Екатерина Егоршина
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Берегите птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация познавательно-исследовательского проекта
для детей старшего дошкольного возраста
«Берегите птиц»
МБДОУ детский сад №9 «Рябинка» г. Сергач, Нижегородская область
Егоршина Екатерина Владимировна – воспитатель
Шабалина Ольга Николаевна - воспитатель
Дробинина Наталья Викторовна, старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 9 «Рябинка»,
г. Сергач, Нижегородская область
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц.
Летом с детьми мы часто ходили к пруду, который находиться не далеко от детского сада. Дети с нетерпение ждали очередной прогулки к пруду, так как там нас ждали наши пернатые друзья - уточки, мы с детьми наблюдали за ними, кормили. Но однажды такая прогулка обернулась неожиданной находкой, рядом с прудом мы нашли раненую птицу. По внешнему виду было понятно, что эта птица хищная, и просто так ее в руки не возьмешь, но детям было очень жалко птичку и хотелось помочь ей. Мы попросили о помощи нашего работника детского сада, он поймал птицу и зафиксировал сломанное крыло.
У детей появилось много вопросов: что это за птица, откуда она появилась и т. д. Так неожиданная находка послужила началом нашего познавательно – исследовательскому проекту «Берегите птиц».
Цель: Способствовать расширению и углублению представлений детей о разновидностях птиц, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Тип проекта : познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта : краткосрочный (сентябрь - ноябрь)
Участники: дети старшей группы «Знайки», педагоги, родители, социокультурные партнё ры: Департамент лесного хозяйства Сергачское межрайонное лесничество, Центральная детская библиотека им. Шуртакова, Краеведческий музей им. Громова
Объект исследования: Птицы родного края.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
2. Вызвать интерес у детей к птицам, желание оберегать, заботиться о них.
3. Сформировать представления:
-о жизни птиц, их разновидностях;
-о строении разных птиц;
-о развитии птиц;
-об изменении жизнедеятельности птиц в разные времена года;
4. Расширять представление о том как описывают птиц поэты и писатели.
5. Дать возможность детям, педагогам, родителям проявить творческие способности.
6. Закреплять умение отражать полученные впечатления в продуктивной деятельности.
7. Формировать бережное отношение к птицам, развивать желание помигать им.
8. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.
9. Привлечь социокультурных партнеров.
Способы и средства достижения результата:
- поддержание устойчивого интереса участников проекта к объекту исследования через мотивацию к познавательной активности детей.
- организация наблюдений и исследований;
- экскурсия в Краеведческий музей им. Громова, ЦДБ им. Шуртакова;
- целевые прогулки в Департамент лесного хозяйства Сергачское межрайонное лесничество.
- наблюдения за птицами на участке;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- показ слайдов, презентаций;
- проведение дидактических игр;
- организация продуктивной деятельности детей;
- акция «Берегите птиц»;
- оформление Лепбука «В мире птиц», коллекции перьев;
- организация выставок и конкурсов детского и семейного творчества;
- привлечение социокультурных партнеров;
- изготовление кормушек для птиц;
- организация «Птичьей столовой».
Конечный результат:
- сформированные знания о разновидностях птиц, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
- сформировано умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности с взрослым;
- сформировано бережное отношение детей к птицам, желание ухаживать за ними, помогать им;
- созданы продукты совместной деятельности:
-альбомы: «В мире птиц», «Хищные птицы», «Ястреб», «Красная книга России «Птицы»», «Памятники птицам», «Репродукции картин о птицах»,
- Лепбук «В мире птиц»
- Выставка художественных произведений о птицах;
- книга загадок, пословиц и поговорок, примет о птицах;
- дидактические игры,
- медиотека пения птиц;
- индивидуальные творческие работы детей, коллективная работа детей, творческие семейные работы;
- подготовлены конспекты занятий, целевых прогулок, экскурсий,
-проведена акция «Берегите птиц»;
- изготовление кормушек
- подготовлен диагностический инструментарий по проекту;
-подготовлены консультации для родителей по проекту;
- организована «Птичья столовая»
Этапы реализации проекта :
Подготовительный: сентябрь
Практический: октябрь
Заключительный: ноябрь
Подготовительный этап:
1. Изучение источников информации к проекту : подборка методической, научно-популярной, энциклопедической, художественной литературы, Интернет-ресурсов по данной теме. Основные пособия по Программе «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО: Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. 5-6 лет; Веракса Н. Е., Галимив О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет); Крашенинников Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет.
2. На экскурсии в Сергачском лесном хозяйстве вместе с детьми мы рассматривали экспонаты различных птиц, которые обитают в Нижегородской области.
В ЦДБ для наших детей было организованно мероприятие «Путешествие в Птицеград», а Краеведческом музее нас познакомили с различными видами птиц и коллекцией яиц.
3. Составление плана работы над проектом;
4. Подбор наглядного материала: иллюстраций, медиотека, пословиц, поговорок, загадок, сказок, слайдов, презентаций для детей и родителей;
3. Разработка диагностического инструментария по проекту с проведением входной педагогической диагностики;
4. Разработка конспектов занятий, целевых прогулок, экскурсий с использованием современных активных методов работы с участниками проекта;
5. Выбор участка под организацию «Птичьей столовой»;
6. Планирование взаимодействия с родителями воспитанников.
7. Оформление информации для родителей в приемной:
«Участвуем в проекте «Берегите птиц».
Практический этап:
1. Домашняя работа детей и родителей по поиску информации о выбранной птице, изучение материала.
2. Организация творческого конкурса «Креативной кормушки»
3. Опытно-экспериментальная деятельность:
«Строение птиц», «Чье перышко», «Почему птица летает»
4. Экскурсии по в Сергачское лесное хозяйство, Детскую библиотеку, музей.
5. Организованная деятельность с детьми:
-Занятие: «Зимующие и перелетные птицы»
- Прогулки наблюдение за птицами.
- Викторина «Птицы».
- Акция «Берегите птиц»
- Организация «Птичьей столовой»
- Оформление Лепбука
- Проведение дидактических игр «Найди пару», «Где живет птица», «Собери картинку», «Лабиринт «Чей клюв»», «Угадай птицу», «Угадай чьи следы», «Что в начале, что потом», «Чей домик».
Заключительный этап
1. Доклады детей о птицах, презентация материала.
2. Оформление совместного альбома детских работ «Берегите птиц»
3. Проведение сравнительной диагностики.
4. Размещение на официальном сайте детского сада и персональном сайте информации о ходе реализации проекта, мероприятиях, связанных с проектом;
5. Транслирование опыта в социальных сетях, в педагогическом сообществе и общественности, участие в конференциях и семинарах разного уровня.