Светлана Николаевна
Познавательно-исследовательский проект по окружающему миру в старшей группе «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
ОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»
Воспитатель: Богачева С. Н.
Содержание
Актуальность проекта…. ….3
Цель проекта…. ….…3
Задачи проекта….….….…3
Вид проекта…. ….…. 3
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Тип проекта…. ….…. 4
Целевая аудитория…4
Принципы проекта…. ….….4
Методы проекта….….4
Предполагаемый результат…. …. …4
Этапы реализации проекта …. …. …5
Приложение 1 …. 12
Приложение 2…. ….…14
Приложение 3….…. 15
Приложение 4…16
Приложение 5…18
Приложение 6…21
Актуальность проблемы:
Дети старшей группы в недостаточной степени имеют представле-ния о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных усло-виях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому перспек-тивной целью проекта является развитие познавательного интереса. Ак-туальной целью является: получение детьми необходимых знаний о том, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян.
Цель:
формирование у детей интереса к опытнической и исследователь-ской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.
Задачи:
Обучающие:
-Расширить знания и представления детей о растениях, выращивае-мых на подоконнике;
-Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания куль-турных растений (лук, укроп, перец, горох, бобы, цветы);
-Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Развивающие:
-Развивать познавательные и творческие способности.
-Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изме-нения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они нахо-дятся.
-Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, вла-ги почвы для роста растений.
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
-Получить положительные эмоции от полученных результатов.
Вид проекта : краткосрочный (март 2020)
Тип проекта : познавательно - исследовательский.
Целевая аудитория: дети средней группы, воспитатель, родители.
Интеграция в ходе реализации проекта :
«Позна-ние (ФЦКМ)», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Физическая культура».
Принципы:
- воспитания: создание положительного эмоционального подъема.
- обучения: принцип наглядности, принцип систематичности и по-следовательности, доступности, природосообразности.
Методы:
- наглядный (методы иллюстраций и демонстра-ций) : плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей.
- словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, по-словицы и поговорки.
- практический: посадка семян лука, полив, рыхление почвы.
- наблюдения: наблюдение за прорастанием семян лука.
Предполагаемый результат:
1. Дети опытным путем получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, поливают.
2. С помощью исследовательской работы дети должны будут вы-явить многообразие и разнообразие посевного материала.
3. Дети получат практический опыт создания дневника наблюдений за растениями на подоконнике.
4. С помощью вовлечения в практическую деятельность по выра-щиванию культурно – огородных растений на подоконнике, дети получат представление об этапах роста растений и получении конечного резуль-тата.
5. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор ин-формационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике», составление плана мероприятий по органи-зации детской деятельности
2. Основной: (или этап реализации проекта) : проводятся заплани-рованные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, экспе-рименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презен-тация, итоговая беседа.
Этапы работы Содержание Дата
1. Подготовительный этап Беседа с родителями «Огород на подоконнике».
(Обсудить цели и зада-чи проекта. Сформировать интерес у родителей по созда-нию условий для реализа-ции проекта).
Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла” 3.03.
Подбор наглядно– дидактиче-ских пособий, демонстрацион-ного материала, природного материала,
художественной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Дидактическая игра «Кто скорее соберет» 5.03.
2. Основной этап Рассматривание книг, иллю-страций о растениях. (Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах рас-тений).
Чтение художественной ли-тературы: «Огород бабы Феклы». 5.03.
«Замачивание семян лука и помидор». (Расширять пред-ставление детей об условиях, необходимых для пророста-ния и развития расте-ния (влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о при-родных витаминах. Формиро-вать трудовые умения и навы-ки.)
Беседа: «Какие бывают ово-щи».
Дидактическая игра «Что сажают в огороде?» 10.03.
«Посадка укропа, петрушки».
(Расширять представление де-тей об условиях, необходимых для роста и развития расте-ния (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные по-нятия о природных витами-нах. Формировать трудовые умения и навыки.)
Чтение художественной лите-ратуры: «Пых».
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Дидактическая игра «Собери урожай» 11.03.
«Посадка лука и подсолнеч-ника».
(Закрепить навыки посадки семени подсолнечника. Фор-мировать представление о вы-ращивании этих растений.)
Дидактическая игра: «Один-много».
Отгадывание загадок.
Труд в уголке природы Про-должать учить детей правиль-но строить суждения и делать выводы о создании благопри-ятных условий (воды, света, тепла).
Дидактическая игра «Верш-ки - корешки» 12.03.
Опыт – наблюдение за ро-стом лука в земле.
(Показать детям, как растения вырастают из семян).
Чтение художественной ли-тературы: «Чиполлино».
Дидактическая игра «Найди по описанию» 13.03
Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами лука, укропа, петрушки, под-солнечника.
(Продолжить учить детей за-мечать изменения в росте и развитии растений.)
Дидактическая игра «С ка-кой ветки детки»
Беседа: «Наши растения».
Пальчиковая гимнастика "Компот" 16.03.
Беседа - наблюдение: «Мир комнатных растений»
(Расширять представление де-тей о комнатных растениях, их пользе и строении, научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать интерес к исследовательской
деятельности: учить размышлять, делать выводы.)
Чтение художественной литературы: «Вершки и корешки».
Дидактическая игра «Уга-дай-ка» 17.03.
Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами лука, укропа, петрушки, помидор.
(Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.)
Отгадывание загадок.
Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
Игра-хоровод «Кабачок» 18.03.
Чтение художественной литературы: «Репка», «Спор овощей».
Наблюдение «Растут ли наши растения» за ростом лука, укропа, петрушки, поми-дор.
(Продолжить учить детей за-мечать изменения в росте и развитии растений.)
Подвижная игра «Баба сеяла горох» 20.03
Наблюдение «Растут ли наши растения» за ростом лу-ка, укропа, петрушки, помидор.
(Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.)
Упражнение «Удивляемся природе»
Пальчиковая гимнастика «Пальчики в саду»
Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке» 23.03.
Чтение художественной литературы: «Купите лук».
Наблюдение «Растут ли наши растения» за ростом лука, укропа, петрушки, подсолнечника.
(Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.)
Отгадывание загадок
Труд в уголке природы Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
Игра малой подвижности «Огородник»
24.03.
Чтение художественной литературы: «Овощи».
Наблюдение «Растут ли наши растения» за ростом лука, укропа, петрушки, подсолнечника.
(Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.)
Малоподвижная игра «Вершки-корешки» 25.03.
3. Заключительный: Выставка оформленного ого-рода. Оформление фото отчет о проекте. 27.03.
Приложение 1
Рассматривание овощей, наблюдения за растениями,
растущими на «огороде».
Задачи:
-Закрепить знания детей об овощах.
-Дать знания о том, что растения нуждаются в уходе.
-Рассмотреть с детьми посаженные растения, отметить изменения в их росте. Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.
-Воспитывать бережное отношение к растениям и желание за ними ухаживать.
Ход образовательной ситуации
Проведение игры «Овощи в корзинке».
Ребенку предлагается самостоятельно назвать овощи и вставить в корзинку.
Игра «Угадай загадку».
Взрослый загадывает загадку, ребенок, отгадав, показывает нуж-ную карточку с изображением овоща.
Загадки:
1. Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
2. Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)
3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
4. Под землей птица гнездо свила и яиц снесла. (Картофель)
5. Красненькие сапожки-в земле и в лукошке. (Свекла)
6. Цветки желты, плоды зелены, а созреют – покраснеют. (Помидор)
7. Промеж гор, промеж дол лежит пан – синий кафтан. (Баклажан)
8. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачок)
Физкультминутка.
Воспитатель напоминает, что фрукты растут в саду на деревьях, а овощи в огороде на грядках. После этого педагог вразброс называет овощи и фрукты, а дети, услышав название фрукта, встают на носочки, поднимают руки вверх; а, услышав название овоща, приседают, одно-временно проговаривая, что и где растет.
Рассматривание и называние овощей растущих на огороде (лук, укроп, подсолнечник, петрушка).
Беседа о том, что за растениями необходим уход.
Сначала наш лучок был такой (фото)
Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.
Приложение 2
Опыты и эксперименты
Земля.
Занятие- беседа- исследование: Узнаем какая земля.
Цель: Выявить свойства земли: вес, цвет, консистенция.
Материал, оборудование: земля в контейнерах.
Ход
1. Взвешиваем способом «на руках»
2. Определяем цвет по линейке цветов.
3. Описываем консистенцию земли.
Вода
Занятие- опыт- эксперимент: Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим лу-ком (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Ход
В течении недели наблюдаем за контейнерами. Наблюдения зарисо-вываем в дневник наблюдений.
Солнце
Занятие- опыт- эксперимент: Солнце и лучок.
Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим лу-ком (один стоит на солнышке, другой накрыли коробкой достаточного объема)
Ход
В течении недели ухаживаем за обоими контейнерами, но один не открываем. По истечении недели сравниваем лук в двух контейнерах. Наблюдения зарисовываем в дневник наблюдений.
Приложение 3
Упражнение «Удивляемся природе»
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе,
Вот салат, а здесь укроп,
Там морковь у нас растет.
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой-
С корнем будем выдирать,
Да пониже приседать.
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
Мы ее не будем трогать
Обожглись уже немного.
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки.
Приложение 4
Загадки о зелени
Загадки про петрушку
***
Только снег сойдет весной,
Ты нам киваешь головой!
Ты первой зелени подружка-
Раскудрявая… (петрушка)
***
Сочная и длинная -
Зелень витаминная.
Она тебе шепнё т на ушко:
– Я — не клоун, я — … (петрушка)
Загадки про укроп
Зонтики-головки!
Кружевные пальчики,
По всей грядке ловко!
Разбежались мальчики
- Вы куда бежите? Стоп!
Я хочу сорвать… (укроп)
***
Желтым зонтиком цветет
Друг всех овощей… (укроп)
Загадка про зеленый лук
На грядке зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы ее покрошим в суп,
Приправа эта – зелёный … (лук)
Загадки об огороде, природных явлениях
Если сухо,нет дождей -
Солнце,словно лиходей -
Стебли гобнут насухо :
Зной зовут тот. (засуха).
***
Мы сажаем огород,
Чтобы было что класть в рот,
Лук,укроп,петрушку делим,
И к обеду будет. (зелень).
Приложение 5
Игры к проекту «Огород на подоконнике».
Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и игры малой подвижности)
Дидактическая игра «Кто скорее соберет»
П. З. - учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с по-меткой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется. Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.
Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке) . Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде»
П. з. - учить детей классифицировать предметы по определенным призна-кам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».
Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрыва-ет.
Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в ого-роде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает» Воспитатель. Морковь. Дети. Да! Воспитатель. Огурцы. Дети. Да! Воспитатель. Свекла. Дети. Да! Воспитатель. Сливы. Дети. Нет! Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»
Дидактическая игра «Собери урожай»
П. З. - знать способы хранения овощей и фруктов; уметь подбирать вари-анты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом.
Ход игры. Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрук-та, а дети должны подобрать к нему условные обозначения: хранение, консервация, сушка, заморозка, засолка и т. п.
Дидактическая игра «Вершки - корешки»
П. З. - развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.
Ход игры. Педагог уточняет, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле — вершками. Объясняет; что отвечать можно только двумя словами вершки и корешки. Кто ошибется, заплатит фант, который в конце игры выкупается. Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно — вершки или корешки. Педагог предупреждает, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых овощах съедобно и то и другое.
Дидактическая игра «Найди по описанию»
П. З. - развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.
Ход игры. Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает детям его назвать и показать. Затем взрослый загадывает загадки, дети отгадывают и находят карточку с изображением. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.
Дидактическая игра «С какой ветки детки»
П. З. - развивать память, внимание, словарь прилагательных и числитель-ных; воспитывать умение спокойно реагировать при передаче кона другим детям.
Ход игры. Педагог задает детям вопрос, например: «Как называется дере-во, на котором растут яблоки?» Дети отвечают, отыскивают среди множества фруктов яблоки и «подвешивают» их к веточкам дерева. Педагог просит пересчитать яблоки и ответить, сколько их висит на яблоне. Если дети ошибаются в названии фруктового дерева, то право отгадки передается другим.
Дидактическая игра «Угадай-ка»
П. З. - развивать операцию классификации, внимание; воспитывать умение внимательно слушать указания педагога, ответы товарищей.
Ход игры. Педагог все картинки раздает играющим, предлагает положить картинки с нарисованными фруктами в одну сторону, с ягодами — в другую. Дети должны перечислить фрукты и ягоды и назвать их обобщающим словом.
Педагог раздает картинки с нарисованными ягодами, предлагает играющим картинки с лесными и садовыми ягодами разделить по группам, перечислить, назвать их обобщающим словом. Необходимо учесть, что некоторые ягоды растут и в лесу, и в саду.
Педагог раздает картинки с нарисованными фруктами, предлагает играю-щим разложить по группам картинки с фруктами нашей полосы и жарких стран, перечислить их, назвать обобщающим словом.
Игра-хоровод «Кабачок»
П. З. - развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творче-ский потенциал.
Ход игры. Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют :
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком. Кабачок может танцевать в паре с тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой овощ (баклажан, огурец, помидор и т. п., использовать шапочки-маски.
Подвижная игра «Баба сеяла горох»
П. З. - развивать ловкость, быстроту реакции, внимание; воспитывать чест-ность при выполнении правил игры.
Ход игры. Один из детей становится водящим, все остальные — горошин-ками. Горошинки произносят текст и водят хоровод вокруг водящего.
Баба сеяла горох. (Дети приседают, держась за руки)
Ох! Уродился он неплох. (Приседают)
Ох! Уродился он густой. (Идут в центр.)
Мы помчимся — ты постой!
Горошинки разбегаются по участку, а водящий ловит их. Первый, кого поймают, становится водящим. Водящими могут быть и два и три ребенка. Водящий имеет право только салить.
Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»
П. З. – развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой) .
Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол) .
Поливали огород (показываем, как поливали лейкой) .
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени) .
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся) .
А сейчас ей тесто, бедной,
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
Игра малой подвижности «Огородник»
П. З. - Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу) Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.
Ход игры. Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д. и становится в круг. Один из участников игры – огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:
- Кто там?
- Огородник.
- За чем пришел?
- За репой!
После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:
Сверху репа зелена,
По середке толста,
К концу востра, прячет хвост под себя.
Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет.
Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот на кого веду-щий укажет (глазами или жестом, подает голос, стараясь его изменить :
- Я репа, ау!
Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угада-ет верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.
Малоподвижная игра «Вершки-корешки»
П. З. - знать названия овощей, уметь различать корнеплоды; быстро реаги-ровать на название овоща — приседать, если это корнеплод, поднимать руки вверх, если овощ созревает наверху.
Ход игры. Дети стоят в кругу, педагог называет овощи, а дети должны вспомнить как они растут, что люди едят вершки или корешки, в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. Кто ошибается, тот выбывает. Педагог выполняет действия с месте с детьми, сбивая их с толку. Награждается самый внимательный и знающий.
Приложение 6
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”
Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)
Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладо-нями.)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)
Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по сто-лу.)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)
Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения)
Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя) .
Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки.)
Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают пальцы
В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)
Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.)
Пальчиковая гимнастика "Компот"
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать “ковшиком” указатель-ным пальцем правой руки “мешают”)
Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большо-го.)
Вот:
Будем яблоки крошить, (имитируют движения, крошат)
Грушу будем мы рубить. (имитируют движения, рубят)
Отожмем лимонный сок (имитируют движения отжимают)
Слив положим и песок. (имитируют движения)
Варим, варим мы компот. (“варят” и мешают”.)
Угостим честной народ. (угощают)
Пальчиковая гимнастика «Пальчики в саду»
Раз, два, три, четыре, пять,
вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в сад пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот резал,
этот ел,
ну, а этот лишь глядел!
Приложение 6