
6. Просматривали презентации о Солнце, о Солнце в Чувашских узорах.
7. Аппликация «Солнце в чувашском орнаменте».
8. Экспериментирование:
Дети обратили свои лица к Солнцу и рассказали о своих ощущениях: стало тепло, приятно.
Потом они отвернулись от солнца: холодно лицу.
9. Экспериментирование:
В начале прогулки положили кусочек снега и одну формочку на солнце, другие кусочек снега и формочку спрятали в ящик.
В конце прогулки на солнце кусочек снега почти полностью растаял, а формочка немного стала теплее. В тени (ящике) с кусочком снега и формочкой ничего не произошло.
10. Опыты: Опыт «День - ночь».
Опыт «Солнечное затмение».
11. Опыт «Значение солнечного света и тепла для роста растений на примере лука».
Поместили луковицы в разные условия:
1 – вода, свет, тепло;
2 – вода и тепло, но отсутствие солнечного света (в темноте).
3 – вода и свет, но отсутствие тепла (на холоде).
Дети вели дневник наблюдения по-недельно за ростом лука в различных условиях.
12. Знакомились с народными приметами о погоде по солнцу и зарисовывали схемы народных примет о погоде по восходу и закату солнца.
Учились читать приметы по схемам.
Если при восходе солнца небо окрашено во все цвета, нужно ждать в этот день дождя.
Если солнце после восхода тотчас зайдет за тучу, будет дождь.
Если восход солнца красный, будет дождь.
Если закат солнца красный, то на другой день или дождь, или ветер.
Если солнце садится в толстую тучу, то на другой день с утра дождь.
Если вокруг солнца круг, летом будет дождь, зимой – вьюга.
Если круг этот будет близко к солнцу – ненастья не будет.
13. Обновили уголок природы в группе. Календарь авторский, идея и материалы взяты у Евгении Леоновой в блоге мамаделки. ру.
Спасибо за внимание!