Наталия Дзюба
Познавательно-исследовательский проект «По странам и континентам. Знакомство с Грецией»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательский проект
«По странам и континентам».
Описание проекта.
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный, сентябрь – апрель.
Цель проекта : расширение представлений детей об окружающем мире. Воспитание толерантности у дошкольников.
Задачи проекта :
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „По странам и континентам, Знакомство с Грецией“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Расширять знания детей о том, что в мире много стран, и у каждой свои традиции, своя культура.
Способствовать накоплению у детей представлений о Греции, развивать познавательную активность.
Способствовать развитию у детей взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия.
Формировать у детей чувство гражданина мира.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Воспитывать художественно – эстетическое восприятие окружающего мира.
Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций. Формировать умение вести диалог с педагогом, умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Актуальность проекта.
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Россия – многонациональное государство, поэтому в современных условиях возросла социальная направленность в формировании личности, одним из факторов которой является воспитание толерантности. Определение слова «толерантность» в разных языках имеет схожее значение. В русском языке толерантность означает способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.
Методических разработок по воспитанию у детей толерантного поведения, способствующего развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Поэтому мы разработали систему занятий, направленных на воспитание толерантности у дошкольников.
Предполагаемый результат проекта :
Дети получат представление об истории, культуре, традициях Греции. Познакомятся с растительным и животным миром Греции.
Познакомятся с мифами Древней Греции, историей проведения Олимпийских игр.
Предполагаемый продукт проекта :
Цикл НОД, способствующей знакомству детей с Грецией, ее историей, традициями.
Фотографии занятий.
Выставки творческих работ детей.
Участие в фестивале «Песни и танцы народов разных стран».
Участие в театрализованном фестивале «Сказки разных стран».
Оформление альбома «Греция», «Олимпийские игры».
Методы и основные формы реализации проекта :
Комплексные и интегрированные занятия.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций.
Беседы.
Сюжетно – ролевые, дидактические игры.
Продуктивная деятельность детей.
Просмотр мультфильмов.
Слушание греческих музыкальных произведений.
Виды детской деятельности:
Непосредственная образовательная деятельность.
Проведение праздников и досугов с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа в соответствии с народным календарем.
Знакомство и проведение русских народных подвижных игр.
Изучение народных праздников ближайших стран – соседей.
Знакомство детей с традициями народов разных стран.
Сюжетно – ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
Театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых лежат сказки народов мира.
Взаимодействие с родителями:
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовались разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной деятельности, совместные праздники, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Консультация для родителей «
Участие в фестивале «Песни и танцы народов разных стран». Родители принимали участие в создании костюмов для выступления, в создании декораций.
Открытое занятие для родителей «Здравствуй, Греция!»
Список литературы:
1. Кун Н. А. Олимпийские боги. – М. :ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 64с.
2. Мифы Древней Греции/ в обр. Н. А. Куна. – М. : Эксмо, 2007. – 224с.
3. Ознакомление с мифами Древней Греции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2006. – 128с.
4. Страны мира. Справочник – путеводитель. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 256с.
5. Энциклопедия для умников и умниц. Древняя Греция. – М. : Махаон, 2012. – 32с.
Содержание проекта.
Подготовительный этап:
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
Подбор методической литературы для реализации проекта.
Подбор наглядно - дидактического материала, художественной литературы, иллюстраций.
Организация развивающей среды в группе.
Большое значение имеет создание развивающей среды.
В специальном уголке в группе находится информация о стране, книги и фотографии, которые ребенок может рассмотреть. Содержание развивающей среды периодически изменяется и обогащается с учетом актуальной информативности и индивидуальных возможностей детей.
Основной этап:
Реализация запланированных мероприятий.
Открытое занятие для родителей «Здравствуй, Греция!».
1. Заключительный этап:
Представление продукта совместной деятельности
Итоговое мероприятие.
Оформление материалов проекта.
Анализ результатов проекта.
Планирование работы по реализации проекта
«По странам и континентам».
Познавательная деятельность :
Беседы: «Здравствуй, Греция!»
«Почему Афины назвали Афинами?»
«Что такое миф?»
«Какой вид транспорта предпочитали греки?»
«Греция – родина Олимпийских игр»
Комплексные и интегрированные занятия:
НОД «Греческий костюм»
НОД «Что такое Олимпийские игры?»
НОД «Путешествие по Греции»
НОД «Греческий танец «Сиртаки»
НОД «Музыкальные инструменты Древней Греции».
Продуктивная деятельность:
НОД аппликация «Ветка Оливы»
НОД рисование «Яблоко раздора»
НОД аппликация «Олимпийский огонь»
Раскрашивание картинок о Греции.
НОД обрывная аппликация «Греческая ваза».
Рисование пластилином «Олива – символ мира».
НОД рисование «Герой любимого мифа».
Игровая деятельность:
Д/ и: «Чудесный мешочек», «Кто герой?», «Собери картинку»,
«Чего не стало».
Настольные игры: «Парные картинки», «Одень гречанку».
Подвижные игры: «Собираем апельсины»,
«Где мы были, что делали», «Море волнуется».
Сюжетно-ролевые игры: «В нашем саду», «Олимпийские игры».
Чтение художественной литературы:
Н. А. Кун «Олимпийские боги», «Боги, дети богов».
«Подвиги Геракла», «Персей», «Лабиринт Минотавра», «Аргонавты», «Яблоко раздора», «Персефона».
Разучивание с детьми стихотворений о Греции.
Музыка:
Слушание греческих новогодних колядок.
Разучивание танца «Сиртаки».
Участие в фестивале «Песни и танцы народов разных стран».
Родители принимали участие в создании костюмов для выступления, в создании декораций.
Родители узнали много интересного о Греции, смогли принять участие в мини – играх вместе с детьми.
Заключительный этап.
Анализ результатов проекта.
Предложенная нами система занятий позволяет активизировать интерес дошкольника к самому себе, к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе. Систематическое толерантное воспитание ребенка с дошкольного возраста обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Беседа в старшей группе по теме «Здравствуй, Греция!»
Цель: Знакомить детей со страной Греция. Дать представления о местоположении Греции, ее истории, традициях.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на планете Земля. Посмотрите, как выглядит наша Земля. Дети рассматривают глобус. Глобус – это уменьшенная модель Земли. Если глобус расправить, у нас получится карта. На карте мы можем усидеть реки, моря, океаны, гору, равнины. Такая карта называется физической. Бывают политические карты. Дети рассматривают политическую карту мира. Обратите внимание, как много стран. На карте каждая страна обозначена своим цветом. Какие страны вы знаете?
Дети называют страны и с помощью воспитателя находят их на карте. Находят и Грецию.
Воспитатель: Мы можем посетить любую из этих стран. На чем мы можем отправиться в путешествие? Ответы детей. Приглашаю вас совершить небольшое путешествие. Проводится разминка:
Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь,
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнут.
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз.
Далеко – далеко ребят он повез.
Воспитатель: Давайте познакомимся с Грецией поближе. Греция – одно из самых древнейших государств. Раньше Грецию называли Элладой, а жителей Эллады – эллинами. Греция расположена на юге Балканского полуострова и прилегающих островах. Берега Греции омывают моря : Эгейское, Ионическое и Средиземное. Древняя Греция состояла из нескольких городов – государств, которые назывались полисами. В каждом полисе были свои законы и своя армия. Случалось, что полисы воевали друг с другом. Самым крупным полисом были Афины. Сейчас Афины являются столицей Греции. Это очень интересный город. На одной улице можно встретить современные здания и здания, построенные много веков назад. Свое название столица Греции получила в честь богини Афины, покровительницы этого города.
Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением мест и достопримечательностей Греции.
Греция – это страна с удивительно богатой историей. Ребята, как вы думаете, откуда мы узнаем про Древнюю Грецию?
Ответы детей.
Воспитатель: Со времен Древней Греции сохранились здания и статуи, рукописные свитки и рисунки, посуда, оружие, украшения и монеты. Историки все это тщательно изучают, восстанавливают целостную картину прошлого.
Древнегреческая посуда украшалась рисунками, рассматривая которые, можно многое узнать о жизни древних греков. Когда – то люди не знали букв и не умели писать, и истории, которые им надо было сохранить, и запомнить, они рисовали. Дети рассматривают иллюстрации рисунков на посуде : человек, ловит рыбу, спортсменам вручается награда и т. д.
Давайте поиграем в игру «Говорящие рисунки». Дети рисуют простые рисунки и объясняют, что нарисовали.
Беседа в старшей группе по теме
«Почему Афины назвали Афинами?»
Цель: Продолжать знакомить детей с Грецией. Расширять представления о ее истории.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, мы с вами познакомились с замечательной страной Грецией. У любой страны есть самый главный город – ее столица. Кто помнит, как называется столица Греции?
Ответы детей, в случае затруднения воспитатель оказывает помощь.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Афины назвали Афинами? Предположения детей.
Воспитатель: Свое название столица Греции получила в честь богини Афины, покровительницы этого города.
Существует миф, что когда был заложен этот город, многие боги хотели, что бы он был назван в их честь. Но самый жаркий спор разгорелся между Посейдоном, богом всех морей и Афиной, богиней мудрости и войны. Афина и Посейдон не смогли договориться и попросили разрешить их спор царя всех богов Зевса. Зевс велел богам преподнести жителям города дар, и чей дар будет лучше, в честь того и назовут город.
Дети рассматривают репродукцию картины «Спор Афины и Посейдона».
Посейдон ударил трезубцем в скалу и из расщелины забил источник. Попробовали люди воду из источника, а она соленая. Отказались люди от такого дара, сказав, что вокруг слишком много соленой воды.
Афина ударила своим копьем в скалу. Копье пустило корни, появились побеги, листочки, дерево зацвело и вскоре покрылось замечательными плодами. Попробовали люди плоды, и они им очень понравились. Афина подарила жителям города оливу, и город был назван Афинами.
Дети рассматривают картинки с изображением оливковых деревьев.
Воспитатель уточняет, что подарили городу Посейдон и Афина. Проводится разминка «Деревья в лесу».
Критерии уровня познавательной активности и сформированности знаний о Греции в процессе реализации проекта «По странам и континентам».
Для выявления познавательной активности и сформированности знаний о Греции выделены следующие критерии:
- элементарные знания о стране : название, местоположение, столица, символы, умение находить страну на карте.
- знания о животном и растительном мире страны.
- знания о традициях, праздниках страны, значимых исторических событиях.
- умение узнавать и называть достопримечательности страны.
Высокий уровень (з балла) :
Владеет элементарными знаниями о стране : называет столицу, местоположение страны. Умеет находить флаг страны, знает цвета флага, знает, что обозначают цвета флага. Умеет находить и показывать страну на карте. Знает, какие природные условия преобладают, умеет называть представителей растительного и животного мира. Знает и называет некоторые праздники и традиции страны. Называет значимые исторические события. Узнает и называет достопримечательности страны. Умеет рассуждать и объяснять, имеет обширный словарный запас.
Средний уровень (2 балла) :
Владеет элементарными знаниями о стране : называет столицу, местоположение страны. Умеет находить флаг страны, называет цвета флага, затрудняется ответить, что обозначают цвета флага. Умеет находить и показывать страну на карте. Знает, какие природные условия преобладают. Умеет называть представителей растительного и животного мира. Затрудняется в назывании праздников и традиций страны, значимых исторических событий. Ответы дает без рассуждений и объяснений. Узнает и называет достопримечательности страны с помощью воспитателя. Речь с ограниченным запасом слов.
Низкий уровень (1 балл) :
Имеет поверхностные знания о стране, затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Умеет находить флаг страны, называть цвета флага, показывать страну на карте с помощью воспитателя. Затрудняется в назывании представителей растительного и животного мира. Затрудняется в назывании праздников и традиций страны, значимых исторических событий, достопримечательностей страны. Ответы дает без рассуждений и объяснений, помощь педагога не принимает. Речь односложная, с ограниченным запасом слов.