Екатерина Оленчик
Познавательно-исследовательский проект «Лето — славная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект
в группе «Пряничный домик»
Тема: «Лето славная пора»
Участники проекта :
- дети 1 младшей группы 3,5-4 лет
- родители;
- воспитатели: Оленчик Е. С.
Вид проекта : краткосрочный (1 неделя) с01.06.2020 по 05.06.2020
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Актуальность данного проекта :
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Лето — славная пора“» размещена в разделах
Лето – прекрасная и удивительная пора! Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Очень важно, чтобы жизнь детей в этот период была содержательной и интересной. Дети младшей группы только начинают изучать окружающий нас мир. И поэтому, немало важно для детей этого возраста развитие элементарных сенсорных представлений, наглядно - действенного мышления. Организованная - образовательная и опытно - исследовательская деятельность, дидактические игры способствуют развитию у детей познавательной активности. Подвижные игры, развлечения, утренняя гимнастика, физкультура на свежем воздухе, игры с песком обеспечивают необходимый уровень физического и психического здоровья детей. Привлечение родителей к данному проекту и проведения интересного досуга в семье.
Проблема проекта :
Дети, которые только-только начинают познавать окружающий мир, имеют небольшие представления о природных явлениях живой и неживой природы, в том числе и о лете. Именно в возрасте 2-3 лет у детей чаще всего возникают вопросы – почему и зачем? В беседах дети не могут сами ответить на многие вопросы, например: Что происходит в природе летом? Зачем нужно солнышко? Откуда появляются лужи? Для чего нужен дождик? В целях формирования у детей представлений о сезонных явлениях природы был разработан данный проект.
Цель проекта
Формирование у детей представлений о сезонных явлениях живой и неживой природы.
Задачи проекта.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать любознательность, эстетические чувства.
Обогащать словарь детей новыми словами.
Развивающие:
Развивать у детей видеть необыкновенную красоту природы и радоваться окружающему миру;
Развивать наблюдательность, творческое воображение, представления об окружающем мире, произвольную память и внимание;
Обучающие:
Формировать у детей умение отмечать летние изменения в природе;
Формировать у детей умение передавать образы в продуктивной деятельности;
Формировать у детей умение слушать и понимать художественное слово;
Формировать у детей умение экспериментировать;
Формировать у детей представления о взаимосвязи природы с человеком;
Ожидаемые результаты для детей:
1. Обогащение знаний о сезонных явлениях природы;
2. Формирование у детей умений экспериментировать;
3. Формирование у детей умений взаимодействовать друг с другом и с родителями.
4. Изготовление поделок (построек,атрибутов)для участка,родителями совместно с детьми.
Методы проекта :
• Игровые: дидактические игры: «Подбери серединку к цветку и бабочке», «Подбери колеса к машине», «Кто где живет?», подвижные игры: «У медведя во бору», «Лохматый пёс», «Пузырь», «Карусель», «Солнышко и дождик».
• Игра-ситуация «Солнечные зайчики»;
• Игры с водой: «Плывет, плывет кораблик», «Ветерок (сдуй лодочку)».
• Словесные: чтение художественной литературы, чтение потешек «Радуга-дуга, не давай дождя…», «Привяжу я козлика», «Я козочка Ме-ке-ке», «Ой, ду-ду…».
• Наглядные: рассматривание книг, иллюстрации о лете.
• Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, музыкальное развитие.
Этапы проекта.
Подготовительный:
- Изучение анализ и обобщение методической литературы и пособий по теме лето.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для проекта.
-Подбор материала для художественного творчества
- Подбор художественный литературы о лете.
- Подбор и изготовление атрибутов к играм.
- Подбор материала и оборудования для проведения бесед, игр с детьми.
-Разработка консультаций для родителей.
Реализация проекта :
-Беседы «В мире насекомых», «Насекомые – польза и вред»
-Работа с календарём погоды
-Наблюдение за неживой природой, за изменением растительного мира под воздействием тепла, за птицами, насекомыми на участке.
-Рассматривание книги «Времена года», детских энциклопедий, альбомов.
-Экспериментирование с водой, ветром.
-Чтение, заучивание потешек, пальчиковых игр, стихотворений о лете, загадывание загадок о летних явлениях природы.
-Рисование «Одуванчики», «Нарядные бабочки», «Солнышко лучистое, улыбнулось весело» (на песке).
-Лепка «Насекомые», «Солнышко»,
-Подвижные, дидактические игры, комплексы утренней гимнастики
Основной этап.
Образовательная область Содержание деятельности
Социально-коммуникативное развитие Д/ и: «Подбери серединку к цветку и бабочке»;
«Подбери колеса к машине»;
Беседа «Как вести себя на прогулке в детском саду летом».
Беседы: «Насекомые – польза и вред», «Чужие или уличные животные».
Консультация для родителей «Безопасность детей летом».
Памятка «Осторожно, ядовитые грибы»,
«Безопасность ребёнка на улице»
Познавательное развитие Беседа «Путешествие в мир насекомых».
Работа с календарём погоды.
Наблюдение за неживой природой, за изменением растительного мира под воздействием тепла, за птицами, насекомыми на участке.
Рассматривание книги «Времена года», альбомов.
Экспериментирование: «Влияние солнечного света для жизни на Земле», «Солнечный зайчик», «Шарики-капельки», «Султанчики или флажки», «Дуем, дуем ветерок»,«Сыпучий песок», «Мокрый песок», «Рисуем на песке».
Игры с водой: «Плывет, плывет кораблик», «Ветерок (сдуй лодочку)».
Д/и «Садовые и полевые цветы», «Фрукт и дерево», «Насекомые».
Папка-передвижка «Летние наблюдения»
Консультации для родителей: «Играем с водой и песком», «Как организовать поисково – познавательную деятельность детей».
Речевое развитие Рассматривание картинок.
Загадки о летних явлениях в природе.
Пальчиковые игры: «Насекомые», «Бабочка», «Колокольчики», «Дождик», «Жук», «Солнышко-ведрышко».
Чтение потешек «Радуга-дуга, не давай дождя…», «Привяжу я козлика», «Я козочка Ме-ке-ке», «Ой, ду-ду…».
Разучивание и закрепление потешек, стихотворений о лете.
Подбор загадок о летних явлениях природы.
Составить рассказ «Кто живёт в траве?», «Мой любимый цветок».
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Одуванчики», «Нарядные бабочки», «Солнышко лучистое, улыбнулось весело» (на песке).
Лепка «Насекомые», «Солнышко»,
Слушание и исполнение - Детские песни о лете.
Подбор песен для детей о лете.
Физическое развитие Подвижные игры: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Солнышко и дождик», «Ловишки», «Карусель»;
- «Медведь и пчелки»;
Игра-ситуация «Солнечные зайчики»;
Комплексы утренней гимнастики:
- «Солнышко лучистое»;
- «Поход в лес»;
- «Бабочки»;
- «Жучки-паучки»;
- «В гостях у солнышка» .
Заключительный этап:
Украшение участка поделками, изготовленными родителями совместно с детьми.
Консультации для родителей.
Материально-технические ресурсы необходимые для реализации проекта :
Иллюстрации, художественная литература, DVD диски.
Используемая литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы. – М. : Мозаика-Синтез, 2014г.
2. Иванова Н. В. Социальное развитие детей в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
3. Давыдова О. И. Адаптационные группы в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
4. Возная В. И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
5. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. – М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 2006. – 208 с.
6. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду. – М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 2009. – 96 с.
7. Белая К. Ю. Разноцветные игры. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 336 с.
8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
9. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
10. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду. – Ростов – н/ Д: Феникс, 2006, - 192 с.
11. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
12. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. М. : АСТ: Астрель, 2007. – 61 с.
13. Михайлова М. А. Поём, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль : Академия развития, 1996. – 240 с.
14. Богоусловская З. М. Развивающие игры. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с.
15. Урмина И. Инновационная деятельность в ДОУ. – М. : Линка – Пресс, 2009. – 320 с.