Татьяна Бокова
Познавательно-исследовательский проект «Удивительная почва» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательский проект
«Удивительная почва».
Автор проекта: воспитатель Бокова Т. В.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Паспорт проекта.
2. Актуальность проекта.
3. Предметно-пространственная развивающая среда для реализации проекта.
4. Системная паутинка по проекту.
5. Предполагаемый результат.
6. Литература.
7. Приложение.
Паспорт проекта.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Почва. Исследуем почву
- Почва. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Участники: Дети и родители подготовительной группы.
Тип проекта:
• По ведущему методу: познавательно – исследовательский.
• По количеству участников: групповой.
• По длительности: средней продолжительности.
Тема «Удивительная почва». Цель проекта.
Создать условия для формирования у детей представлений о почве, ее значении для всего живого на земле. Подвести к пониманию негативных последствий эксплуатации земли. Гипотеза. Если мы изучим состав почвы, то поймём, почему в ней могут жить живые организмы и расти растения. Задачи:
1) Познавательно-исследовательские: Формировать представление у детей о почве, как о верхнем плодородном слое земли, её составе и значении. Формировать понятие о взаимосвязи живых организмов и растений в почве. Развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности. Развивать умение получать знания и фиксировать результаты исследований. Развивать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.
2) Речевые: Обогащать словарный запас. Развивать умение в употреблять существительные с предлогами составлять сложноподчинённые предложения. Закрепить умение образовывать качественные и относительные прилагательные. Формировать умение самостоятельно делать обобщения, выводы, развивать связную речь. Беседовать по содержанию художественной литературы, находить ответы на вопросы. Формировать навыки взаимодействия в процессе познавательно-исследовательской деятельности, в процессе экологической игры; развивать фантазию. Формировать навыки экологически – грамотного поведения в природе. Воспитывать бережное, осознанное, заботливое отношение к природе.
4)Привлечь родителей к реализации проекта.
Актуальность проекта.
В России имеется большое количество ареалов с катастрофически деформированной природой, в которой происходит деградация почв. А почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от истощения, разрушения и загрязнения. В проекте «Удивительная почва» предлагается решение задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем через организацию в детском саду экспериментальной деятельности. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. У детей обогатиться словарный запас, они будут проявлять любознательность, умение наблюдать сравнивать, экспериментировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы, дети будут активно общаться и обмениваться информацией.
Предметно-пространственная развивающая среда для реализации проекта:
1. Презентация «Состав почвы», «Подземные обитатели».
2. Емкости с образцами грунта (глина, песок, чернозем.)
3. Луковицы для посадки.
4. Оборудование и материалы для опытов, наблюдения и моделирования.
5. Картинки с изображением насекомых, животных, червей.
6. Модели «Состав почвы».
7. Альбомы, цветные карандаши.
8. Коллективная работа макет «Почва-дом для дождевых червей».
9. Саженцы деревьев.
10. научно – популярная и художественная литература, интернет-ресурсы.
Системная паутинка.
Познавательное развитие. -ноод: «Почва. Жители подземной страны», «Путешествие к дождевому червяку».
Опытно-исследовательская деятельность: «Свойства почвы», «Загрязнение почвы», «Очистка почвы»,«Влияние состава почвы на жизнь растений» -моделирование: работа с моделями «Состав почвы»; зарисовка опытов и наблюдений, создание макета «Почва-дом для дождевых червей». Просмотр мультфильма «Путешествие дождевого червячка», развивающей передачи «АБВГДейка Почва».
Речевое развитие. Беседы: «Образование почвы», «Как сохранить почву?»
Чтение художественной литературы: Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки».
Н. Рыжова «Почва – живая земля»,
сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»,
стихотворение «Давайте вместе Землю украшать» Е. Смирнова.
(сценка) «Мне попался дождевой Червячок под ноги.» Ю. Богодист.
Разучивание загадок, пословиц.
Социально-коммуникативное развитие.
Игра – моделирование «Слои земли».
Игра экологическая «Деревья и червячки».
Игра - викторина «Отгадай загадку».
Д/и «Подземные жители или кто я»,
«д/и Да—Нет».
Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Подземные жители, лепка дождевых червей.
Физическое развитие.
Подвижные игры «Не попадись кроту», «Проход в норе»;
физминутка «РАЗ – и стану я Землёй,
«Вырос красивый цветок на поляне».
Взаимодействие с родителями. Памятки для родителей «Как вести себя на природе», консультация «Как знакомить детей с почвой». Помочь детям составить рассказы «Кто и как живёт в земле» (домашнее задание, выучить загадки.
Природоохранная акция «Посади дерево».
Предполагаемый результат: Дети:
-Дети узнают: почва - верхний, плодородный слой Земли. -Состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей. Познакомятся с некоторыми обитателями почвы. У детей сформируется понятие о взаимосвязи живых организмов и растений в почве, узнают роль дождевых червей в образовании почвы, как происходит её загрязнение; проведут наблюдение за ростом растений в почвах различного состава. -Дети научатся: определять проблему, которую необходимо разрешить; предполагать возможные решения; осуществлять эксперимент, опыт; обогатиться словарный запас, дети станут делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.
Родители: -У родителей появился интерес к почве. Познакомили детей с обитателям почвы и помогли им составить сообщения-рассказы «Кто и как живёт в земле», выучили с детьми загадки. Приняли активное участие природоохранной акции «Посади дерево» по озеленению территории детского сада.
Педагоги:
Повысили профессиональный уровень. Пополнена предметно-пространственная среда.
• Создан макет «Почва-дом для дождевых червей».
• Создан альбом «Подземные жители земли».
• Картотека экспериментальной деятельности «Удивительная почва».
• Изготовлены схемы-модели «Состав почвы».
• Консультация для родителей, консультация «Как знакомить детей с почвой».
• Памятки для родителей «Как вести себя на природе»
• Озеленили территорию детского сада саженцами деревьев и кустарников.
Вывод. Дети проявили любознательность, обменивались информацией, самостоятельно делали выводы. Мы узнали, что почва – это верхний плодородный слой земли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодородней. Впочве есть вода, воздух – значит там можно жить. Почва даёт приют многим растениям и животным. Растения лучше растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают. Обитатели почвы и дождевые черви перерабатывают остатки, так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ. Дети поняли, что почву нельзя загрязнять, вытаптывать, что от мусора нужно избавляться, складывая его в мусорные баки. Научились бережно относиться к природе. Посадки зелёных насаждений вызывали у детей желание заботиться и охранять природу, привили у малышей любовь к родному краю.
Литература
А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М. 2004г.
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г.
Н. А. Рыжова «Почва – живая земля» (почва) М,2005г.
Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Мир, в котором я живу» М,2005г.
География энциклопедия. –М. : ООО «Издательство «Росмен-Пресс»,2003
Иогонин А. М. Дождевые черви Ковров 2002г;
Познавательно-исследовательская деятельность, как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2015
http://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/pochva_rasskaz_detyam/
http://animalregister.net/
https://www.youtube.com/watch?v=DlkVYQhSTTE
https://yandex.ru/video/search?filmId=13379523313094610460&text=%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B2%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&noreask=1&path=wizard
https://yandex.ru/video/search?filmId=1354025322689261821&text=%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B2%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&noreask=1&path=wizard
https://otmetim.info/stixi-pro-ekologiyu/