Надежда Панченко
Познавательно-исследовательский проект «Сказочный огород на окошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №29 города Ставрополя
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
"Сказочный огород на окошке"
старшая группа компенсирующей направленности №4 «Почемучки»
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Сказочный огород на окошке“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» август 2018
Актуальность
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Сказка же про растения для детей группы компенсирующей направленности является не просто развлечением. Она способна многому научить, воспитать, решить многие проблемы, а также успокоить. Благодаря сказке можно объяснить ребенку многие вещи, которые при обычном объяснении сложны для восприятия. Существуют, например, детские сказки, которые помогут узнать названия тех или иных культурных растений (укроп, петрушка, помидоры, огурцы, лук и др., особенности их выращивания, обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для их роста, а также распознать их полезные свойства.
Невероятно, но сказки обладают терапевтическим эффектом. Сказка про растения для детей с ОВЗ может быть ничуть не хуже той, где главными персонажами являются люди. Так ребенок быстрее может познакомиться и "подружиться" с новыми их видами. Если он отказывается есть те или иные продукты, то интересная сказка про культурные растения поможет изменить его отношение к ним. Читая или слушая сказки, невольно переносишься в мир волшебства и фантазий, мечтаний и грез. В этом удивительном мире может произойти все, что угодно. Звери и птицы могут разговаривать, домики могут быть сделаны из конфет, люди могут перемещаться во времени, летать и т. д. Мир сказок всегда добрый и красивый. Вот почему они так нравятся не только детям, но и взрослым.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей «Сказочный огород на окошке».
Вид проекта : познавательно – исследовательский, творческий
Групповой, с привлечением родителей
Долгосрочный
Цель проекта :
Расширять представления детей старшей группы компенсирующей направленности об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет, их пользе и строении посредством литературного слова (различных сказок). Формировать трудовые умения и навыки. Сделать проект сотворчеством педагогов группы, детей и родителей.
Задачи проекта :
создать положительную мотивацию при оформлении уголка природы в осенний, зимний, весенний периоды времени, приобщать к экологии через художественное слово;
развивать интерес к развитию и росту растений, познакомить с алгоритмом выращивания рассады;
познакомить с некоторыми видами огородных культур, способами их выращивания;
продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся;
воспитывать трудолюбие, аккуратность и любознательность.
Участники проекта
Дети старшей группы компенсирующей направленности №4 «Почемучки» (участвуют в разных видах деятельности, педагоги группы (осуществляют педагогическое просвещение родителей; организуют деятельность детей, родители (участвуют в совместной деятельности; делятся опытом с другими).
Срок реализации проекта
9 месяцев (01.09.2017 – 30.05.2018г.)
Формы реализации проекта
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, театральная деятельность, продуктивная деятельность, тематические прогулки.
Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.
Ожидаемый результат:
1. Через сказку, дети познакомятся с культурными растениями: названиями, строении, этапах роста, и условиях, необходимых для их выращивания; экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод;
2. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру;
3. Формирование у детей уважительного отношения к труду;
4. Создание в группе огорода на подоконнике;
5. Активное участие родителей в реализации проекта; обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
6. Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач.
Этапы реализации проекта, план мероприятий по организации деятельности педагоги-дети-родители
Месяц Форма работы Тема Цели, задачи
1. Подготовительный этап
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Определение целей и задач проекта. Проведение предварительной работы по теме «Сказочный огород на окошке». Был проведён подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов для театральной деятельности, природного материала, художественной, научной литературы, а так же самовыдуманных историй, сказок, рассказов про огород, культурные растения в сети интернет.
Работа с детьми
Занятия «Что нам осень принесла?» Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.
«У медведя во бору грибы, ягоды беру…» Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
«Прохождение экологической тропы» Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
«Дежурство в уголке природы» Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными.
«Почему растаяла Снегурочка?» Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
«В гости к деду Природоведу»
(экологическая тропа зимой) Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях «Что растет на огороде» Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
Беседы «Что такое огород и что на нем растет» Расширять кругозор детей.
«Знакомство с овощами, как самостоятельным культурным, огородным растением» Расширять кругозор детей.
Опыты и наблюдения «Рассматривание семян растений для нашего огорода на окне» Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.
Дидактические игры «Что сажают в огороде»
Игра-шнуровка «Что собрал мишка в огороде» Научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению, развить быстроту мышления, слуховое внимание.
«Подбери пару» Научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.
«Разложи по корзинкам»;
«Сварим суп и компот» Учить детей правильно называть, различать и обобщать фрукты, овощи, ягоды.
Музыкальные и подвижные игры «Огородная хороводная»
Создать положительно – эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей, проявление творческих способностей у детей в театрализованной деятельности.
Драматизация сказки «Репка»
Драматизация и инсценировка различных самосочиненных сказок.
Пальчиковые игры «Мы большой арбуз купили»;, «Фрукты», «Приглашаем в огород», «Овощи». Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Художественно – эстетическая деятельность
(Рисование) «Овощи и фрукты – полезные продукты» Учить детей пользоваться во время рисования ранее приобретенные навыки; развивать воображение, творчество.
Чтение художественной литературы Русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», сказки С. Маршака «Чиполлино» и т. д. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
Работа с родителями
Беседа с родителями «Огород на окне».
Консультации для родителей «Огород на окне», по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание детей в семье», «О луке детям». Выставка рисунков «Самое лучшее семечко». Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
Январь Февраль
Март
Апрель
2. Практический этап
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта :
• рассматривание и сравнение семян (петрушка, укроп, лук, помидор, морковь, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль, баклажан, редис);
• посадка: лук (коллективно, петрушка, укроп, салат, базилик, морковь, помидор – индивидуально;
• исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- отбор хороших семян от плохих;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив;
- рыхление;
- оформление огорода на окне;
- установка дежурства по уходу;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием.
Работа с детьми
Занятия «Посадка семян» Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.
«Мир комнатных растений» Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.
«В гости к хозяйке луга» Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.
«Поможем Незнайке вылепить посуду»
(лепка из глины) Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины.
«Экологическая тропа весной» Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Беседы «Наши помощники на огороде» Расширять кругозор детей.
Практическая деятельность «Посадка огорода на окне» Вызвать желание помогать взрослым.
«Творческое оформление огорода на окне» Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.
«Выращивание рассады» Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
Опыты и наблюдения «Изменения роста наших растений» Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян, зернах;
Учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
«Проращивание ростков у клубней картофеля» Знакомить детей с ростом ростков картофеля, дать представления для чего это нужно, какие условия необходимо создать, что делать потом.
«Благоприятные и неблагоприятные условия для роста наших растений» Получить необходимые условия для роста растений (свет, вода, тепло).
Труд в уголке природы «Работа на огороде в группе» Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)
«Уход за рассадой» (полив, рыхление, прореживание). Учить ухаживать за растениями.
Сюжетно – ролевые игры «Овощной магазин», «Обед для кукол», «Повара» Создать положительно – эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей.
Дидактические игры «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Что растет на огороде» «Чудесный мешочек» и др. Закреплять знания детей о растениях и плодах. Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность. Учить детей различать классификацию растений, обобщать.
Музыкальные и подвижные игры
«Мыши в кладовой»,
Инсценировка стихотворения Ю. Тувима «Овощи» «Веселый огород» «Сказка про овощи», «Спор овощей» и др.
Драматизация и инсценировка различных самосочиненных сказок. Создать положительно – эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей, проявление творческих способностей у детей в театрализованной деятельности.
Пальчиковые игры «Варим мы компот», «Морковка», «Капуста», «Картошка» Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Экспериментальная деятельность.
Беседы. «Узнаем: какая земля» Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая).
«Вода и растения» Выявить, насколько вода необходима для растений.
«Солнце и растения» Определить роль солнечного света в жизни растений.
«Человек и растения» Выяснить насколько растение нуждается в уходе.
Художественно – эстетическая деятельность
(Рисование) «Наши растения» Учить детей пользоваться во время рисования ранее приобретенные навыки; развивать воображение, творчество.
«Как растет наш лучок»
«Однажды хозяйка с базара пришла»
Лепка из пластилина (фруктов и овощей) «Корзинка для овощей и фруктов» Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки.
«Наш урожай»
Аппликация «Салат из овощей» Закреплять знания об овощах; правильно проговаривать их названия; учить использовать во время аппликации ранее приобретенные навыки; развивать творчество, воображение.
Чтение литературы С. В. Михалков «Овощи», В. Коркин «Что растет у нас на грядке?», А. Барто «Морковный сок», русской народной сказки «Вершки и корешки»;
- отгадывание загадок про овощи Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
Работа с родителями
Конкурсы «Креативный горшок для рассады», «Игрушка для театра». Ширма «Огород на подоконнике в домашних условиях (рекомендации родителям, «Витамины для детей», «Овощи и фрукты – ценные продукты».
Памятка для родителей «Прогулка в природу». Изготовление забора для «Нашего огорода на окне», «Сказочного домика».
Май 3. Заключительный этап
Работа с детьми
Занятия В мае с детьми проводят диагностические задания на занятиях и в индивидуальной работе (индивидуально или по подгруппам). Диагностическое задание 1
Цель. Определить уровень представлений детей об овощах и фруктах.
Диагностическое задание 2
Цель. Выявить представления детей о растениях.
Диагностическое задание 3
Цель. Выявить уровень представлений детей о домашних и диких животных.
Диагностическое задание 4
Цель. Выявить представления детей о свойствах песка, воды и льда.
Беседы Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.
Труд в природе (совместно с родителями) «Высадка окрепшей рассады на участке и территории детского сада» Учить детей оказывать посильную помощь взрослым.
Оформление фото-стенда «Чудо огород» Подвести итог проделанной работы.
Работа с родителями
Высадка окрепшей рассады на участке и территории детского сада, оформление фото-стенда «Чудо огород».
3. Заключительный этап
Участие в конкурсе «Огород на окне»; презентация проекта; в мае месяце совместная (воспитатели, дети, родители) высадка растений на территории детского сада (огород на участке группы); оформление фотовыставки «Чудо огород», наблюдение и уход за растениями в течение летнего периода.