Ирина Белозерова
Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Если с самого раннего возраста приобщать ребенка к работе на собственной маленькой грядке, это благотворно скажется на его мировосприятии. А приобщение к посильному труду по уходу за растениями поможет в развитии таких качеств, как ответственность, целеустремленность и любознательность.
Самое настоящее чудо для детей в весенний период - это создание огорода на окне. Многие родители, не имеющие свои огороды и дачи, не подозревают, что зеленое царство может вызвать огромный интерес у детей. Так как мир вокруг себя ребенок познаёт практически, поэтому дети должны непосредственно участвовать в уходе за растениями.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях и их пользе для организма. Чтобы удовлетворить детскую любознательность мы создали огород на окне. Проект дает возможность детям увидеть: как растут культурные растения, какие условия необходимы для их роста и чем же они полезны. Умение самим посадить семена, ухаживать за ним, пронаблюдать, как и насколько быстро они вырастут, вселяет в детей чувство гордости и победы.
Тип проекта : познавательно-исследовательский, обучающий.
По числу участников: групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Сроки реализации проекта :(2 недели)
Участники проекта : дети,воспитатели, родители.
Методы и приемы: наглядный, игровой, словесный, практический. Наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности, работа с родителями.
Форма работы: групповая (дети подготовительной группы).
Цель педагога: Создание благоприятных условий для экологической работы с детьми в весенний период. Формирование у детей интереса к окружающему миру.
Цель детей: наблюдение за растениями на окне.
Задачи проекта :
Задачи проекта для детей : внимательно наблюдать за растениями, слушать литературные произведения и беседы, рассматривать книжные иллюстрации, заучивать наизусть потешки, стихи, активно участвовать в играх, ухаживать за растениями.
Задачи проекта для родителей : дома проводить игры и наблюдения по рекомендации воспитателя, на прогулке наблюдать с детьми за природными явлениям, принимать активное участие в конкурсах рисунков и поделок и самое главное быть для детей примером бережного отношения к растениям. Приобщать детей к уходу за домашними растениями.
Задачи проекта для педагога :
Образовательные: учить детей ухаживать за растениями, называть каждую культуру; дать наглядное представление детям о том, что для роста растения необходимы свет, тепло, вода. Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию
Развивающие: развивать познавательный и творческий интерес детей, трудовые навыки, речь, воображение, память, внимание.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, уважение к труду, желание участвовать в общем деле.
Проблема дети: Во время принятия пищи часто обращаю внимание детей, что овощи очень полезны для детского организма. Замечаю недостаточные знания детей об овощных культурах, условиях их выращивания, о пользе овощных культур для здоровья человека.
Гипотеза проекта : Мы предполагаем, если мы создадим условия и будем ухаживать за растениями, то сможем собрать урожай!
Ожидаемые результаты в работе с детьми:
Проект позволит сформировать познавательные способности в процессе исследовательской деятельности. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
У детей сформируются знания о пользе овощей, о росте растений в комнатных условиях.
Ожидаемые результаты в работе с родителями: Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап.
Используя метод 3 вопросов узнала, что знают по этой теме дети.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач
Подготовка материалов.
Изучение литературы.
Составление картотек физминуток, пальчиковых и артикуляционных гимнастик, подвижных игр.
Подбор художественной литературы и иллюстраций.
Работа с родителями:
Беседа с родителями о предстоящей работе.
Подготовка семян и луковиц.
Приобретение оборудования (земля, контейнеры, семена).
2. Основной этап:
Рассматривание и сравнение семян.
Посадка: лук коллективно.
Посев: петрушка, щавель, бархатцы.
Исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений.
Подготовка почвы.
Знакомство с моделью трудового процесса.
Посадка.
Установка на светлое место.
Полив.
Рыхление.
Оформление огорода на окне.
Наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием.
Знакомство с моделью строения растения.
Беседы:
«Земля – какая она»;
«Семена растений отличаются друг от друга»;
«Овощи, фрукты, полезные продукты»;
«О пользе лука».
Цель: формирование у детей интереса к исследовательской. деятельности по выращиванию культурных растений в. комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Опытно -экспериментальная деятельность:
«Вода и лук»;
«Солнце и росток»;
«Проращивание семян».
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правильных приёмах по уходу за комнатными растениями.
Практическая деятельность:
Отбор и посев семян.
Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
Цель: Развивать представления детей о жизни растения, его размножении, строении.
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Большой, маленький», «Собери из частей овощи», «Узнай и назови» (овощи и фрукты, «В борщ или компот», «Волшебный сундучок», «Вершки и корешки», «Мой любимый овощ».
Цель: формирование и закрепление представлений об овощах и корнеплодах, об их размерах, цветах, формах, внешнем виде, расширение знаний о выращивании и употреблении огородных растений.
Подвижные игры:
«Огородник»;
Подвижная игра - эстафета "Собери урожай";
Хороводная игра «Огородная хороводная»; «Овощи - фрукты».
Цель: укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений.
Сюжетно-ролевые игры:
«Огород»;
«Магазин»;
«Поездка на дачу»;
«Приготовим щи для кукол».
Цель: воспитывать культуру поведения во время еды,. Развивать речь и мышление. Развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка.
Речевое развитие.
Чтение художественной литературы потешки про овощи, фрукты.
Стихи:
А. Максакова «Посадила в огороде помидоры и картофель»;
Т. Казырина «А у нас в саду порядок мы вскопали десять грядок»;
В. Коркина «Что растет у нас на грядке?»;
С. В. Михалков «Овощи».
Сказки:
«Репка»;
«Вершки и корешки».
Рассматривание иллюстраций.
Цель: Закрепить знания детей об овощах,развитие слухового восприятия, логического мышления, тактильного восприятия.
3. Заключительный этап.
Составлен тематический план реализации проекта.
Фотоотчёт «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
Итоговая беседа с детьми «Урожай у нас неплох».
Высадка рассады цветов на клумбе на улице.
Работа с родителями:
Презентация проекта для родителей.
Беседа для родителей «Зеленый мир на окне».
Предложить мамам и папам привлечь своего ребёнка к посадке и уходу за растениями в своем огороде, выделив для этой цели небольшую грядку для малыша.
Изготовлен макет огорода на подоконнике.
Итоговые результаты:
Дети активно участвовали в реализации проекта : помогали в посадке луковиц и семян, следили за всходами, регулярно рыхлили и поливали землю. Вместе с детьми мы посадили семена: лука, петрушки, щавеля, бархатцы. Выращивая, ухаживая за растениями, дети наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму, цвет и даже запах листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
У детей появится интерес к растениям. Они могут различать некоторые виды растений, узнали много интересного из жизни растений, исследовали опытным путём условия, необходимые для их роста. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями- это прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность и целеустремлённость.
Перспективы дальнейшего развития проекта : Проект «Огород на окне» можно реализовать на любой группе, любом возрасте воспитанников ДОУ. Проект может быть проведен неоднократно с небольшими усложнениями и дополнениями по мере взросления детей. Проект позволил привлечь семьи воспитанников к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества; повысил компетентность педагогов и родителей в области воспитания экологической культуры.