Елена Панфилова
Познавательно-исследовательский проект «Путешествие капельки» с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Проект: краткосрочный
Продолжительность: 1 месяц
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность.
Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, поэтому, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Путешествие капельки“ с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Проекты
- Темочки
Цель: формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь.
Задачи:
Расширить знания детей о воде и её свойствах через опыты и эксперименты.
Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Развивать творческое мышление детей.
Познакомить опытным путем со свойствами воды.
Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
Развивать познавательную активность детей.
Обогатить запас знаний родителей о влиянии экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
Предполагаемый результат:
В ходе реализации задач предполагается, что дети:
Расширят знания о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны).
Пополнят свои знания о роли воды в жизни человека и живых организмов;
Узнают, что такое круговорот воды в природе;
Узнают о том, что воду загрязняют и о мероприятиях по предотвращению загрязнения;
Узнают, кто живет в воде, будут понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле;
Осознают важность воды и будут бережно относиться к воде.
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
Основной этап.
Заключительный этап.
Подготовительный этап:
Определение темы, цели, задач проекта.
Определение участников проекта.
Определение времени в режиме дня для реализации проекта.
Оформление картотеки загадок, потешек, стихов для детей и родителей по теме.
Подготовка необходимого оборудования.
Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.
Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования по ФГОС.
Взаимодействие с родителями.
Подготовка консультаций по теме «Вода важна для организма».
Подготовка информационного материала на тему: «Экспериментируем дома» - активизировать совместную деятельность детей и родителей.
Основной этап
Проведение непосредственно образовательной деятельности во всех областях по теме проекта.
Заключительный этап
Выставка детских работ по проекту «Путешествие капельки».
Оформление презентации по теме проекта.
Методы и формы реализации проекта
Познавательное развитие -
расширить кругозор, формировать потребность делиться знаниями, развивать интерес к воде, роли воды в жизни человека и живых организмов.
Беседы:
- «Без воды нам жить нельзя»
- «Кто живёт в воде?»
- «Где можно встретить воду?»
ООД по ознакомление с окружающим миром
«Вода вокруг нас»
Опыты:
- «Прозрачная вода» - выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
- «Тонет – не тонет» - способствовать развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов.
- «Окрашивание воды» - выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
- «У воды нет запаха и вкуса» - познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета) и выяснить имеет ли вкус и запах вода.
- «Почему растаял снег?» - познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег.
Социально-коммуникативное развитие
Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.
Ситуативные разговоры:
- «Нужно ли беречь воду?»
- «Для чего нужна вода?»
Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов.
ООД «Чистая вода – основа здоровой жизни!»
Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место.
Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Дождевая туча»
Лепка: Пластилинография «Тучка-тучка»
Аппликация: «Берегите воду!»
Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т. п.
Разучить детские песни о дожде, реке, море.
Речевое развитие
Чтение и заучивание наизусть потешек «Ах, вода, вода, вода будем чистыми всегда», «Водичка-водичка».
Песенки, потешки, прибаутки.
Отгадывание загадок о воде.
Чтение стихотворений С. Я. Маршака «Кошкин дом», К. Чуковский «Мойдодыр».
Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные, диалоги (вопросно-ответные, полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).
Совместная работа с родителями
- Выставка детских работ «Капелька за капелькой».
- Оформление презентации по теме проекта.
Результаты проекта:
Дети:
Пополнили и расширили знания о свойствах воды, о ее формах и видах.
Расширили знания о роли воды в жизни человека и живых организмов.
Узнали, что такое круговорот воды в природе.
Узнали о взаимосвязи воды и всего живого на Земле
Осознали о важности воды и бережном отношении к ней.
Родители:
Привлечение родителей к жизни детского сада.
Родители получили информацию о важности экспериментальной деятельности в развитии ребенка.
Используемая литература
1. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005 г.
2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». – Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2007 г.
3. Интернет-ресурсы.