Светлана Бондарь
Педагогический познавательно-исследовательский проект «Белый снег пушистый» для старшей группы
▼ Скачать +Заказ
Проект «Белый снег пушистый».
Формирование представлений о свойствах снега в ходе экспериментальной деятельности
Экспериментально - исследовательский проект по теме:
«Белый снег пушистый»
Содержание проекта:
1. Пояснительная записка
2. Планирование опытно – экспериментальной деятельности
3. Условия, побуждающие детей к познавательной, исследовательской деятельности.
4. Предполагаемые результаты
Публикация «Педагогический познавательно-исследовательский проект „Белый снег пушистый“ для старшей группы» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Старшая группа
- Темочки
5. Выводы.
Проект предназначен для реализации в старшей группе.
По времени – долгосрочный (3месяца). В течение этого промежутка времени, дети в ходе организованной педагогической деятельности, прогулок, будут проводить наблюдения, экспериментирования, исследования и различные манипуляции со снегом.
Цель проекта – способствовать развитию любознательности, интереса к исследовательской и экспериментальной деятельности со снегом.
Задачи:
1. Формирование представлений о снеге, через экспериментальную и исследовательскую деятельность;
2. Создать условия, побуждающие детей к активной познавательной деятельности;
3. Воспитывать интерес к объектам неживой природы;
4. Формировать основу бережного отношения к природе.
Ожидаемые результаты:
1. У ребенка сформировано представление о свойствах и качествах снега;
2. Ребенок проявляет любознательность, активность в познавательном процессе;
3. Интересуется причинно – следственными связями;
4. Бережно относится к объектам неживой природы, заботится о птицах.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует формированию целостной картины мира ребенка и основ познания им окружающего мира. Именно в период дошкольного возраста у детей происходит зарождение первичного образа мира благодаря поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности ребенка. В образовательном процессе экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, экспериментах, становлении закономерностей и взаимодействий.
Всем известно, что ребенок познает мир путем собственных проб и ошибок, через манипуляцию с объектами. Уже с 4 лет малыш пытается осознать взаимосвязи, взаимозависимости, но без взрослого ему конечно трудно все это осознать. Поэтому роль взрослого – родителей, воспитателей – в познании ребенком окружающего мира, формировании целостной картины мира очень велика. И здесь основными задачами педагога становится
• Помочь организовать экспериментальную, исследовательскую деятельность;
• Увлечь, заинтересовать ребенка;
• Помочь сделать выводы, определенные умозаключения.
Экспериментальная деятельность вызывает у детей интерес к исследованию природы, окружающего нас мира, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Для наиболее результативной реализации проекта мы стараемся создать наиболее благоприятные условия, побуждающие детей к экспериментальной и исследовательской деятельности:
• Использование игровых персонажей;
• Создание проблемных ситуаций;
• Постановка вопросов («А как вы думаете, что будет со снегом, если мы занесем его в группу?», «Можно ли слепить снеговика из сухого снега?», «Ребята, а как вы думаете снежинки все одинаковые? Давайте посмотрим!» (рассматривание картинок снежинок на ноутбуке)
В реализации проектной деятельности используются следующие методы и приемы работы с детьми:
• Экспериментальные игры;
• Действия с компьютером;
• Наблюдения природных явлений;
• Беседы;
• Рассматривание;
• Манипуляции со снегом.
Исследовательская, экспериментальная деятельность позволяет ответить на интересующие ребенка вопросы, сформировать представления о явлениях природы, окружающих предметов, материалов из которых они сделаны.
Приложение.
Планирование опытно – экспериментальной деятельности
Декабрь.
Тема: «Первые снежинки»
Методы и формы работы с детьми: наблюдение во время прогулки за падающим снегом; постановка вопросов:
«Что будет если мы занесем снег в группу?», «Почему он растаял?»
Задачи: Формировать представление детей о снеге, его свойствах: белый, пушистый, холодный, но на теплой руке тает и превращается в воду.
Тема: ««Царство снежинок»
Методы и формы работы с детьми: Рассматривание снежинок на компьютере; рисование: «Моя снежинка».
Задачи: Показать многообразие форм снежинок, обратить внимание на их цвет, размер. Учить рисовать снежинки, развивать умение передать их форму.
Тема: «Цветной снег»
Методы и формы работы с детьми: Экспериментирование со снегом и красками, в гости к ребятам пришел Волшебник Красок
Задачи: Вызвать интерес к экспериментальной деятельности, ответить на вопрос: «А можно ли рисовать на снегу?»
Тема: «Ледяная горка»
Методы и формы работы с детьми: Постановка проблемной ситуации: «Как нам сделать горку?», экспериментальная деятельность, манипуляции со снегом.
Задачи: Расширять представления детей о свойствах снега, сделать горку для кукол.
Тема: «Кто на дереве сидит?»
Методы и формы работы с детьми: Беседа, наблюдение.
Задачи: Формировать бережное отношение, заботу, сочувствие к птицам, изготовить скворечники, для подкормки птиц.
Январь.
Тема: «Можно ли есть снег?»,
«Что станет с сосулькой, если ее занести в тепло?»
Методы и приемы работы с детьми: беседа экспериментальная деятельность.
Задачи: Продолжать формирование представлений о свойствах снега, льда. Помочь детям устанавливать причинно- следственные связи. Подвести детей к пониманию того, что снег есть опасно можно заболеть.
Тема: «Метель, метелица по дороге стелется…»
Методы и формы работы с детьми: наблюдения.
Задачи: Формирование представления о природном явлении. Помочь детям в установлении связи природных явлений: чем сильнее ветер, тем яростнее, свирепее метелица.
Тема: «Снеговик и его друзья»
Методы и приемы работы с детьми: прогулка, манипуляции со снегом, экспериментальная деятельность
Задачи: Расширять представления о свойствах снега: сухой снег лепится плохо, из него трудно что-то вылепить.
Тема: «Чьи это следы?»
Методы и приемы работы с детьми: наблюдения, рассматривание следов птиц и животных.
Задачи: Формирование представлений о том, что такое «след», учиться распознавать следы, логически рассуждать.
Февраль.
Тема: «Зимушка –зима».
Методы и приемы работы с детьми: игры в снежки, игры – эстафеты: «Кто быстрее к снеговику?», «Самый ловкий».
Беседа: «Почему снег бывает только зимой?»
Экспериментирование: «Солнышко и снежок», «Чего боится снег?»
Задачи: Использовать игровую ситуацию, чтобы закрепить знания о свойствах снега;
В морозный день снег не тает даже на солнышке, но если теплеет - он начинает таять;
Снег может быть только зимой, когда холодно.
Тема: «Почему нельзя есть снег?»
Методы и приемы работы с детьми: экспериментирование,
наблюдения во время прогулки: «Кто гуляет по снежку?» (кошки, собаки, ходят люди, поэтому он грязный)
Задачи: Закрепить представления о свойствах снега, развивать интерес к экспериментальной деятельности;
Помогать детям делать самостоятельные выводы, тем самым формировать представления о целостной картине мира.
Выводы.
Чтобы сформировать у детей представление о свойствах снега мы выбрали приоритетным направлением экспериментальную деятельность.
В ходе прогулок мы будем наблюдать, как падает снег, какой формы снежинки, какой снег лучше лепится. Детям всегда доставляет огромное удовольствие самим непосредственно участвовать в той или иной деятельности, и именно экспериментирование дает им эту возможность.
Многие сталкиваются с проблемой, что ребенок ест снег. Наш проект предусматривает беседу с детьми, наглядное экспериментирование почему этого делать нельзя, и я думаю, что вряд ли кто захочет есть снег, когда увидит грязную воду вместо него.
В результате реализации проекта у детей появится определённый запас знаний о снеге, и что самое главное, знания эти будут получены в ходе непосредственного участия самого ребенка.
Также результаты своих наблюдений дети смогут выразить в художественном творчестве.
Проект будет способствовать укреплению здоровья детей, совершенствованию двигательной активности детей.
В целом, хотелось бы добавить, что реализация этого проекта принесет не только знания, но и массу положительных эмоций воспитанникам!