Эльвира Гильфанова
Познавательно-исследовательский проект в младшей группе «Свойство снега»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 17 «Сказка»
Познавательно-исследовательский проект
во второй младшей группе
г. Байконур
Руководитель проекта : Гильфанова Э. Г.
Возраст участников проекта : дети от 3 до 4 лет.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в младшей группе „Свойство снега“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Вид проекта : Краткосрочный, познавательно-исследовательский. Включает в себя творческую, познавательную и опытно-экспериментальную деятельность.
Цель проекта : Ознакомление младших дошкольников со свойствами снега.
Задачи проекта :
1. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду); дать детям элементарные представления о природном объекте - снеге, его превращениях в воду;
2. Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений;
3. Расширять и закреплять знания о свойствах воды, дать понять, что снег – это тоже вода;
4. Обогатить словарный запас детей по данной теме.
Актуальность проекта : Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в специально созданных условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ расширять, обогащать и систематизировать знания детей о свойствах снега, и применять свои знания в познавательно- исследовательской и творческой деятельности. Необходимо развивать интерес к сезонному явлению неживой природы- снегу, его свойствам и процессу экспериментирования с ним. Знакомить с элементарными опытами со снегом. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Этапы проекта.
Подготовительный этап
1. Определение темы, цели и задач проекта;
2. Разработка плана реализации проекта;
3. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
Основной этап
1. Беседа «Зима белоснежная».
2. Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Свойства снега» (Приложение)
3. Занятия по изобразительной деятельности: аппликация «Снеговики»
4. Наблюдения за снегом на прогулке.
5. Чтение художественной литературы: русская народная сказка "Снегурушка и лиса","Заюшкина избушка».
6. Подвижные игры ««Не будите медведя»», «Снег кружится».
Заключительный этап
Во время проведения проекта дети исследовали снег в группе в экспериментальной зоне, рассмотрели его, потрогали, понюхали, все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы. В ходе проекта у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков; дети приобрели и закрепили элементарные знания о снеге, они хорошо знают, что снег белого цвета, холодный, тает в тёплом помещении. Таким образом, у детей повысился познавательный интерес к экспериментам, пополнился словарный запас.
Список литературы:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
2. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского саду»
3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
4. «Организация деятельности детей на прогулке. Младшая группа» / авт-сост. Самойлова З.
Приложение
Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Свойства снега».
Цель: развивать творческую исследовательскую активность младших дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Обучающие: Познакомить со свойствами снега (белого цвета, холодный, не имеет запаха, от тепла — тает и превращается в воду); активировать словарь детей прилагательными, определяющими свойства снега (белый, холодный, рыхлый, грязный);
Развивающие: Развивать любознательность, зрительное восприятие, тактильные ощущения, умение связывать увиденное со словом;
Воспитательные: Воспитывать интерес к проведению опытов и экспериментов; Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: наблюдение за снегом на прогулке, рассматривание иллюстраций о зиме, игры со снегом, чтение рассказов Воронкова Л. Ф. «Снег идёт».
Оборудование и материалы: конверт с письмом от «Тетушки Совы», разноцветная бумага (белая, красная, голубая, зелёная, желтая); бумажные снежинки; ёмкость со снегом; на каждого ребенка — по 2 пластиковых стаканчика с холодной и теплой водой, тарелочки, ложки, салфетки, мандарины; воронка — фильтр.
I. Вводная часть
Воспитатель:
Здравствуйте, глазки, мик-мик-мик!
Здравствуйте, ушки, слык-слык-слык!
Здравствуйте, щечки, щелк-щелк-щелк!
Здравствуйте, зубки, чок-чок-чок!
Здравствуйте, ручки, хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ!
Здравствуйте, дети!
Дети: - Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, в нашу группу пришло письмо от Тетушки Совы. Но без вас я не стала открывать конверт и читать письмо. Давайте прочтем его вместе! Дети: Да! Воспитатель: читает «Здравствуйте ребята, вы очень любознательные и смышленые, любите отгадывать загадки! Поэтому, я решила загадать вам загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Что это?» (Снег)
Беседа с детьми:
Воспитатель: Когда бывает снег? Дети: Зимой.
Воспитатель: А где его можем увидеть?
Дети: На улице, во дворе, на деревьях, снег везде.
Воспитатель: Нравится вам, когда много снега?
Дети: Да, нравится.
II. Основная часть
Воспитатель: Молодцы! Для того, чтобы ответить на вопрос: «А что такое снег?» Мы с вами отправимся в небольшое путешествие в поисках снега!
Присаживайтесь на свои места.
На столе лежит разноцветная бумага (голубого, белого, красного, зелёного цвета)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что это?
Дети: Бумага
Воспитатель: Какого она цвета? (показать бумагу голубого цвета)
Дети: Голубого.
Воспитатель: Как снег? Дети: Нет, снег белого цвета.
Воспитатель: Найди, пожалуйста, на столе бумагу белого цвета (находят) Воспитатель: Ребята она такого же цвета как снег? Дети: Да.
Воспитатель: Дети, мы узнали, что снег белого цвета.
На столе лежат бумажные снежинки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети: Снежинки
Воспитатель: Давайте рассмотрим их (дети берут в руки и рассматривают) Какие они? Дети: Белые, бумажные, лёгкие. Давайте с ними поиграем. Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Мы снежинок наберём,
Затем, глубоко вдохнём,
Чтоб снежинки полетели,
Надо выдохнуть сильнее! (2 раза)
Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что снег белого цвета, лёгкий, состоит из снежинок. Ребята, мы нашли настоящий снег? Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, каким бывает снег на ощупь тёплый или холодный?
Дети: Холодный
Воспитатель: Давайте потрогаем, может это снег. (щупают, не снимая салфетки) Что чувствуете?
Дети: Холодно ручкам!
Воспитатель: (снимает салфетку) Что же это? Дети: Снег.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем с вами!
Пальчиковая игра «Снежок»
Опыт № 1. «Определение запаха».
Воспитатель: Ребята, а как узнать, имеет ли снег запах? Что надо сделать? Дети: Надо понюхать
Воспитатель: Мы понюхаем сначала мандарины, они имеют запах?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь понюхаем снег. Имеет запах? Дети: Нет.
Опыт № 2. «Воздействие температур».
Воспитатель: - Потрогайте, какая вода налита в стаканчиках? (Теплая, холодная)
- Как вы думаете, в какой воде снег быстрее растает?
- Положите снег в стаканчики. В какой воде снег уже растаял?
-Так чего больше боится снег : тепла или холода?
-Посмотрите, что у вас на тарелочках, в которых был снег? Значит, из чего образуется снег? (из воды)
Посмотрите, какая вода в емкости? (Грязная). Давайте её пропустим, через фильтр и ещё раз убедимся в этом (процедить через воронку с ватными дисками)
-Можно ли есть снег? Почему?
Опыт №3 «Можно ли раскрасить снег»
В емкости лежит снег, путем экспериментирования дети убеждаются, что снег можно раскрасить в разные цвета.
В конце эксперимента емкость с цветным снегом мы поместили на окно и наблюдали, как цветной снег превращается в цветную водичку.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Итак, что же мы узнали о снеге? Дети: Снег белый, состоит из снежинок, очень холодный и в тепле он тает, превращаясь в воду. Снег кушать нельзя, потому что он грязный, а ещё можно заболеть.
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Понравилось путешествие? Что мы делали? Кому помогали? Что нового и интересного узнали?