Наталья Беляева
Исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования
Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому наш проект направлен на то, чтобы мы научились любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых многочисленных и древних обитателей нашей планеты – насекомых. Насекомые – это чудо нашей природы. Их мир неповторим и очень хрупок. Эти маленькие существа живут практически везде. Они прекрасно переносят жару и холод, сохраняют жизнь после замерзания и оттаивания. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Об этих удивительных существах люди сложили много стихов, сказок, загадок и песен. Не надо их бояться, их нужно беречь и любить.
Публикация «Исследовательский проект „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Темочки
Цель проекта :
Познакомиться с классом насекомых, найти их значение в природе.
Проект создавали и принимали участие:
Воспитанники и родители старшей группы;
Руководители проекта – Яркова Т. И. и Беляева Н. И.
Место проведения: МАДОУ детский сад «Сказка».
Тип проекта : информационно-исследовательский.
Вид проекта : Групповой, долгосрочный.
Организация проекта
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы
Проблема исследования : Во время прогулки мы с воспитателем заметили, что на участке детского сада уже появились насекомые. Мы с интересом начали наблюдать за насекомыми. Но, знаний, которые мы получили на занятиях, оказалось недостаточно, чтобы сделать правильные выводы, объяснить свои наблюдения. Поэтому у нас возникли вопросы: Кто такие насекомые? Нужны ли насекомые на Земле? Как человек должен относиться к насекомым? Мы поставили перед собой цель найти ответы на эти вопросы, так появилась тема нашего исследования «Удивительный мир насекомых».
Была выдвинута гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения) : если больше узнаем о насекомых, поймем, какую важную роль они имеют для природы и человека, то будем ценить и беречь всё, что нас окружает.
В соответствие с проблемой и гипотезой исследования вместе с воспитателем были поставлены задачи дальнейшего исследования проблемы :
1. Узнать как можно больше о мире насекомых, как они живут, чем питаются, какую пользу или вред приносят людям, как защищаются от врагов.
2. Создать мини проекты «Мое любимое насекомое».
3. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Объект исследования : насекомые.
Предмет исследования : насекомые, обитающие на участке детского сада.
Результаты исследования :
1. Создание и защита индивидуальных мини проектов.
2. Оформление выставки «Удивительный мир насекомых».
3. Оформление презентации.
Методы: беседа с родителями; наблюдения; изучение литературы, поиск информации в библиотеке, в Интернете совместно с родителями; экскурсия в библиотеку, музей, эксперимент.
2 этап. Организация исследования в рамках проекта
1. Сбор, анализ и систематизация информации об особенностях жизни насекомых, чем они питаются, где и как живут, какую пользу или вред приносят людям, о некоторых их защитных свойствах, об отношении человека к насекомым :
подбор литературы о насекомых, поиск информации в Интернете: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки;
Обсуждение художественной литературы: К. Ушинский «Капустная белянка», В. Бианки «Муравейник зашевелился»,Г. Ганейзер «Кузнечик – невидимка», Н. Сладков «Крапивница и лимонница», «Муравей и сороконожка», «Сказка о мухе и шмеле» (Дитриху, Г. Юрмину, Р. Кошурникой. Почемучка., Л. Н. Толстой «О муравьях», И. Соколов-Микитов «Муравьи», И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»,
К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
разучивание стихов о насекомых;
наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
экскурсия в библиотеку на выставку детских книг по теме «Насекомые»;
экскурсия в музей – тема выставки «Удивительный мир насекомых»
просмотр и обсуждение мультфильмов «Путешествие муравья», «Пчёлка Майя»;
Выполнение домашнего задания с родителями: мини-проект «Мое любимое насекомое».
2. Творческая познавательная деятельность детей:
Расширение знаний о насекомых с помощью дидактических игр:
«Кто, где живет», «Танец насекомых», «Пчелки», «Четвёртый лишний», «Игра в слова», «Построй логическую цепочку из жуков».
Рисование, лепка из соленого теста, конструирование из бумаги, изготовление поделок насекомых вместе с родителями;
3. Опытно-экспериментальная деятельность:
Опыт 1: Чем бабочка похожа на слона?
Опыт 2: Муравьиная дорожка.
В ходе исследования мы беседовали с родителями; наблюдали; изучили литературу, искали информацию в библиотеке, в Интернете вместе с родителями; ходили на экскурсию в библиотеку и музей, провели эксперименты.
Насекомые – это чудо нашей природы. Эти маленькие существа живут практически везде. Любое насекомое при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. В этом мы убедились, когда на прогулке наблюдали за насекомыми. Мы увидели: прыгающего по травинкам кузнечика, порхающих с цветка на цветок разноцветных бабочек. Мы узнали, чем насекомые питаются, где и как живут, какую пользу или вред приносят людям, как защищаются от врагов, как люди относятся к насекомым. Научились сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха, стрекоза летают; кузнечик прыгает, определять насекомых по издаваемым звукам и правильно называть их (пчела, муха, жук жужжат; кузнечик стрекочет).
Чем же бабочка похожа на слона? Об этом мы узнали, когда проводили опыты с насекомыми. У бабочки есть длинный полый хоботок, похожий на длинную трубу. Обычно хоботок свернут, но он вытягивается, когда бабочка чует еду, например что-то сладкое. Можно сказать, что бабочка действует хоботком, почти как слон хоботом. Или опыт «муравьиная дорожка». Нашли на участке детского сада муравейник. Рядом с муравейником насыпали 2 дорожки: одна – песок, вторая – сахарный песок. Скоро мы увидели, что несколько муравьев ползают около дорожек. Примерно через час мы увидели длинную муравьиную цепочку, движущуюся к угощению и обратно. На вечерней прогулке мы обнаружили, что осталась только дорожка из песка, а дорожка из сахарного песка исчезла. Мы выяснили, что стоит одному муравью найти пищу, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи.
В музее экскурсовод нам рассказал очень много удивительного о насекомых, мы с интересом разглядывали экспонаты.
Нас пригласили в библиотеку на выставку детских книг по теме «Насекомые», в музей на выставку «Удивительны мир насекомых». Об этих удивительных существах много написано рассказов, стихов, сказок, загадок и песен. Мы рассматривали книги, иллюстрации, знакомились с авторами, а затем участвовали в викторине.
3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности
1. Участие в выставке «Удивительный мир насекомых».
2. Презентация индивидуального мини проекта «Бабочка»
3. Участие в интеллектуальной игре «Звездный час».
4. Презентация проекта «Удивительный мир насекомых».
Вместе с родителями мы получили домашнее задание: выполнить мини проект «Мое любимое насекомое», сделать поделку этого насекомого. Свои проекты мы защищали в группе.
Мое любимое насекомое – это бабочка. Я узнала, как появляется бабочка: она откладывает яички, из яичек вылупляются гусеницы, гусеница превращаются в куколку, а из куколки вылупляется бабочка. Бабочки - лучшие опылители растений. А некоторые цветы вообще опыляются только бабочками.
Вместе с родителями приняли участие в интеллектуальной игре «Звездный час». Мы выполняли разные задания, а жюри определяли, кто больше всех из нас знает о жизни насекомых. У каждого участника была группа поддержки, которая болела за него и помогала получать звезды. Наши родители тоже не остались в стороне, для них тоже были испытания. Игра прошла интересно, весело, было много музыки, песен.
Выводы: Мы узнали очень много о классе насекомых, как они живут, чем питаются, какую пользу или вред приносят людям, как защищаются от врагов, научились объяснять свои наблюдения, делать выводы. Когда провели опыты, узнали о пользе многих насекомых, поняли, какую важную роль они имеют для природы и человека, и в дальнейшем будем ценить и беречь всё, что нас окружает. В конце исследования мы сделали вывод, который подтвердил наше предположение: если мы больше узнаем о насекомых, поймем, какую важную роль они имеют для природы и человека, то будем ценить и беречь всё, что нас окружает.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо изучать природу, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда интерес к познавательно-исследовательской деятельности, который появился в процессе работы, останется на всю жизнь, с любовью будет относиться к природе и братьям нашим меньшим.
Использованная литература:
1. Большая иллюстрированная энциклопедия. М: «Махаон», 2003.
2. Глен Веччионе "Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов".
3. Источник интернет: vsezagadki.ru
4. Источник интернет: domnagorke.ru
5. Танасийчук В. В гостях у насекомых : Рассказы. – М., Детская литература, 1970.
6. Шоригина Т. А. Насекомые. Какие они?
7. Хоффман Г. Кто живёт на лугу / Пер. с нем. Т. П. Панфиловой. – М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
8. Я познаю мир. Насекомые : энцикл. /авт. - сост. П. Р. Ляхов. - АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.