Наталья Шахторина
Среднесрочный познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Среднесрочный познавательно - исследовательский проект
для детей дошкольного возраста
Тема: «Покормите птиц зимой»
Составили:
Шахторина Н. В. ,
воспитатель,
Тип проекта : информационно-творческий.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта : среднесрочный (январь – февраль - март).
Публикация «Среднесрочный познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта : в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах.
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Расширить знания детей о зимующих птицах.
Формировать элементарные экологические знания.
Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение у миру природы.
Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемые результаты проекта :
Воспитанники имеют представление о зимующих птицах, умеют совместно с родителями изготовить кормушку;
Знают, каким кормом, и как подкармливать;
Умеют наблюдать, анализировать собственную деятельность.
Родители - активные участники проекта, способны воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный.
Определение темы проекта, цели и задач.
Подбор необходимых литературы и наглядных пособий.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Перспективное планирование проекта.
Выбор форм и основных мероприятий с детьми и родителями.
II этап - основной (практический).
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах посредством : рисования, лепки, аппликации, конструирования, музыки, чтения худ. литературы, проведения бесед и экспериментальной деятельности, проведения игр по данной теме, работы с родителями (изготовление кормушек для птиц, пополнение фотографиями альбома «Красная книга», ежедневная подкормка птиц во время прогулок на участке группы и др.
III этап - заключительный.
Организация и участие родителей в конкурсе - смотре «Лучшая кормушка для птиц».
Планирование работы по разным видам деятельности
Образовательная область Тема Дата проведения
Художественное творчество Рисование. Тема: «Синички»
Цель: Развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками.
Лепка. Тема: «Птички на кормушке»
Цель: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.
Аппликация. Тема: «Снегири на ветке»
Цель: Учить передавать особенности строения, окраски снегиря путем силуэтного врезания.
Конструирование – игра: «Домики для птиц» (крупный строитель)
Музыка Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц»
«Все птички прилетели к нам» В. Кирильчук.
Музыкально - танцевальная игра: «Прилетели птички-птички невелички»
Чтение художественной литературы Л. Воронцова «Птичьи кормушки»
В. Сухомлинский «Как птичка меня будит», «О чем плачет синичка»
О. Григорьева «Синичка»
А. Яшин «Покормите птиц зимой»
З. Сергеева «Птицы зимой», «Птички и кот»
И. Тургенев «Воробей»
М. Горький «Воробьишко», просмотр мультфильма
Н. Рубцов «Воробей», «Ворона».
Заучивание наизусть стихотворения: А. Яшин «Покормите птиц зимой».
С. Михалков «Птичья столовая»
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах.
Отгадывание загадок по теме.
Ребенок и окружающий мир. Формирование элементарных экологических представлений
Тема: «Зимующие птицы»
1. Беседа «Почему птиц стало меньше?»
2. Беседа «Синичка- гостья нашего двора»
3. «Перелетные птицы»
4. Знакомство с воробьем.
5. Тема: «Кормушка. Наши пернатые друзья.
6. Тема: «Как птицы ведут себя зимой?»
7. Тема: «Пернатые друзья»
8. Тема: «Помощь пернатым в зимнее время года»
9. Исследование птичьего пера.
10. Рассматривание птичьих следов.
11. Просмотр м\ф «Серая шейка»
См. Приложение №1
Игровая деятельность Дидактические игры:
«Скажи кого нет»
«Кто как голос подает?»
«Скажи ласково»
«Чья голова, чей клюв, чье перо?»
«Горячий – холодный»
«Один – много»
«Дятел»
«Что умеют делать птицы?»
«Веселый счет»
См. : «Картотека дидактических игр «Зимующие птицы».
Сюжетно-ролевая игра:
«Орнитологи»
«Готовим домики для птиц»
Словесные игры:
«Отгадай загадки и объясни, что помогло тебе их отгадать?»
«Объясни словечко»
«Вопросы на засыпку»
«Как помочь птицам зимой?»
Театрализованная игра: «Где обедал воробей» С. Я. Маршак
См. : «Картотека по развитию связной речи Тема: Зимующие птицы»
Театрализованная игра: «Где обедал воробей» С. Я. Маршак
Подвижные игры:
«Птичка»
«Чижик»
«Воронята»
«Курочка - хохлатка»
«Вороны»
«Воробушки»
«Гуси»
Экспериментально- исследовательская деятельность Цикл наблюдений за зимующими птицами :
1. Какие птицы прилетают на участок.
2. Какая ворона и какой воробей.
3. Какие птицы кормятся на кормушке?
4. Какие звуки издают птицы?
5. Сколько ног у птиц и как они ходят?
6. Птичьи следы на снегу.
7. Исследование птичьего пера.
8. Рассматривание птичьих следов.
9. Подкормка птиц на участке группы во время прогулок.
См. : Приложение № 3 В течение всего проекта
Труд в природе Изготовление кормушек для птиц, ежедневная подкормка во время прогулок, чистка кормушек.
Работа с родителями Консультация: «Как и из чего можно сделать кормушки»
Домашнее задание: совместно с детьми изготовить кормушку для птиц.
Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.
Донести фото (изображения) зимующих птиц Алтайского края, занесенных в Красную книгу.
Просмотр мультфильмов по теме «Птицы»
Заучить с детьми стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой». В течение всего проекта
Результаты реализации проекта
Работа в рамках проекта получалась интересной, увлекательной и познавательной для всех участников проекта. Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.
Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.
В группе улучшилось предметно-развивающая среда посредствам литературы, иллюстраций, конспектами, наблюдениями, пополнился альбом «Красная книга».
Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.
Приложение №1
1. Беседа «Почему птиц стало меньше?»
Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.
• Кто это?
• Какие они?
• Они живые?
• Что они едят?
• Все птицы любят есть жуков и мошек.
• А как зовут эту птичку (Показать картинку с изображением синицы)
• Что она ест?
• Много ли сейчас насекомых?
• Зачем надо подкармливать птиц?
Стало холодно, насекомых нет будем подкармливать птиц крошками.
• Какие птицы улетают?
• Как их называют?
• Почему они улетают?
Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых.
• Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать с нами?
• Так какие же птицы бывают?
2. Беседа «Синичка- гостья нашего двора»
Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.
Наглядный материал:
Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.
Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками. (показать модели). Кто это?
Дети: Синичка.
Воспитатель: А Мишка говорит, что это жук – он желтый и у него есть крылья. Давайте докажем, что это синичка.
Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка- это птица.
Воспитатель: Что есть у птиц?
Дети отвечают.
Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике?
Дети отвечают.
Чем она питается?
Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.
Воспитатель: Так почему же синичка – птичка?
Дети отвечают.
3. «Перелетные птицы»
Цель: Продолжить знакомить с причиной отлета птиц.
Наглядный материал: Картинки с изображением гуся и лебедя.
Худ. слово: стихотворение об осени.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Вы знаете птиц?
• Они тоже собрались улетать? Почему?
• А чем они питаются? ( Воспитатель: эти птицы достают пищу клювом там, где мелко, и даже со дна. Стало холодно, рачки залезли в норки, травка стала вянуть. У птиц нет корма, они улетают. показать картинку). Летят они углом, ведет их вожак стаи, когда он улетает, его заменяет другая птица.
Поспевает брусника.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
Стало в сердце грустнее.
4. Знакомство с воробьем.
Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.
Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.
Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?
Дети: нет.
Воспитатель: А кошка умеет прыгать?
Дети: Да.
Воспитатель: А летать?
Дети: нет.
Воспитатель: Так про кого я рассказала?
Дети: про воробья.
Воспитатель: Докажите птице, что это птица, а не кошка.
Дети отвечают
Воробей – это зверек такой?
Дети: воробей- птичка?
Воспитатель:
• почему воробей – птичка?
• что есть у птички? (показать модель)
• какого цвета грудка?
• чем покрыто тело?
• какого цвета перышки?
• какого цвета шапочка?
• что это? (показать клюв)
• какой клюв?
• зачем он нужен?
• Что воробей клюет?
• Зачем нужен хвост?
• зачем воробью глазки?
• Кто у него враги?
• Могут ли птички прожить без еды?
Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?
Дети отвечают.
5. Тема: «Кормушка. Наши пернатые друзья.
Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.
Наглядный материал: кормушки для птиц.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Что это?
• Зачем нужна кормушка?
• Для кого они нужны?
Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, насыпем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.
• Что ест голубь, воробей, синичка?
• Так зачем подкармливать птиц зимой?
Воспитатель: Кто-то прошел по снегу и оставил следы. Кто же здесь мог пройти? (сравнивать по размеру следы медведя, волка, лисы, кошки, мыши, птицы). Хотите отправиться в лес?
Воспитатель читает детям рассказ, задает вопросы.
• Чьи же это следы?
• Кто чем пишет на снегу?
• Почему остались следы?
• Когда они пропадут?
6. Тема: «Как птицы ведут себя зимой?»
Цель: уточнить и расширить знания о птицах.
Воспитатель задает вопросы детям:
• Что девочки положили в кормушку?
• Какие гости к нам прилетели?
• Почему прилетели птицы?
• Что за красные рубашки у снегирей?
• Какую птицу вы видите в первый раз?
• Могут ли птицы прожить без корма?
• Так почему же надо о них заботиться?
7. Тема: «Пернатые друзья»
Цель: дополнить знания о птицах, помощи им зимой.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц у кормушки
Худ. литература: В Чаплиной «Пернатые друзья»
Воспитатель читает детям рассказ, задет вопросы:
• Могут ли птицы находить себе корм?
• А почему же все птицы прилетают к нам?
• Кто первый прилетает к кормушке?
• Какие из птиц прилетают чаще всего? Почему?
• Почему в морозные дни птиц надо кормить чаще?
8. Тема: «Помощь пернатым в зимнее время года»
Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.
Худ. слово. рассказ Л. Воронковой «Помощь птицам».
Воспитатель читает детям рассказ, задает вопросы:
• Куда вышли дети?
• Для кого они несли зерно?
• Куда они насыпали зерно? Зачем?
• Почему прилетели птицы?
• Кому насыпали семечки?
• Птицы были рады?
• Так почему же надо подкармливать птиц?
9. Исследование птичьего пера.
Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания о птицах.
Наглядный материал: картинка с изображением птицы, перо.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Кто это?
• Что есть у птицы?
• Чем покрыты ее тело и крылья?
• Зачем ей нужны перья?
• На что перья похожи?
• Что вы можете сказать о пере?
10. Рассматривание птичьих следов.
Цель: научить различать птичьи следы.
Наглядный материал: рисунки птичьих следов.
Воспитатель задает вопросы
• Что это?
• Кто их оставил?
• Кто догадался?
• Чьи это следы? А это?
• Почему у воробья следы маленькие?
• Почему тут следы кончились?
Приложение № 2
Сюжетно – ролевая игра «Орнитологи»
Цель: уточнить представления детей о птицах, условиях их жизни, о роли человека в жизни птиц. Дать понятие о кочующих и перелётных птицах. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Закрепить название птиц, их повадки, строение. Знакомить с этимологией слов. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, желание помогать им.
Развивающая среда : картинки с изображением птиц, видео о птицах, мультимедийная установка, картинки с изображением гнезд, рисунки с силуэтами птиц, красная папка с файлами, цветные карандаши, фломастеры.
Ход игры:
- Дети, мы собрались, чтобы провести игру, которая называется «Птичья почемучка». Как красиво оформлена наша комната – настоящее царство птиц! Посмотрите, сколько разных картинок с изображением птиц : зимующими, перелётными, водоплавающими (рассматривание)
- Назовите птиц, которых вы узнали?
- Что такое орнитология? Знакомо ли вам это слово? (Орнитология – это наука, занимающаяся изучением жизни птиц)
- Кто такие орнитологи? (Орнитологи – это люди, которые изучают жизнь птиц)
- Хорошо. А теперь, поскольку разговор у нас о птицах, и команды называются «Утки-мандаринки» и «Пингвины». Посмотрим отрывок видео фильма «Птицы».
- Существует много птиц, все они разные, по-разному приспосабливаются к жизни и называют их по-разному. Интересно, почему их так назвали? Эти названия для команды «Утки-мандаринки!
Береговушка – живет у реки, вьет гнезда на берегу.
Кукушка- название от «ку-ку», которое издает кукушка.
Грач – от характерных для птиц звуков «гра-гра».
Зяблик – от слова «зябкий», «зябнет»
Для команды «Пингвины».
Снегирь – появляется со снегом.
Зимородок – зимой родиться.
Стриж – когда летит, хвост напоминает ножницы.
Вертишейка – вертит шеей.
- Молодцы! Правильно ответили. Посмотрите на эти картинки. На этой картинке яйца в гнезде светлые, стоит гнездо прямо на земле. А вот на этой – темные, похожие на камушки. Как вы думаете, почему все яйца разной окраски?
(Птицы так приспособились откладывать яйца, чтобы их не заметили хищники-лакомки.)
- А каких вы знаете хищников, которые любят лакомиться птичьими яйцами? (лиса, куница, змея). Молодцы!