Юлия Маширова
Познавательно-исследовательский проект «Птицы Феодосии зимой» в средней группе с использованием интеллект-карт
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект в средней группе с использованием интеллект-карт
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 Улыбка» г. Феодосии Республики Крым»
Познавательно-исследовательский проект
«Птицы Феодосии зимой»
в средней группе
с использованием интеллект-карт
Составила:
Воспитатель: Маширова Юлия Александровна
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта «Птицы Феодосии зимой»
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Птицы Феодосии зимой“ в средней группе с использованием интеллект-карт» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Вид проекта : Познавательно-исследовательский
Продолжительность: краткосрочный (3 месяца)
Участники проекта : дети, педагоги, родители
Цель проекта :
• формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам;
• развитие познавательного интереса и когнитивных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством введения в воспитательно-образовательный процесс метода Интеллект - карт.
Задачи:
• развивать психические функции (внимание, память, мышление)
• развивать интерес к объектам природы;
• знакомить с зимующими птицами родного города;
• формировать у детей умения и навыки по охране и помощи птицам;
• способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
• развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.
• стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
• развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
• развивать воображение и творческую активность;
• развивать мелкую моторику рук;
• способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Методы:
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, чтение, викторина, придумывание загадок, сказок, доклады);
2) наглядные (показ презентаций, демонстрация репродукций, иллюстраций, наглядных пособий и т. д.);составление интеллект-карт
3) практические (изготовление кормушек, прослушивание голосов птиц, звуков природы, физминутки, прогулки, целевые экскурсии, опыты и эксперименты);
4) творческие (импровизации, рисование);
5) игровые (пальчиковые, дидактические, настольные игры);
5) методы контроля (диагностика, опрос).
Актуальность проекта
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Эксплуататорское отношение к природе, загрязнение окружающей среды отрицательно влияет как на самих людей, так и на все живые организмы вокруг. Для решения этих проблем нужно с раннего детства повышать экологическую культуру и сознание человека.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста. В экологической проектной деятельности дошкольник имеет возможность не только узнать новую информацию о природе, но и стать исследователем объектов природы (в данном случае, птиц, экспериментировать, вычленять простейшие закономерности, искать пути решения экологических проблем.
Горожане имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию мы считаем знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. В большом городе птицы живут бок обок с нами и радуют нас своим пением и красочными нарядами. За ними проще наблюдать. Им можно помочь без особых усилий. Каждый ребёнок сможет внести свою лепту в решение экологических проблем, а, значит, в его сознании уже будет заложено с детства: «Природу надо охранять, и я знаю, как это делать!»
Формирование экологической культуры личности дошкольника будет проходить успешно, если будут созданы определё нные условия:
• Повышение интереса к объектам природы (птицам) через познание новой информации о них и использование современных технологий (метод Интеллект -карт Тони Бьюзена)
• Создание условий для опытно-экспериментальной деятельности.
• Создание условий для природоохранной деятельности (экологические акции).
• Повышение интереса родителей к совместной деятельности по охране птиц нашего города.
Предполагаемые результаты:
• повышение уровня экологической культуры педагогов, родителей и воспитанников;
• гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);
• развитие у детей устойчивого интереса к представителям живой природы— птицам;
• развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
• освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами природы;
• пополнение методической базы ДОУ по экологическому воспитанию (по теме проекта).
Продукты проекта :
• Изготовление кормушек для птиц.
• Развлечение «Птица-синица в воду глядится».
• Фотовыставка «Как мы птицам помогаем»
• Коллекция перьев «Подарки от птиц»
Используемая литература :
• Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» под ред. С. Н. Николаева, Москва 2010;
• Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» Л. Г. Мухоморина, Э. Ф. Кемилева, Симферополь 2017;
• Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках и обычаях «От осени до лета» Л. А. Владимирская, Волгоград 2015;
Подготовительный этап:
• Определение темы, целей и задач, содержания проекта, продумывание плана деятельности по проекту, прогнозирование результатов;
• Изучение методической литературы по данной тематике;
• Проведение опроса родителей с целью выявления заинтересованности в проекте, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, знакомство с содержанием, сроками и планом проекта.
• Подготовка печатных материалов для составления интеллект карт
Взаимодействие с семьями воспитаников
-Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
-Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?»
-Домашнее задание: «Зимующие птицы»,
-Организация фотовыставки «Как мы птицам помогали»
-Подборка книг, журналов о птицах;
-Изготовление кормушек для птиц
-Оформление и наполнение коллекции перьев «Подарки от птиц»
-Подготовка печатных материалов для составления интеллект - карт по теме проекта
Практический этап:
План деятельности по проекту :
«Птицы Феодосии зимой»
№ Время проведения Форма работы с детьми Форма работы
с родителями
1. Декабрь
(1 неделя
9.01.-10.01.) Формулирование проблемы детям, ввод в игровую ситуацию,
Знакомство с интеллект-картами Изготовление печатных материалов для составления интеллект карт
2. Декабрь
(2 неделя
20.01-24.01) Рассматривание наглядных пособий «Строение птиц» Подборка научной и художественной литературы по теме проекта. Оформление тематического уголка в группе.
3. Декабрь
(2 неделя
20.01-24.01) Опыт с пером «Почему, говорят: Как с гуся вода» Подборка материалов для опыта
4. Декабрь
(3 неделя)
Целевая прогулка, беседа, наблюдения за птицами, которые прилетают на территорию детского сада Изготовление кормушек для птиц из бросовых и подручных материалов, заготовка кормовой базы.
Декабрь
(3 неделя) Оформление коллекции "Подарки от птиц" Помощь в подборе материалов для коллекции и оформлении
5. Декабрь
(4 неделя
Занятие
«Где живут птицы»(Метод интеллект - карт) Целевые прогулки, наблюдение за птицами в городе во время выходных
6. Январь
(1 неделя) Знакомство с воробьем и синицей
(Метод интеллект -карт) Подборка информации о воробье и синице.
Наблюдение за воробьем и синицей
7. Январь
(1 неделя) Чтение сказок, рассказов и стихов о воробье и синице, отгадывание загадок Подборка художественной литературы.
8. Январь
(2 неделя) Знакомство с вороной и сорокой
(метод интеллект карт) Подборка информации о вороне и сороке.
Наблюдение за вороной и сорокой
9. Январь
(2 неделя) Чтение сказок, рассказов и стихов о вороне и сороке, отгадывание загадок Подборка художественной литературы
Январь
(2 неделя) • Развлечение «Птица-синица в воду глядится».
Участие и помощь в организации развлечения
10. Январь
(3 неделя) Знакомство с голубем
(метод интеллект карт) Подборка информации о голубе.
Наблюдение за голубем
11.
Январь
(3 неделя) Чтение сказок, рассказов и стихов о голубе, отгадывание загадок Подборка художественной литературы
12. Январь
(4 неделя) Знакомство с лебедем и уткой
(метод интеллект карт) Подборка информации о лебеде и утке.
Наблюдение за лебедем и уткой
13. Январь
(4 неделя) Чтение сказок, рассказов и стихов о лебеде и утке, отгадывание загадок Подборка художественной литературы
Февраль
(1 неделя) Опыт с пером
«Как устроены перья у птиц» Подборка материалов для опыта
14. Февраль
(1неделя) Знакомство с лысухой и чайкой
(метод интеллект карт) Подборка информации о лысухе и чайке.
Наблюдение за лысухой и чайкой
15. Февраль
(1 неделя) Чтение сказок, рассказов и стихов о лысухе и чайке, отгадывание загадок Подборка художественной литературы
16. февраль
(2 неделя) Знакомство с бакланом
(метод интеллект карт) Подборка информации о баклане.
Наблюдение за бакланом
17. Февраль
(2 неделя) Чтение сказок, рассказов и стихов о баклане, отгадывание загадок Подборка и чтение художественной литературы о баклане
18. Февраль
(3 неделя) Опыт с пером: «Что улетит дальше?» Подборка материалов для опыта
Февраль
(3 неделя) Фотовыставка
«Как мы птицам помогали» Подбор фотоматериалов, помощь в составлении коллажа
Февраль
(4 неделя)
Д/и «Узнай птицу по описанию»
«Узнай птицу по голосу» д/и в кругу семьи и по дороге в детский сад
Февраль
(4 неделя) Открытый просмотр
Занятие по развитию речи «Составление описательных рассказов о птицах, используя составленные интеллект карты» Подготовка материалов к открытому занятию.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 Улыбка» г. Феодосии Республики Крым»
Познавательно-исследовательский проект
«Птицы Феодосии зимой»
в средней группе
с использованием интеллект-карт
Составила:
Воспитатель: Маширова Юлия Александровна
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта «Птицы Феодосии зимой»
Вид проекта : Познавательно-исследовательский
Продолжительность: краткосрочный (3 месяца)
Участники проекта : дети, педагоги, родители
Цель проекта :
• формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам;
• развитие познавательного интереса и когнитивных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством введения в воспитательно-образовательный процесс метода Интеллект - карт.
Задачи:
• развивать психические функции (внимание, память, мышление)
• развивать интерес к объектам природы;
• знакомить с зимующими птицами родного города;
• формировать у детей умения и навыки по охране и помощи птицам;
• способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
• развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.
• стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
• развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
• развивать воображение и творческую активность;
• развивать мелкую моторику рук;
• способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Методы:
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, чтение, викторина, придумывание загадок, сказок, доклады);
2) наглядные (показ презентаций, демонстрация репродукций, иллюстраций, наглядных пособий и т. д.);составление интеллект-карт
3) практические (изготовление кормушек, прослушивание голосов птиц, звуков природы, физминутки, прогулки, целевые экскурсии, опыты и эксперименты);
4) творческие (импровизации, рисование);
5) игровые (пальчиковые, дидактические, настольные игры);
5) методы контроля (диагностика, опрос).
Актуальность проекта
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Эксплуататорское отношение к природе, загрязнение окружающей среды отрицательно влияет как на самих людей, так и на все живые организмы вокруг. Для решения этих проблем нужно с раннего детства повышать экологическую культуру и сознание человека.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста. В экологической проектной деятельности дошкольник имеет возможность не только узнать новую информацию о природе, но и стать исследователем объектов природы (в данном случае, птиц, экспериментировать, вычленять простейшие закономерности, искать пути решения экологических проблем.
Горожане имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию мы считаем знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. В большом городе птицы живут бок обок с нами и радуют нас своим пением и красочными нарядами. За ними проще наблюдать. Им можно помочь без особых усилий. Каждый ребёнок сможет внести свою лепту в решение экологических проблем, а, значит, в его сознании уже будет заложено с детства: «Природу надо охранять, и я знаю, как это делать!»
Формирование экологической культуры личности дошкольника будет проходить успешно, если будут созданы определё нные условия:
• Повышение интереса к объектам природы (птицам) через познание новой информации о них и использование современных технологий (метод Интеллект -карт Тони Бьюзена)
• Создание условий для опытно-экспериментальной деятельности.
• Создание условий для природоохранной деятельности (экологические акции).
• Повышение интереса родителей к совместной деятельности по охране птиц нашего города.
Предполагаемые результаты:
• повышение уровня экологической культуры педагогов, родителей и воспитанников;
• гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);
• развитие у детей устойчивого интереса к представителям живой природы— птицам;
• развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
• освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами природы;
• пополнение методической базы ДОУ по экологическому воспитанию (по теме проекта).
Продукты проекта :
• Изготовление кормушек для птиц.
• Развлечение «Птица-синица в воду глядится».
• Фотовыставка «Как мы птицам помогаем»
• Коллекция перьев «Подарки от птиц»
Используемая литература :
• Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» под ред. С. Н. Николаева, Москва 2010;
• Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» Л. Г. Мухоморина, Э. Ф. Кемилева, Симферополь 2017;
• Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках и обычаях «От осени до лета» Л. А. Владимирская, Волгоград 2015;
Подготовительный этап:
• Определение темы, целей и задач, содержания проекта, продумывание плана деятельности по проекту, прогнозирование результатов;
• Изучение методической литературы по данной тематике;
• Проведение опроса родителей с целью выявления заинтересованности в проекте, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, знакомство с содержанием, сроками и планом проекта.
• Подготовка печатных материалов для составления интеллект карт
Взаимодействие с семьями воспитаников
-Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
-Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?»
-Домашнее задание: «Зимующие птицы»,
-Организация фотовыставки «Как мы птицам помогали»
-Подборка книг, журналов о птицах;
-Изготовление кормушек для птиц
-Оформление и наполнение коллекции перьев «Подарки от птиц»
-Подготовка печатных материалов для составления интеллект - карт по теме проекта
Практический этап:
План деятельности по проекту :
«Птицы Феодосии зимой»
№ Время проведения Форма работы с детьми Форма работы
с родителями
1. Декабрь
(1 неделя
9.01.-10.01.) Формулирование проблемы детям, ввод в игровую ситуацию,
Знакомство с интеллект-картами Изготовление печатных материалов для составления интеллект карт
2. Декабрь
(2 неделя
20.01-24.01) Рассматривание наглядных пособий «Строение птиц» Подборка научной и художественной литературы по теме проекта. Оформление тематического уголка в группе.
3. Декабрь
(2 неделя
20.01-24.01) Опыт с пером «Почему, говорят: Как с гуся вода» Подборка материалов для опыта
4. Декабрь
(3 неделя)
Целевая прогулка, беседа, наблюдения за птицами, которые прилетают на территорию детского сада Изготовление кормушек для птиц из бросовых и подручных материалов, заготовка кормовой базы.
Декабрь
(3 неделя) Оформление коллекции "Подарки от птиц" Помощь в подборе материалов для коллекции и оформлении
5. Декабрь
(4 неделя
Занятие
«Где живут птицы»(Метод интеллект - карт) Целевые прогулки, наблюдение за птицами в городе во время выходных
6. Январь
(1 неделя) Знакомство с воробьем и синицей
(Метод интеллект -карт) Подборка информации о воробье и синице.
Наблюдение за воробьем и синицей
7. Январь
(1 неделя) Чтение сказок, рассказов и стихов о воробье и синице, отгадывание загадок Подборка художественной литературы.
8. Январь
(2 неделя) Знакомство с вороной и сорокой
(метод интеллект карт) Подборка информации о вороне и сороке.
Наблюдение за вороной и сорокой
9. Январь
(2 неделя) Чтение сказок, рассказов и стихов о вороне и сороке, отгадывание загадок Подборка художественной литературы
Январь
(2 неделя) • Развлечение «Птица-синица в воду глядится».
Участие и помощь в организации развлечения
10. Январь
(3 неделя) Знакомство с голубем
(метод интеллект карт) Подборка информации о голубе.
Наблюдение за голубем
11.
Январь
(3 неделя) Чтение сказок, рассказов и стихов о голубе, отгадывание загадок Подборка художественной литературы
12. Январь
(4 неделя) Знакомство с лебедем и уткой
(метод интеллект карт) Подборка информации о лебеде и утке.
Наблюдение за лебедем и уткой
13. Январь
(4 неделя) Чтение сказок, рассказов и стихов о лебеде и утке, отгадывание загадок Подборка художественной литературы
Февраль
(1 неделя) Опыт с пером
«Как устроены перья у птиц» Подборка материалов для опыта
14. Февраль
(1неделя) Знакомство с лысухой и чайкой
(метод интеллект карт) Подборка информации о лысухе и чайке.
Наблюдение за лысухой и чайкой
15. Февраль
(1 неделя) Чтение сказок, рассказов и стихов о лысухе и чайке, отгадывание загадок Подборка художественной литературы
16. февраль
(2 неделя) Знакомство с бакланом
(метод интеллект карт) Подборка информации о баклане.
Наблюдение за бакланом
17. Февраль
(2 неделя) Чтение сказок, рассказов и стихов о баклане, отгадывание загадок Подборка и чтение художественной литературы о баклане
18. Февраль
(3 неделя) Опыт с пером: «Что улетит дальше?» Подборка материалов для опыта
Февраль
(3 неделя) Фотовыставка
«Как мы птицам помогали» Подбор фотоматериалов, помощь в составлении коллажа
Февраль
(4 неделя)
Д/и «Узнай птицу по описанию»
«Узнай птицу по голосу» д/и в кругу семьи и по дороге в детский сад
Февраль
(4 неделя) Открытый просмотр
Занятие по развитию речи «Составление описательных рассказов о птицах, используя составленные интеллект карты» Подготовка материалов к открытому занятию.