Дышлюк Евгения Петровна
Познавательно-исследовательский проект «Легополис» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Легополис»
для детей младшего дошкольного возраста
Составитель:
воспитатель первой квалификационной категории
Дышлюк Евгения Петровна
Село Лётно-Хвалынское
2020 год
Пояснительная записка
«Дайте ребенку простор для творчества.
Все остальное он сможет сам!»
(Л. С. Выготский)
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы моделирования, учится создавать постройки по образцу, схеме, рисунку.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание моделей из различных видов конструкторов («Лего», «Томик», «Соломка», которые обеспечивают многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Конструирование, как вид деятельности, способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Организуя работу с детьми младшего возраста нашего детского сада, мы поставили перед собой задачи научить их создавать конструкции конкретного назначения, а именно – постройки зданий своего села, места, где они живут, играют, ходят в детский сад. Привить воспитанникам умение определять геометрические формы деталей и сопоставлять их друг с другом. Так же, используя возможности своего региона, развивать у детей способность к постройке конструктивных образов по заданной тематике, уметь экспериментировать и преобразовывать предполагаемые модели, создавать постройки знакомых объектов, домов и улицы, на которой они живут, достопримечательностей своего села. Выявлять у ребят умение создавать сюжетные композиции, видеть образ и сопоставлять его с деталями конструктора.
В рамках нашего проекта в качестве моделей для построек мы использовали следующие объекты: дома, улицы села, детская спортивная площадка села, здание детского сада и игровые площадки, памятник самолета-истребителя МиГ-17.
Календарное планирование проектной деятельности с детьми разделено на тематические недели и определяет темы объектов построек. Конструирование является продуктивным видом деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта. Так, в нашем проекте мы с детьми постарались воплотить в жизнь объекты и строения, которые дети видят каждый день и взаимодействуют с ними.
Данный проект предлагает использование нескольких видов конструктора, как инструмента для формирования у дошкольников предпосылок инженерного мышления в процессе развития навыков конструирования и моделирования достопримечательностей села Летно-Хвалынское Спасского района Приморского края, стимулирования технического творчества и познавательного развития детей.
В ходе проекта будет раскрыта работа по формированию предпосылок инженерного мышления у дошкольников посредством развития конструктивной деятельности и технического творчества через конструирование. Такая работа позволит:
- помочь детям в индивидуальном развитии;
- повысить мотивацию к познанию и творчеству;
- будет стимулировать творческую активность;
- развивать способность к самопознанию;
- приобщить к общечеловеческим ценностям;
- успешно организовывать детей в совместной деятельности с другими детьми и взрослыми.
Проект совмещает в себе работу по конструированию и развитию патриотического воспитания, что в свою очередь, поможет нам воспитать в детях чувство любви к своей малой Родине, вызвать у них уважение и гордость за своих односельчан.
Цель проекта :
формирование предпосылок основ инженерного мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством использования разных видов конструктора на архитектурных образцах села Летно-Хвалынское.
Задачи проекта :
Образовательные:
расширить знания детей о различных видах конструктора и дать первоначальные представления по конструированию архитектурных построек;
закрепить умение работать с различными видами конструктора;
продолжать знакомить детей с достопримечательностями села Летно-Хвалынское;
формировать умение создавать сюжетные композиции в процессе конструирования;
закрепить правила безопасной работы при конструировании. Воспитательные:
развивать у воспитанников интерес к моделированию и исследовательской деятельности, стимулировать детское техническое творчество;
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, умение доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
формировать положительное отношение к истории своего села, его настоящему и будущему.
Развивающие:
формировать познавательную активность дошкольников, конструктивные навыки и творческую инициативу; развивать психофизиологические качества детей : память, внимание, логическое и аналитическое мышление; совершенствовать мелкую моторику;
развивать у детей интерес к техническим видам творчества, расширять инженерное мышление при создании конструкций и моделировании.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, игровой.
Участники проекта : младшая группа общеразвивающей направленности дети 3-4 лет, воспитатель, родители.
Сроки реализации проекта : 03.02.2020г – 27.03.2020г
Ресурсное обеспечение и материалы:
• материально-техническое:
- мебель по росту детей (столы и стулья)
- демонстрационная магнитная доска
- демонстрационный столик
- ковер для напольных игр
-наборы конструкторов: «Лего» (крупные и мелкие детали, «Соломка», «Томик»;
- ТСО (компьютер, проектор, музыкальная колонка)
- игрушки для обыгрывания ситуаций («Самоделкин», машины, игрушки животных, куклы).
• учебно - методическое (наглядно-демонстрационный материал);
• художественная литература (сказки, стихотворения, произведения авторов).
Формы работы и реализации проекта :
- индивидуальная (дидактические, строительные, ролевые игры);
- самостоятельная (самостоятельное конструирование);
- досуговая (конкурс, викторина);
- сотворчество взрослых и детей (индивидуальная работа педагога в паре с ребенком или подгруппой детей).
Продукты проекта :
• архитектурные постройки из конструкторов;
• презентация «Легополис»;
• видеоролик;
• сборник консультаций для педагогов «Педагогическая гостиная».
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный:
• повышение квалификации педагога в вопросах развития предпосылок инженерного мышления у детей;
• анализ методической литературы по данной теме;
• изучение возможностей внедрения конструктивной деятельности в образовательный процесс;
• анализ имеющихся материально-технических условий;
• определение актуальности и значимости проекта, постановка цели и задач, разработка плана, поиск форм реализации проекта;
• разработка содержания проекта : подготовка методического материала для работы с детьми и родителями;
• подбор строительного материала и создание игровой предметно-пространственной среды.
2 этап – практический:
• практическое осуществление продуктивной, творческой деятельности по формированию познавательной активности и развитию конструктивных навыков у детей младшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность;
• творческая мастерская: изобразительная деятельность детей по данной тематике.
3 этап – обобщающий:
• систематизация и обобщение полученных результатов;
• определение перспективы продолжения работы в данном направлении
• трансляция полученного опыта работы по данной теме, презентация проекта «Легополис»;
• создание видеоролика;
• публикация в СМИ.
Календарно-тематическое планирование
проектной деятельности :
Раздел плана и задачи
Содержание деятельности Сроки исполнения
Тема недели:
«Знакомство»
Задачи:
-познакомить детей с разными видами конструктора, с историей их создания;
-познакомить с техникой безопасности при проведении игр, формировать бережное отношение к конструктору;
-рассмотреть детали конструкторов и способы их крепления;
-познакомить детей с историей основания села, в котором они живут. -Мини-презентация «Знакомство с конструкторами: «Лего», «Томик», «Соломка» : название деталей и предметов по форме (кубик, кирпичик, круг, крыша, арка);
- дидактические игры: «Давайте, познакомимся!», «Учимся, играя»;
- игровой диалог «Самоделкина» с детьми о правилах безопасности во время игр с конструктором;
- дидактические игры: «Найди деталь, как у меня», «Собери фигурку по памяти» (из 4-6 деталей);
- игра-исследование «Построй с закрытыми глазами» (развитие тактильных ощущений, умение на ощупь найти нужную деталь);
- настольный театр «Три поросенка»;
- игра-задание «Домики для трех поросят из конструктора «Томик»;
- познавательный разговор с детьми «Мое родное село Летно – Хвалынское»;
- задание по образцу «Горка на спортивной площадке в нашем селе» (конструирование из деревянного конструктора «Томик»);
- чтение художественной литературы:
Г. Люшкин «Строители»,
стихотворение «Лего – конструктор»;
- дидактическая игра «Волшебные узоры» (составление симметричных узоров);
- игровое упражнение «Найди кирпичик, как у меня»;
-развивающая игра «Полосатая змейка» (постройка образца по карточке);
-дидактическое упражнение «Собери лесенку»;
-игра-путешествие в сказку (совместная конструктивная деятельность) «Домики для своих любимых животных» («Лего» -конструктор). 03.02.20 – 07.02.20г
Тема недели:
«Мой дом»
Задачи:
- развивать интерес к конструированию;
-выявлять умения сооружать элементарные постройки по образцу, различать знакомые детали;
-побуждать детей к совместному обыгрыванию ситуации в процессе моделирования;
-формировать умение выделять основные части конструкции, детали из которых эти части построены; изменять постройку в высоту;
-повышать степень самостоятельности при сооружении постройки;
-развивать желание сооружать в постройках свой дом.
- Дидактическая игра «Мой дом»;
- рассматривание альбома «Мебель»;
- чтение художественной литературы:
С. Баруздин «Кто построил этот дом?»,
С. Маршак «Откуда стол пришел»,
Л. Толстой «Три медведя»;
- моделирование: «Мебель для комнаты», «Стульчики для гостей»;
- конструктивная деятельность «Как мы построили кроватки для трех медведей» (из конструктора «Лего»);
-игра-исследование «Всё для дома» (какие предметы необходимы в доме);
- дидактическая игра «Опасные ситуации у тебя дома»;
- словесная игра «Посмотри, как хорош дом, в котором ты живешь!» (уметь подобрать как можно больше хороших слов для описания своего дома);
- строительная игра «Что нам стоит дом построить!» («Лего» - конструирование);
- дидактическое упражнение «Найди лишнюю деталь»;
- строительное экспериментирование «Построим игровую площадку возле дома» (из строительного материала «Томик»;
-игровой эксперимент «В мире опасных предметов» (о безопасном нахождении дома; правила обращения с бытовыми приборами);
- игра – инсценировка по сказке С. Я. Маршака «Кошкин дом»;
- дидактическая игра «Комната для Зайки»;
-тематическое конструирование: «Дом, в котором мы живем!» (коллективная работа).
10.02.20.- 14.02.20г
Тема недели:
«Любимый детский сад»
Задачи:
-поддерживать у детей любовь к своему детскому саду, месту, в котором они проводят большую часть своего времени;
- продолжать знакомить детей с территорией детского сада и учить ориентироваться в пространстве;
- развивать навыки конструирования, формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, ее название;
-развивать мелкие мышцы кистей рук (моторику); - Квест - игра «Мой детский сад»;
- тематическая викторина «Что мы знаем о детском саде «Лучик»;
- свободное конструирование из строительного материала «Томик» : «Мебель в моей группе», «Кукольный уголок в моей группе»;
- маршрутная игра «Дорожка» (ориентация в пространстве);
- строительная игра «Домик для игрушек» (из строительного набора «Лего»);
-дидактическое упражнение «Больше - меньше»;
- русская народная игра «Городки»;
- конструирование по замыслу «Спортивная площадка в детском саду»;
- игра-исследование «Деревья и кустарники на нашем участке» (вспомнить названия деревьев и где они расположены);
- Дизайн – мастерская «Мой любимый детский сад» (коллективное моделирование здания и территории детского сада из конструктора «Лего»).
17.02.20 – 21.02.20г
Тема недели:
«Игровая площадка»
Задачи:
- продолжать формировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать, придумывать новые детали к постройкам;
-развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление. - Маршрутная игра «Игровая площадка нашей группы»;
-конструирование по замыслу: «Скамейки для детей», «Песочница», «Горка», «Беседка» (конструктор «Томик»);
- чтение художественной литературы:
Б. Заходер «Строители»;
русская народная сказка «Морозко»;
- дидактическая игра «Найди постройку»;
- конкурс ледовых фигур «Зимние фантазии»;
-экспериментирование «Цветные льдинки» (опыты с замораживанием воды);
- словесная игра «Расскажи о соседних игровых площадках» (какие группы на них играют, как зовут детей соседних групп и их воспитателей);
- игровое упражнение «Построим игровую площадку нашей группы» (сюжетное конструирование из деталей конструктора «Томик»).
24.02.20 – 28.02.20г
Тема недели:
«Моя улица»
Задачи:
-обогащать знания детей об истории образования села Летно-Хвалынское, о людях, живущих в селе;
- знакомить с основными частями конструкции дома: стены, пол, крыша, окна, двери;
- закреплять умение скреплять детали, делать перекрытия, вставлять окна и двери;
-упражнять в усвоении пространственных понятий (внизу, наверху, впереди, позади, слева, справа);
- учить анализировать образец будущей постройки;
- способствовать игровому общению в совместной деятельности.
- Сундучок знаний: «История моего села»;
- заочная экскурсия по селу Летно-Хвалынское (на основе фото - материала);
- игра-исследование «Дома высокие и низкие» (каких домов больше в селе - высоких или низких);
- деловой эксперимент «Окна и двери в доме» (зачем нужны двери и окна., чего больше: дверей или окон в доме);
- игра-диалог «Опиши свой дом, какие объекты находятся рядом с твоим домом»;
- конструирование по замыслу: «Дома на моей улице» (работа в подгруппах с конструкторами «Томик» и «Лего»);
- чтение художественной литературы:
С. Михалков «Моя улица»,
М. Ильин «Машины на нашей улице»,
- деловая игра «Мой дом» (повторить название улицы, на которой живешь);
- игровые упражнения «Один – много»; «Высокий - низкий»;
-игра - задание «Постройка мостика, гаражей» (из строительного материала «Лего»);
- дидактическая игра «Деревья в парке» (названия деревьев, которые растут в парке нашего села);
- ситуативный разговор «Безопасность на дороге»;
- подвижная игра «Светофор»;
- творческое конструирование «Парк и улица моего села» (коллективная работа).
02.03.20 – 06.03.20г
Тема недели:
«Спортивная площадка нашего села»
Задачи:
- закреплять умение строить объёмные конструкции, части сооружения;
- упражнять в умении делать ограждения для постройки, устанавливать детали вертикально и горизонтально;
- развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования;
- закреплять желание работать в коллективе.
- Игра - рассуждение по ЗОЖ «Как вырасти здоровым»;
- проблемная ситуация «Путешествие в Лего – страну» (письмо от жителей Лего-страны с просьбой о помощи в постройке игровой площадки);
- строительная игра «Спортивный турник, горка и карусели для Лего-страны» (строительный материал «Томик»);
-информационная шкатулка «Безопасное поведение на спортивной площадке»;
- развивающая игра «Собери цепочку» (подбор деталей по цвету и форме);
- речевая игра «Отрабатываем предлоги «За» и «На»;
- творческая мастерская: аппликация «Волшебные узоры» (составление симметричных узоров);
- игровое упражнение «Передай кирпичики»;
- сюжетное моделирование «Лего – спорт» (спортивные сооружения на игровой площадке).
10.03.20 – 13.03.20г
Тема недели:
«Автобусная остановка»
Задачи:
- формировать у детей представление о своем селе, о расположении объектов на его территории, о безопасном поведении на улицах села;
- закреплять с детьми знания о переходе улицы в положенном месте, знание городских видов транспорта и правила поведения в автобусе;
- побуждать детей обыгрывать ситуацию в ролевых играх, в конструктивной деятельности, поддерживать инициативу детей в игре. - Ситуативная игра «Автобусная остановка»;
- тематическая беседа «Правила поведения в общественном транспорте»;
- чтение художественной литературы:
Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»
Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике»;
-рассматривание фото - альбома «Транспорт»;
- ролевая игра «Водители и пешеходы»;
-художественное творчество: рисование «Автомобиль»;
- энциклопедия безопасных ситуаций «Дети на дороге»;
-конструирование по образцу: «Грузовик для песка» («Лего» - конструктор);
- тематическая ситуация «Пешеходный переход» (правила перехода улицы);
- дидактическая сказка «Светофор;
-творческая мастерская: пластилинография «Светофор»;
- викторина «Азбука безопасности»;
- строительная игра «Мы едем на автобусе» (коллективное моделирование автобуса).
16.03.20 – 20.03.20г
Тема недели:
«Памятник в честь павших в боях ВОВ: истребитель
МиГ - 17»
Задачи:
- развивать конструктивные навыки, упражнять в составлении целого из частей, по образцу и по замыслу;
- учить строить самолеты, космический корабль, выделяя функциональные части;
- стимулировать интерес к творчеству, воспитывать патриотизм;
- формировать представления детей об армии, о военных профессиях, о видах военной техники. - Клубный час «История военного аэродрома в нашем селе»;
- чтение художественной литературы:
З. Александрова «Родина»,
Е. Дюк «Про дедушку»,
С. Баруздин «За Родину»;
- Музыкальная гостиная «Военные песни»;
- рассматривание иллюстраций: «Военная техника», «Памятник в честь павших в боях ВОВ: истребитель МиГ – 17»;
- конструирование по образцу: «Самолеты» (индивидуальные постройки из конструктора «Лего»);
- настольная игра «Собери части самолета»;
- строительная игра «Собери башенку»;
- продуктивная деятельность: аппликация «Военный самолет»;
- гостиная «Самоделкина» - правила безопасного конструирования из деталей конструктора «Соломка»;
- игра - фантазирование: «Ракета», «Космический корабль» (поделки-модели из конструктора «Соломка»);
- моделирование по замыслу «Самолеты на аэродроме» (конструктор «Лего»).
23.03.20 – 27.03.20г
Ожидаемые результаты проекта :
• у воспитанников расширились знания о различных видах конструктора и умение работать с ним, развились навыки в конструировании архитектурных построек;
• у ребят сформировалось умение создавать сюжетные композиции в процессе конструирования, закрепились навыки безопасной работы в процессе конструирования;
• усовершенствовались конструктивные навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
• у детей появился интерес к самостоятельному моделированию построек, развилась познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива;
• сформировались коммуникативные навыки у ребят при работе в паре, в детском коллективе, при распределении обязанностей, укрепилось желание трудиться, выполнять задания в соответствии с заданной целью, умение завершать начатую работу;
• воспитанники группы познакомились с достопримечательностями села Летно-Хвалынское, его историей и научились создавать образ знакомых строительных объектов в конструировании;
• развился интерес у детей к техническим видам творчества, расширилось инженерное мышление при создании сложных конструктивных сооружений.
Используемая литература:
1. Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2017.
2. Комарова, Л. Г. Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 120 с.
3. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. - полиграф центр «Маска», 2018.
4. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М. ; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2016.
5. Лусс Т. С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего : пособие для педагогов-дефектологов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
6. Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л. Я Гальперштейн. — М. ;ООО «Росмэн-Издат», 2017.
7. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста : методические рекомендации/ авт. -сост. И. В. Анянова, С. М. Андреева, Л. И. Миназова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» Нижнетагильский филиал. – Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» НТФ. – Нижний Тагил, 2016. -168с.
8. Фешина Е. В. «Лего» - конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2017.
9. https://zen.yandex.ru/media/dv_destroy/zabroshennyi-voennyi-aerodrom-dalnei-aviacii-hvalynka-5dc64e30760122197c9abb97.