МААМ-картинки

Познавательно-исследовательский проект «Легополис» для детей младшего дошкольного возраста

Дышлюк Евгения Петровна
Познавательно-исследовательский проект «Легополис» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Легополис»

для детей младшего дошкольного возраста

Составитель:

воспитатель первой квалификационной категории

Дышлюк Евгения Петровна

Село Лётно-Хвалынское

2020 год

Пояснительная записка

«Дайте ребенку простор для творчества.

Все остальное он сможет сам!»

(Л. С. Выготский)

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Легополис“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение.

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы моделирования, учится создавать постройки по образцу, схеме, рисунку.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание моделей из различных видов конструкторов («Лего», «Томик», «Соломка», которые обеспечивают многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Конструирование, как вид деятельности, способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Организуя работу с детьми младшего возраста нашего детского сада, мы поставили перед собой задачи научить их создавать конструкции конкретного назначения, а именно – постройки зданий своего села, места, где они живут, играют, ходят в детский сад. Привить воспитанникам умение определять геометрические формы деталей и сопоставлять их друг с другом. Так же, используя возможности своего региона, развивать у детей способность к постройке конструктивных образов по заданной тематике, уметь экспериментировать и преобразовывать предполагаемые модели, создавать постройки знакомых объектов, домов и улицы, на которой они живут, достопримечательностей своего села. Выявлять у ребят умение создавать сюжетные композиции, видеть образ и сопоставлять его с деталями конструктора.

В рамках нашего проекта в качестве моделей для построек мы использовали следующие объекты: дома, улицы села, детская спортивная площадка села, здание детского сада и игровые площадки, памятник самолета-истребителя МиГ-17.

Календарное планирование проектной деятельности с детьми разделено на тематические недели и определяет темы объектов построек. Конструирование является продуктивным видом деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта. Так, в нашем проекте мы с детьми постарались воплотить в жизнь объекты и строения, которые дети видят каждый день и взаимодействуют с ними.

Данный проект предлагает использование нескольких видов конструктора, как инструмента для формирования у дошкольников предпосылок инженерного мышления в процессе развития навыков конструирования и моделирования достопримечательностей села Летно-Хвалынское Спасского района Приморского края, стимулирования технического творчества и познавательного развития детей.

В ходе проекта будет раскрыта работа по формированию предпосылок инженерного мышления у дошкольников посредством развития конструктивной деятельности и технического творчества через конструирование. Такая работа позволит:

- помочь детям в индивидуальном развитии;

- повысить мотивацию к познанию и творчеству;

- будет стимулировать творческую активность;

- развивать способность к самопознанию;

- приобщить к общечеловеческим ценностям;

- успешно организовывать детей в совместной деятельности с другими детьми и взрослыми.

Проект совмещает в себе работу по конструированию и развитию патриотического воспитания, что в свою очередь, поможет нам воспитать в детях чувство любви к своей малой Родине, вызвать у них уважение и гордость за своих односельчан.

Цель проекта :

формирование предпосылок основ инженерного мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством использования разных видов конструктора на архитектурных образцах села Летно-Хвалынское.

Задачи проекта :

Образовательные:

расширить знания детей о различных видах конструктора и дать первоначальные представления по конструированию архитектурных построек;

закрепить умение работать с различными видами конструктора;

продолжать знакомить детей с достопримечательностями села Летно-Хвалынское;

формировать умение создавать сюжетные композиции в процессе конструирования;

закрепить правила безопасной работы при конструировании. Воспитательные:

развивать у воспитанников интерес к моделированию и исследовательской деятельности, стимулировать детское техническое творчество;

совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, умение доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

формировать положительное отношение к истории своего села, его настоящему и будущему.

Развивающие:

формировать познавательную активность дошкольников, конструктивные навыки и творческую инициативу; развивать психофизиологические качества детей : память, внимание, логическое и аналитическое мышление; совершенствовать мелкую моторику;

развивать у детей интерес к техническим видам творчества, расширять инженерное мышление при создании конструкций и моделировании.

Вид проекта : познавательно-исследовательский, игровой.

Участники проекта : младшая группа общеразвивающей направленности дети 3-4 лет, воспитатель, родители.

Сроки реализации проекта : 03.02.2020г – 27.03.2020г

Ресурсное обеспечение и материалы:

материально-техническое:

- мебель по росту детей (столы и стулья)

- демонстрационная магнитная доска

- демонстрационный столик

- ковер для напольных игр

-наборы конструкторов: «Лего» (крупные и мелкие детали, «Соломка», «Томик»;

- ТСО (компьютер, проектор, музыкальная колонка)

- игрушки для обыгрывания ситуаций («Самоделкин», машины, игрушки животных, куклы).

• учебно - методическое (наглядно-демонстрационный материал);

• художественная литература (сказки, стихотворения, произведения авторов).

Формы работы и реализации проекта :

- индивидуальная (дидактические, строительные, ролевые игры);

- самостоятельная (самостоятельное конструирование);

- досуговая (конкурс, викторина);

- сотворчество взрослых и детей (индивидуальная работа педагога в паре с ребенком или подгруппой детей).

Продукты проекта :

• архитектурные постройки из конструкторов;

• презентация «Легополис»;

• видеоролик;

• сборник консультаций для педагогов «Педагогическая гостиная».

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный:

• повышение квалификации педагога в вопросах развития предпосылок инженерного мышления у детей;

• анализ методической литературы по данной теме;

• изучение возможностей внедрения конструктивной деятельности в образовательный процесс;

• анализ имеющихся материально-технических условий;

• определение актуальности и значимости проекта, постановка цели и задач, разработка плана, поиск форм реализации проекта;

• разработка содержания проекта : подготовка методического материала для работы с детьми и родителями;

• подбор строительного материала и создание игровой предметно-пространственной среды.

2 этап – практический:

• практическое осуществление продуктивной, творческой деятельности по формированию познавательной активности и развитию конструктивных навыков у детей младшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность;

творческая мастерская: изобразительная деятельность детей по данной тематике.

3 этап – обобщающий:

• систематизация и обобщение полученных результатов;

• определение перспективы продолжения работы в данном направлении

• трансляция полученного опыта работы по данной теме, презентация проекта «Легополис»;

• создание видеоролика;

• публикация в СМИ.

Календарно-тематическое планирование

проектной деятельности :

Раздел плана и задачи

Содержание деятельности Сроки исполнения

Тема недели:

«Знакомство»

Задачи:

-познакомить детей с разными видами конструктора, с историей их создания;

-познакомить с техникой безопасности при проведении игр, формировать бережное отношение к конструктору;

-рассмотреть детали конструкторов и способы их крепления;

-познакомить детей с историей основания села, в котором они живут. -Мини-презентация «Знакомство с конструкторами: «Лего», «Томик», «Соломка» : название деталей и предметов по форме (кубик, кирпичик, круг, крыша, арка);

- дидактические игры: «Давайте, познакомимся, «Учимся, играя»;

- игровой диалог «Самоделкина» с детьми о правилах безопасности во время игр с конструктором;

- дидактические игры: «Найди деталь, как у меня», «Собери фигурку по памяти» (из 4-6 деталей);

- игра-исследование «Построй с закрытыми глазами» (развитие тактильных ощущений, умение на ощупь найти нужную деталь);

- настольный театр «Три поросенка»;

- игра-задание «Домики для трех поросят из конструктора «Томик»;

- познавательный разговор с детьми «Мое родное село Летно – Хвалынское»;

- задание по образцу «Горка на спортивной площадке в нашем селе» (конструирование из деревянного конструктора «Томик»);

- чтение художественной литературы:

Г. Люшкин «Строители»,

стихотворение «Лего – конструктор»;

- дидактическая игра «Волшебные узоры» (составление симметричных узоров);

- игровое упражнение «Найди кирпичик, как у меня»;

-развивающая игра «Полосатая змейка» (постройка образца по карточке);

-дидактическое упражнение «Собери лесенку»;

-игра-путешествие в сказку (совместная конструктивная деятельность) «Домики для своих любимых животных» («Лего» -конструктор). 03.02.20 – 07.02.20г

Тема недели:

«Мой дом»

Задачи:

- развивать интерес к конструированию;

-выявлять умения сооружать элементарные постройки по образцу, различать знакомые детали;

-побуждать детей к совместному обыгрыванию ситуации в процессе моделирования;

-формировать умение выделять основные части конструкции, детали из которых эти части построены; изменять постройку в высоту;

-повышать степень самостоятельности при сооружении постройки;

-развивать желание сооружать в постройках свой дом.

- Дидактическая игра «Мой дом»;

- рассматривание альбома «Мебель»;

- чтение художественной литературы:

С. Баруздин «Кто построил этот дом?»,

С. Маршак «Откуда стол пришел»,

Л. Толстой «Три медведя»;

- моделирование: «Мебель для комнаты», «Стульчики для гостей»;

- конструктивная деятельность «Как мы построили кроватки для трех медведей» (из конструктора «Лего»);

-игра-исследование «Всё для дома» (какие предметы необходимы в доме);

- дидактическая игра «Опасные ситуации у тебя дома»;

- словесная игра «Посмотри, как хорош дом, в котором ты живешь!» (уметь подобрать как можно больше хороших слов для описания своего дома);

- строительная игра «Что нам стоит дом построить!» («Лего» - конструирование);

- дидактическое упражнение «Найди лишнюю деталь»;

- строительное экспериментирование «Построим игровую площадку возле дома» (из строительного материала «Томик»;

-игровой эксперимент «В мире опасных предметов» (о безопасном нахождении дома; правила обращения с бытовыми приборами);

- игра – инсценировка по сказке С. Я. Маршака «Кошкин дом»;

- дидактическая игра «Комната для Зайки»;

-тематическое конструирование: «Дом, в котором мы живем!» (коллективная работа).

10.02.20.- 14.02.20г

Тема недели:

«Любимый детский сад»

Задачи:

-поддерживать у детей любовь к своему детскому саду, месту, в котором они проводят большую часть своего времени;

- продолжать знакомить детей с территорией детского сада и учить ориентироваться в пространстве;

- развивать навыки конструирования, формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, ее название;

-развивать мелкие мышцы кистей рук (моторику); - Квест - игра «Мой детский сад»;

- тематическая викторина «Что мы знаем о детском саде «Лучик»;

- свободное конструирование из строительного материала «Томик» : «Мебель в моей группе», «Кукольный уголок в моей группе»;

- маршрутная игра «Дорожка» (ориентация в пространстве);

- строительная игра «Домик для игрушек» (из строительного набора «Лего»);

-дидактическое упражнение «Больше - меньше»;

- русская народная игра «Городки»;

- конструирование по замыслу «Спортивная площадка в детском саду»;

- игра-исследование «Деревья и кустарники на нашем участке» (вспомнить названия деревьев и где они расположены);

- Дизайн – мастерская «Мой любимый детский сад» (коллективное моделирование здания и территории детского сада из конструктора «Лего»).

17.02.20 – 21.02.20г

Тема недели:

«Игровая площадка»

Задачи:

- продолжать формировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать, придумывать новые детали к постройкам;

-развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление. - Маршрутная игра «Игровая площадка нашей группы»;

-конструирование по замыслу: «Скамейки для детей», «Песочница», «Горка», «Беседка» (конструктор «Томик»);

- чтение художественной литературы:

Б. Заходер «Строители»;

русская народная сказка «Морозко»;

- дидактическая игра «Найди постройку»;

- конкурс ледовых фигур «Зимние фантазии»;

-экспериментирование «Цветные льдинки» (опыты с замораживанием воды);

- словесная игра «Расскажи о соседних игровых площадках» (какие группы на них играют, как зовут детей соседних групп и их воспитателей);

- игровое упражнение «Построим игровую площадку нашей группы» (сюжетное конструирование из деталей конструктора «Томик»).

24.02.20 – 28.02.20г

Тема недели:

«Моя улица»

Задачи:

-обогащать знания детей об истории образования села Летно-Хвалынское, о людях, живущих в селе;

- знакомить с основными частями конструкции дома: стены, пол, крыша, окна, двери;

- закреплять умение скреплять детали, делать перекрытия, вставлять окна и двери;

-упражнять в усвоении пространственных понятий (внизу, наверху, впереди, позади, слева, справа);

- учить анализировать образец будущей постройки;

- способствовать игровому общению в совместной деятельности.

- Сундучок знаний: «История моего села»;

- заочная экскурсия по селу Летно-Хвалынское (на основе фото - материала);

- игра-исследование «Дома высокие и низкие» (каких домов больше в селе - высоких или низких);

- деловой эксперимент «Окна и двери в доме» (зачем нужны двери и окна., чего больше: дверей или окон в доме);

- игра-диалог «Опиши свой дом, какие объекты находятся рядом с твоим домом»;

- конструирование по замыслу: «Дома на моей улице» (работа в подгруппах с конструкторами «Томик» и «Лего»);

- чтение художественной литературы:

С. Михалков «Моя улица»,

М. Ильин «Машины на нашей улице»,

- деловая игра «Мой дом» (повторить название улицы, на которой живешь);

- игровые упражнения «Один – много»; «Высокий - низкий»;

-игра - задание «Постройка мостика, гаражей» (из строительного материала «Лего»);

- дидактическая игра «Деревья в парке» (названия деревьев, которые растут в парке нашего села);

- ситуативный разговор «Безопасность на дороге»;

- подвижная игра «Светофор»;

- творческое конструирование «Парк и улица моего села» (коллективная работа).

02.03.20 – 06.03.20г

Тема недели:

«Спортивная площадка нашего села»

Задачи:

- закреплять умение строить объёмные конструкции, части сооружения;

- упражнять в умении делать ограждения для постройки, устанавливать детали вертикально и горизонтально;

- развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования;

- закреплять желание работать в коллективе.

- Игра - рассуждение по ЗОЖ «Как вырасти здоровым»;

- проблемная ситуация «Путешествие в Лего – страну» (письмо от жителей Лего-страны с просьбой о помощи в постройке игровой площадки);

- строительная игра «Спортивный турник, горка и карусели для Лего-страны» (строительный материал «Томик»);

-информационная шкатулка «Безопасное поведение на спортивной площадке»;

- развивающая игра «Собери цепочку» (подбор деталей по цвету и форме);

- речевая игра «Отрабатываем предлоги «За» и «На»;

- творческая мастерская: аппликация «Волшебные узоры» (составление симметричных узоров);

- игровое упражнение «Передай кирпичики»;

- сюжетное моделирование «Лего – спорт» (спортивные сооружения на игровой площадке).

10.03.20 – 13.03.20г

Тема недели:

«Автобусная остановка»

Задачи:

- формировать у детей представление о своем селе, о расположении объектов на его территории, о безопасном поведении на улицах села;

- закреплять с детьми знания о переходе улицы в положенном месте, знание городских видов транспорта и правила поведения в автобусе;

- побуждать детей обыгрывать ситуацию в ролевых играх, в конструктивной деятельности, поддерживать инициативу детей в игре. - Ситуативная игра «Автобусная остановка»;

- тематическая беседа «Правила поведения в общественном транспорте»;

- чтение художественной литературы:

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике»;

-рассматривание фото - альбома «Транспорт»;

- ролевая игра «Водители и пешеходы»;

-художественное творчество: рисование «Автомобиль»;

- энциклопедия безопасных ситуаций «Дети на дороге»;

-конструирование по образцу: «Грузовик для песка» («Лего» - конструктор);

- тематическая ситуация «Пешеходный переход» (правила перехода улицы);

- дидактическая сказка «Светофор;

-творческая мастерская: пластилинография «Светофор»;

- викторина «Азбука безопасности»;

- строительная игра «Мы едем на автобусе» (коллективное моделирование автобуса).

16.03.20 – 20.03.20г

Тема недели:

«Памятник в честь павших в боях ВОВ: истребитель

МиГ - 17»

Задачи:

- развивать конструктивные навыки, упражнять в составлении целого из частей, по образцу и по замыслу;

- учить строить самолеты, космический корабль, выделяя функциональные части;

- стимулировать интерес к творчеству, воспитывать патриотизм;

- формировать представления детей об армии, о военных профессиях, о видах военной техники. - Клубный час «История военного аэродрома в нашем селе»;

- чтение художественной литературы:

З. Александрова «Родина»,

Е. Дюк «Про дедушку»,

С. Баруздин «За Родину»;

- Музыкальная гостиная «Военные песни»;

- рассматривание иллюстраций: «Военная техника», «Памятник в честь павших в боях ВОВ: истребитель МиГ – 17»;

- конструирование по образцу: «Самолеты» (индивидуальные постройки из конструктора «Лего»);

- настольная игра «Собери части самолета»;

- строительная игра «Собери башенку»;

- продуктивная деятельность: аппликация «Военный самолет»;

- гостиная «Самоделкина» - правила безопасного конструирования из деталей конструктора «Соломка»;

- игра - фантазирование: «Ракета», «Космический корабль» (поделки-модели из конструктора «Соломка»);

- моделирование по замыслу «Самолеты на аэродроме» (конструктор «Лего»).

23.03.20 – 27.03.20г

Ожидаемые результаты проекта :

• у воспитанников расширились знания о различных видах конструктора и умение работать с ним, развились навыки в конструировании архитектурных построек;

• у ребят сформировалось умение создавать сюжетные композиции в процессе конструирования, закрепились навыки безопасной работы в процессе конструирования;

• усовершенствовались конструктивные навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

• у детей появился интерес к самостоятельному моделированию построек, развилась познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива;

• сформировались коммуникативные навыки у ребят при работе в паре, в детском коллективе, при распределении обязанностей, укрепилось желание трудиться, выполнять задания в соответствии с заданной целью, умение завершать начатую работу;

• воспитанники группы познакомились с достопримечательностями села Летно-Хвалынское, его историей и научились создавать образ знакомых строительных объектов в конструировании;

• развился интерес у детей к техническим видам творчества, расширилось инженерное мышление при создании сложных конструктивных сооружений.

Используемая литература:

1. Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2017.

2. Комарова, Л. Г. Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 120 с.

3. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. - полиграф центр «Маска», 2018.

4. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М. ; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2016.

5. Лусс Т. С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего : пособие для педагогов-дефектологов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016.

6. Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л. Я Гальперштейн. — М. ;ООО «Росмэн-Издат», 2017.

7. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста : методические рекомендации/ авт. -сост. И. В. Анянова, С. М. Андреева, Л. И. Миназова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» Нижнетагильский филиал. – Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» НТФ. – Нижний Тагил, 2016. -168с.

8. Фешина Е. В. «Лего» - конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2017.

9. https://zen.yandex.ru/media/dv_destroy/zabroshennyi-voennyi-aerodrom-dalnei-aviacii-hvalynka-5dc64e30760122197c9abb97.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект для детей 4–5 лет «Знакомьтесь: динозавры»Познавательно-исследовательский проект для детей 4–5 лет «Знакомьтесь: динозавры» Цель проекта: ознакомление детей с древними обитателями Земли — динозаврами. Задачи: 1. Познакомить с разнообразием видов динозавров и.

Познавательно-исследовательский проект для старшего дошкольного возраста «Что за чудо — Молоко!» Задачи для ребенка: 1. Развивать умение делать выводы и умозаключения согласно возрасту; 2. Воспитывать самостоятельность и инициативу в.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект экологической направленности для детей 6–7 лет «Дневник наблюдений (часть 1. Осень)» Познавательно - исследовательский проект экологической направленности для детей 6-7 лет "Дневник наблюдений (часть 1 Осень)"В век компьютерных.

Познавательно-исследовательский (творческий) проект «Встречаем Пасху» для детей 4–5 летПознавательно-исследовательский (творческий) проект «Встречаем Пасху» для детей 4–5 лет Актуальность: Пасха – самый почитаемый праздник в православном мире. Празднование Пасхи - многовековая традиция, мы не должны об этом забывать.

Познавательно-творческий проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возрастаПознавательно-творческий проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста Русская народная матрешка - это любимая игрушка каждого ребенка! Она дарит не только радость, но и вводит малыша в мир открытий! Проведенный.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» Социально-исследовательский проект "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста". Актуальность проекта. Проблема национального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Легополис» для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 января 2022 в 03:30
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект «Легополис» для детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дышлюк Евгения Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД