Алёна Никитина
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Какое оно-Солнце?»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Какое оно - Солнце?» на базе экспериментальной площадки по программе этно-экологического воспитания дошкольников "Загадки родной природы" под руководством Мурашкиной Т. В.
Авторы проекта:
Никитина А. В.
Альмешкина Г. М.
Паспорт проекта:
Место реализации проекта - МБДОУ «Детский сад №112» г. Чебоксары Чувашской Республики.
Продолжительность проекта - 1 неделя.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Проекты, проектная деятельность
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Участники проекта - воспитанники старшей группы "Колокольчик", воспитатели группы, а также родители воспитанников.
Цель проекта – Дать детям преставление о Солнце, как об источнике жизни на нашей планете, о значимости солнечного света и тепла для роста и жизни растений.
Задачи проекта:
Познакомить детей со различными методами добычи информации об изучаемом объекте на примере Солнца.
Развивать навыки наблюдения за Солнцем.
Развивать познавательно-исследовательские навыки, умение находить причинно-следственные связи и делать выводы.
Формировать у детей первичных представлений о Народном календаре, о народных приметах о погоде по Солнцу.
Учить зарисовывать карты-схемы народных примет по Солнцу.
Развивать у детей устойчивого познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации к родной природе.
Планируемые результаты проекта:
У детей:
развитие интереса к явлениям и объектам неживой природы и их влияние на объекты живой природы;
развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности, экспериментированию;
развитие умений устанавливать причинно-следственные связи и проводить целенаправленный анализ явлений.
У педагогов:
приобретение нового опыта работы по проектной деятельности, повышение профессионального мастерства;
пополнение развивающей среды в группе;
повышения мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей;
разработка конспектов занятий;
практический материал по всем видам детской деятельности.
Продукты проекта:
- Календарь Народного природоведения в группе;
- Выставка творческих работ "Орнамент Солнца";
- Сборник стихов, потешек и загадок про Солнце;
- Схемы народных примет о погоде по Солнцу.
Методы, используемые в процессе реализации проекта:
- Словесные (познавательные беседы, опрос взрослых, чтение сказок и стихов);
- Наглядные (просмотр фотографий и иллюстраций, презентаций);
- Практические (наблюдение, экспериментирование, зарисовка схем, творческая продуктивная деятельность).
Реализация проекта.
1. Познавательные беседы по темам: "Солнце - звезда", "Восход солнца", "Закат солнца".
2. Чтение сказок «Краденное солнце», «Подарок для солнышка», «В гостях у солнышка», «Четыре лебедя», «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили».
3. Дидактические игры "Горячо-холодно", "Прочитай примету по схеме", "Если--- то. ".
Подвижные игры "День-ночь", "Солнце и планеты".
4. Наблюдения:
- Наблюдали солнце в пасмурную погоду – наблюдение не удалось, так как солнце не было видно.
Наблюдали солнце в ясную погоду – смотреть на солнце нельзя в ясную погоду, потому что светит очень сильно.
Утром солнце немного светит в окно группы, оно находится над первым корпусом детского сада, днем солнце совсем не светит в окна группы, оно находится над нашим корпусом, а вечером солнце находится за соседним домом.
Вывод: солнце можно наблюдать только днем и в ясную погоду, Солнце «путешествует» по небосводу в течение дня.
- Наблюдение за движением солнца по небосводу в течение дня.
В начале прогулки дети положили формочку на тень от столба.
Через 15 минут увидели, что тень сместилась. Снова положили на нее формочку. Через некоторое время тень снова «убежала».
И так в течение всей прогулки дети с удовольствием следили за движением тени.
5. Рассматривание детских энциклопедий.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Познавательно исследовательский](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461134678.jpg)
6. Просматривали презентации о Солнце, о Солнце в Чувашских узорах.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Авторы проекта Никитина А](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461134713.jpg)
7. Аппликация «Солнце в чувашском орнаменте».
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Паспорт проекта Место реализации проекта МБДОУ Детский сад г](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461134751.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Чебоксары Чувашской Республики](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461134783.jpg)
8. Экспериментирование:
Дети обратили свои лица к Солнцу и рассказали о своих ощущениях: стало тепло, приятно.
Потом они отвернулись от солнца: холодно лицу.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Продолжительность проекта неделя](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461134844.jpg)
9. Экспериментирование:
В начале прогулки положили кусочек снега и одну формочку на солнце, другие кусочек снега и формочку спрятали в ящик.
В конце прогулки на солнце кусочек снега почти полностью растаял, а формочка немного стала теплее. В тени (ящике) с кусочком снега и формочкой ничего не произошло.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Темочки Исследовательская деятельность Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461134885.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Образовательная технология Проекты проектная деятельность Солнце солнышко Солнышко](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461134909.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Цель проекта Дать детям преставление о Солнце как об источнике жизни на нашей планете о значимости солнечного света и тепла для роста и жизни растений](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461134926.jpg)
10. Опыты: Опыт «День - ночь».
Опыт «Солнечное затмение».
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Задачи проекта Познакомить детей со различными методами добычи информации об изучаемом объекте на примере Солнца](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461134957.jpg)
11. Опыт «Значение солнечного света и тепла для роста растений на примере лука».
Поместили луковицы в разные условия:
1 – вода, свет, тепло;
2 – вода и тепло, но отсутствие солнечного света (в темноте).
3 – вода и свет, но отсутствие тепла (на холоде).
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Развивать навыки наблюдения за Солнцем](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461135010.jpg)
Дети вели дневник наблюдения по-недельно за ростом лука в различных условиях.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Развивать познавательно исследовательские навыки умение находить причинно следственные связи и делать выводы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461135051.jpg)
12. Знакомились с народными приметами о погоде по солнцу и зарисовывали схемы народных примет о погоде по восходу и закату солнца.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Формировать у детей первичных представлений о Народном календаре о народных приметах о погоде по Солнцу](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461135128.jpg)
Учились читать приметы по схемам.
Если при восходе солнца небо окрашено во все цвета, нужно ждать в этот день дождя.
Если солнце после восхода тотчас зайдет за тучу, будет дождь.
Если восход солнца красный, будет дождь.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Учить зарисовывать карты схемы народных примет по Солнцу](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461135206.jpg)
Если закат солнца красный, то на другой день или дождь, или ветер.
Если солнце садится в толстую тучу, то на другой день с утра дождь.
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Развивать у детей устойчивого познавательного интереса любознательности и познавательной мотивации к родной природе](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461135248.jpg)
Если вокруг солнца круг, летом будет дождь, зимой – вьюга.
Если круг этот будет близко к солнцу – ненастья не будет.
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Продукты проекта Календарь Народного природоведения в группе Выставка творческих работ Орнамент Солнца Сборник стихов потешек и загадок про Солнце Схемы народных примет о погоде по Солнцу](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461135264.jpg)
13. Обновили уголок природы в группе. Календарь авторский, идея и материалы взяты у Евгении Леоновой в блоге мамаделки. ру.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Реализация проекта](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461135293.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Познавательные беседы по темам Солнце звезда Восход солнца Закат солнца](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461135321.jpg)
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Чтение сказок Краденное солнце Подарок для солнышка В гостях у солнышка Четыре лебедя Как](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-126600-1461135337.jpg)
Спасибо за внимание!